Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией
учебно-методический материал на тему

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list.docx258.92 КБ
Office presentation icon rabochiy_list.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Л. А. Шешукова,

учитель начальных классов

МБОУ Лицей №9 города Слободского Кировской области

Использование рабочего листа как средства формирования умения

работать с информацией

Знания человека – это капля в море информации. И поэтому умный отличается от глупого тем, что он видит это море, а глупый только каплю.

Дарий, персидский царь

«Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом» и т.п. [2]

Согласно ФГОС НОО в результате изучения всех без исключения учебных дисциплин выпускники начальной школы приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Работа с информацией в начальной школе осуществляется по четырём направлениям:

- получение, поиск, фиксация информации;

- понимание и преобразование;

- применение и представление;

- оценка достоверности. [1]

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных форм работы с информацией, особенно на уроках окружающего мира, является так называемый  рабочий лист.

Рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах. Учебный материал дробится на несколько логически завершенных частей, причем каждая следующая часть  связана с предыдущей. Такой способ подачи информации позволяет ребенку сфокусировать внимание на главном.

Целесообразность использования рабочего листа обоснована большим объемом информации, которую каждому ученику необходимо освоить. Рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы. Такая форма работы позволяет выстроить логику усвоения новых знаний (восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия). Обучать заполнению рабочего листа лучше со второго класса.

Наполнение рабочего листа осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и/или задач предстоящего урока (см. пример 1):

Пример 1.

- прописываются все задания, которые ученикам нужно выполнить;

- создаются условия для самостоятельного освоения учебного материала;

- предоставляется возможность провести саморефлексию (см. пример 2).

Пример 2.

Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и групповой (см. пример 3), что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции младших школьников.

Пример 3.

Рассмотрим фрагмент рабочего листа по теме «Лесная зона» (Дмитриева  Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч. – Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012, с. 109 - 120) по четырем направлениям работы с информацией:

- получение, поиск, фиксация (см. пример 4)

Пример 4.

Узнай и запиши, какие растения нашей местности:

раннецветущие

светолюбивые

теневыносливые

- понимание и преобразование (см. пример 5)

Пример 5.

Рассмотри рисунок в учебнике на с. 117. Раздели растения на 2 группы:

цветут весной                                                цветут летом

_____________________________   _______________________________

_____________________________   _______________________________

_____________________________   _______________________________

- применение и представление (см. пример 6)

Пример 6.

Дерево, которое называют красавицей русских лесов, _________________. Ещё его называют ________________________. Устно объясни оба названия. Придумай и запиши загадку об этом дереве.

- оценка достоверности (см. пример 7).

Пример 7*.

Пользуясь иллюстрацией и текстом на с. 118 – 119 учебника, приведи примеры лесных животных разных групп. Подпиши каждый столбец.

* При выполнении данного задания ученику необходимо выделить единый признак классификации (по способу питания, по внешнему виду и т.д.). Важное условие – не смешивать признаки классификации.

К преимуществам использования рабочего листа в учебном процессе можно отнести следующее:

- в содержание рабочего листа можно включать задания на осмысление информации, данной в учебнике, а также задания более высокого уровня сложности, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях, находить информацию в дополнительных источниках;

- информация должна быть представлена в разных видах (схема, таблица, рисунок, текст, диаграмма и т.д.);

- педагог имеет возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом, видеть пробелы в изучении темы, вносить коррективы в образовательный процесс;

- использование рабочих листов на уроках и анализ их выполнения позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка;

- учитель становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики – учителями, исследователями и сотрудниками.

Однако сам процесс разработки и подготовки рабочего листа весьма трудоёмкий.

Таким образом, рабочий лист, являясь средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Кроме этого, выполнение предложенных заданий по работе с информацией формирует и развивает различные группы универсальных учебных действий, позволяет сделать учение личностно значимым.

Список литературы

1.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.

2.Современный толковый словарь / под редакцией Исмаилова В.С. – М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей №9 города Слободского Кировской области

Слайд 2

Информация (от лат. I nformatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Слайд 4

Логика усвоения новых знаний

Слайд 5

Пример 1 Рабочий лист по теме «________________________________________». Моя цель на урок __________________________________ … Достиг(ла) ли ты поставленной цели? Докажи. _____________________________________________________

Слайд 6

Пример 2

Слайд 7

Пример 3

Слайд 8

Пример 4 раннецветущие светолюбивые теневыносливые Узнай и запиши, какие растения нашей местности:

Слайд 9

Пример 5 Рассмотри рисунок в учебнике на с. 117. Раздели растения на 2 группы: цветут весной цветут летом

Слайд 10

Пример 6 Дерево, которое называют красавицей русских лесов, _________________. Ещё его называют ________________________. Устно объясни оба названия. Придумай и запиши загадку об этом дереве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...

Формирование умения работать с информацией.

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ....

Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации...

Использование рабочих листов как средство организации учебной деятельности

Обучение в рамках федерального государственного образовательного стандарта предполагает, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки ...

Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...