Использование рабочих листов как средство организации учебной деятельности
методическая разработка

Налдеева Любовь Вячеславовна

Обучение в рамках федерального государственного образовательного стандарта предполагает, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Это значит, что они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование рабочих листов как средство организации учебной деятельности

Обучение в рамках федерального государственного образовательного стандарта предполагает, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Это значит, что они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Рабочий лист может применяться на любом этапе урока или при выполнении домашней работы. Такая форма работы позволяет выстроить логику усвоения новых знаний (восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия). Наиболее активно использую рабочие листы на уроках литературного чтения, окружающего мира. По каждому предмету в зависимости от целей урока разрабатывается система заданий.

Рассмотрим подробнее структуру рабочего листа по литературному чтению:

1 блок «Автор»: информация об авторе: ФИО, даты жизни, портрет, 5 интересных фактов о писателе. ФГОС предполагает, что в результате освоения предмета литературного чтения обучающиеся будут понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры. Чтобы наиболее полно воспринимать художественный текст важно проникнутся к жизни писателя, заинтересовать и увлечь личностью автора. Благодаря рабочему листу ученик сможет познакомиться с автором, даже если отсутствовал на уроке.

2 блок «Словарь»: знакомство и уточнение лексического значения слов по теме. Можно проводить в разной форме: прочтение, соответствие слова и значения, соответствие слова и изображения, дописывание недостающих слов в определение.

3 блок «Анализ»: вопросы, направленные на анализ художественного текста.

4 блок «План»: задания могут быть на расстановку пунктов плана в соответствии с содержанием; на дополнение пунктов плана………

5 Блок «Творчество»: придумай продолжение рассказа, дорисуй рисунок по рассказу.

6 Блок «Медиа»: дополнительная информация по теме, с которой ребята могут ознакомится путем перехода по куар-коду: ссылки на диафильм, мультфильм, образовательные порталы с интерактивными заданиями по теме.

7 Блок «Оценка»: проверка усвоения темы (тест по произведению).

Достоинства авторских рабочих листов:

При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;

повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).

Недостатки:

Большое количество бумаги и краски.

Таким образом, использование рабочих листов выстаивает целостную систему работы над произведением в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - эффективное средство организации учебной деятельности на уроке английского языка в начальной школе.

В статье рассматриваются игровые приемы на уроках английского языка в начальных классах....

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Мастер-класс "Рабочий лист как средство организации учебной деятельности"

Цель; рассказать коллегам о технологии создания и применения рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя. Задачи, решаемые на мастер-классе: 1) показать роль рабочих листов в п...

Использование рабочих листов в рамках организации самостоятельной работы учащихся с умственной отсталостью

Рабочий лист – это одноразовое или многоразовое дидактическое пособие на печатной основе. В основном его используют на определенном этапе урока в качестве самостоятельной работы. Важными составл...

Рабочий лист как способ организации учебной деятельности младших школьников

В статье описываются виды рабочих листов, их структура, а также этапы создания рабочих листов для учащихся....