Рабочий лист как способ организации учебной деятельности младших школьников
материал

В статье описываются виды рабочих листов, их структура, а также этапы создания рабочих листов для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист как способ организации учебной деятельности младших школьников

        Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить разным учащимся на разных этапах урока.

Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на уроке, обязательным элементом которого являются учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).

Рабочий лист даёт возможность организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, а также является замечательным средством получения обратной связи. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

    В зависимости от цели применения можно выделить  следующие виды рабочих листов:

 Обучающий рабочий лист. Он предполагает активную работу школьников с текстом, прежде всего учебника, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений. Высокой педагогической ценностью обладают рабочие листы, предусматривающие самостоятельный вывод школьниками новых знаний на основе выполнения указаний рабочего листа. То есть при работе с заданиями таких рабочих листов школьники как присваивают знания в готовом виде, так и выводят их самостоятельно.

Тренировочный рабочий лист. Его основное предназначение — отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий в них, а также и способы представления ответов, разнообразны: текстовые, графические, табличные и пр. 

Исследовательский рабочий лист. Исследование может служить средством проверки гипотезы, доказательства или опровержения какого-либо утверждения / факта, способом решения учебной проблемы.

Рефлексивный рабочий лист по теме или разделу.

Комбинированный рабочий лист.

Рабочим листом не являются:

  • лист с заданиями,
  • лист на отметку;
  • ксерокопия заданий из книги;
  • рабочая тетрадь;
  • перечень заданий на проверку памяти (тесты, открытые вопросы и т.д.).

 Структура рабочего листа выглядит следующим образом:

  • Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
  • Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
  • Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);
  • Задания (очень простое - простое - сложное - твое собственное задание).    Рядом с заданием есть информация, которая необходима ребенку для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа).
  • Рефлексия на каждом этапе урока.

    Весь рабочий лист может объединять какая-то история, которая отражает интересы и увлечения детей. Исходя из этого, можно придумать интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело №1, станция №1 и т.д.) Всё это способствует повышению мотивации к обучению.

     Что может включать в себя рабочий лист? Прежде всего, он не должен быть перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели. Материалы, используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить интерес к предмету, мотивировать на изучение (это не должно быть дублирование учебника!) Задания должны быть грамотно сформулированы. На уроках открытия нового знания рабочий лист может  иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров. Рабочие листы могут включать опорные схемы, таблицы, диаграммы, ребусы, кроссворды, цитаты, карты, иллюстративный материал и пр. 

Процесс создания рабочего листа  можно разделить на следующие этапы:

1.     Выделяем объем блока проверки (урок, тема, раздел)

2.     Подбираем материал (задания, схемы, иллюстрации, исторические справки, развивающие и творческие задачи)

3.     Формулируем вопросы и задания

4.     Моделируем рабочий лист (продумываем структуру и композицию, располагаем материал на листе)

5.     Эстетически оформляем материал (проверяем шрифт, строчки, читаемость и визуальное восприятие)

6.     Выполняем сами все задания в умеренном темпе (определяем контрольное время, проверяем связность заданий).

    Для того, чтобы рабочий лист содержал дополнительную информацию можно использовать QRкод. Такой код может содержать ссылку на статью, книгу, видео, тест по материалу. Код создается достаточно просто, нужно всего лишь зайти на специализированный сайт, как например, QRkoder.ru, вставить ссылку на необходимый медиафайл или страницу и сайт автоматически сгенерирует вам код, который вы можете скопировать и вставить в свой рабочий лист.

Существуют различные приложения по созданию рабочих листов, сайты с готовыми рабочими листами.

Сервисы для создания рабочих листов:

 https://chikipooki.com/ru, http://tobemum.ru/deti/kak- nauchit/generator-propisi/, https://childdevelop.ru/generator/, https://worksheets.ru/catalog/  и др.

Сервисы для создания рабочих листов. Commoncoresheets.com, LIVEWORKSHEETS.COM, TEACHERMADE.COM, COREAPP.AI, WIZER.ME, Worksheets.ru, Canva.com и т.д.

Достоинства рабочих листов

  • Учитывая особенности каждого ребенка в классе, в содержание рабочего листа можно включать задания разного уровня сложности и разного вида.
  • Каждый ученик класса вовлечен в активную деятельность.
  • За счет активизации всех видов памяти учебный материал легче запоминается.
  • Повышается концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале.
  • Возможно применение рабочих листов дистанционно.
  • Учитель не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.
  • Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления и повторения материала.

У рабочих листов есть и недостатки. Создание рабочего листа – процесс достаточно трудоемкий, требующий много времени. А также необходимо большое количество бумаги, краски и т.д.

Заполненные рабочие листы можно накапливать в портфолио как результат продвижения школьника.

Список источников:

  1. https://uprobrsoln.khv.muzkult.ru/media/2021/04/02/1248944445/Vasil_eva_I.G._Obobshhenie_opy_ta_po_tem_rganizacii_uchebnogo_processa_1.pdf

  1. https://www.teacherjournal.ru/categories/15/articles/3375
  2. https://moluch.ru/archive/464/102098/

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii

  1. https://vk.com/doc326055550_669682682?hash=OarYlpzSQgkIZw0YN7sIIVhoyqnG8gOB1Z36iQLHFQT


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации проектной деятельности младших школьников

Проектно-задачная технология обучения позволяет решить современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а такж...

Способы организации проектной деятельности младших школьников

Проектно-задачная технология  позволяет решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружи...

Памятка - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В данном материале содержатся инструкции о самоорганизации учебной деятельности младших школьников; памятки для младших школников том, как работать на уроке в паре; памятки для учащихся о том, как раб...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Индивидуальный педагогический проект "Использование квест – технологии как способ организации поисковой деятельности младших школьников в учебном процессе»

Поколение детей, которое сегодня приходит в школу – принципиально иное. Социально-психологические особенности этих детей, их система ценностей во многом определяют ландшафт образовательного прос...