Способы организации проектной деятельности младших школьников
статья на тему

Проектно-задачная технология  позволяет решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы организация проектной деятельности младших школьников

Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно  растут темпы внедрения технических разработок. Меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова. Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно, активно и инициативно  искать средства решения новых задач. Академическая же успешность в сфере науки не гарантирует теперь способность жить в новом, меняющемся мире.

Однако при оценке достижений российских школьников в рамках международных программ TIMSS и PISA обнаружилось, что многие наши школьники, к сожалению, явно не могут  выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои немалые знания для решения многих далеко несложных задач, включённых в международные тесты. Невысокие результаты сравнительных международных исследований показывают, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию знаний в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов. Одна из причин этого явления – академическая направленность школьных курсов, которая привела к отсутствию должного внимания к практической составляющей содержания обучения.

Такая ситуация может быть охарактеризована как кризис образования. Одним из ответов на эти вызовы современности стал компетентностный подход. Именно компетентность сегодня рассматривают как своеобразную альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам.

Компетентность можно определить и как способность к практическому действию. Не просто решать интеллектуальные задачи, но и иметь опыт решения практических задач, требующих от действующего обладания данными интеллектуальными способностями. Компетентности – один из результатов образования, связывается с проектной деятельностью школьников. То есть, предполагается, что организация проектной деятельности обеспечивает формирование компетентностей.

Чем отличается проектная деятельность от учебной? Так ли необходимо, чтобы проектная деятельность стала компонентом школьного устройства? Собственно учебное действие по самой своей сути не может быть достаточным условием формирования самостоятельности и ответственности. В учебной деятельности учащиеся приобретают предметные способы действия – культурные, т.е. выработанные всей историей человечества, способы работы с предметным содержанием. За историю развития человечества они обособились от реальных задач, в которых впервые возникли, и могут быть присвоены новыми поколениями сами по себе, без привязки к реальным ситуациям, в которых возникли, поэтому момент превращения освоенного предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач в учебной деятельности отсутствует. Оставаясь в рамках лишь учебной ситуации, выполняя лишь учебные действия, ученик не рискует собственным действием изменить ситуацию, а потому момент принятия решения в таких условиях просто исчезает.

В проектной же деятельности складывается иная ситуация. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность.  Она предполагает действия учащихся с использованием уже полученных знаний, их применением в качестве средств деятельности, т.е. учащиеся, получают опыт разрешения проблем и принятия решений. Таким образом, проектная деятельность усиливает развивающий эффект образовательных программ, положительно влияет  на формирование личности школьника. В то же время, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной в школе.

Проектная деятельность в своём развитии проходит ряд качественных этапов, обусловленных своеобразием возрастного развития учащихся (младший, средний, старший школьный возраст) и требующих особых средств освоения, соответствующих генезису ведущей деятельности и новообразованиям личности как основных линий психического развития. Она неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка, выполняет разные функции, служит разным целям и должна строиться по-разному.

На первых порах, в начальной школе, собственно проектная деятельность, включающая все её компоненты, ещё невозможна. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Проектная деятельность становится ведущей в подростковом возрасте. Именно для подростков реализация проектов является развивающей образовательной ситуацией и гарантирует развитие возростносообразных новообразований – ответственности, инициативности, самостоятельности. Доминантой же начальной школы остаётся овладение способами действий – культурными средствами, которые потом, в основной школе, станут средствами проектирования.

Всё сказанное может привести к заключению, что проектная деятельность важна и нужна только подросткам. Да, конечно, но только если мы разговариваем о возрастном развитии и решаем психологическую и социальную задачи. Если же обратимся к другим задачам - образовательным, то надо посмотреть на проектную деятельность с точки зрения образовательных результатов, которые мы, современное общество, надеемся получить средствами образования. Это самостоятельность - учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения, но переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву неэффективно и, как правило, вредно.

Осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также помочь вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе могут проектные задачи.

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В.Давыдов). Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома. Это, прежде всего, не одно задание, а целая система. Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведёт» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До неё подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счёт своих способностей, как правило спонтанно пытается найти его сам. Как правило, этот способ решения не поддаётся алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно-практическая? Они не позволяют:

  • Научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задаётся автором или учителем.
  • Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения.
  • Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые предлагаются решать детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.
  • Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.
  • Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Поэтому возникла необходимость включения в образовательный процесс ещё одного вида задач - проектных задач.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения подобных задач младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Итак, проектная задача - это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результатов в виде реального (до этого - неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект - это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?

  • Дают реальную возможность организовать сотрудничество детей.
  • Учат проектировать через специально разработанные задания.
  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Математика – 3 класс                                                                    

Проектная задача «Детский центр»

В некотором городе разрабатывается проект строительства пятиэтажного здания детского центра. В этот проект входит: проектная документация, задания для расчёта.  

Под строительство нужно выделить некоторую сумму денежных средств для закупки необходимых материалов, а именно: цемента, кирпича, черепицы, линолеума, окон.

Ваша задача – рассчитать общую стоимость материалов, необходимых для строительства.

Внимание!!! У строителей принято оформлять всю проектную документацию с помощью чертежей.

Проектная документация:

Условные обозначения:

a (т) – количество цемента, расходуемое на 1 этаж;

b (т) – количество цемента, расходуемое на фундамент;

m (руб) – стоимость одной тонны цемента;

c (шт) – количество кирпичей, расходуемое на 1 этаж;

k (руб) – стоимость одного кирпича;

d (шт) – количество окон с каждой стороны школы на одном этаже;

р (руб) – стоимость одного окна;

t (руб) – стоимость материала для крыши (черепицы);

s (шт) – количество рулонов линолеума для пола на одном этаже;

r (руб) – стоимость одного рулона линолеума.

Количество требуемого материала.

1)

2)                                                                            3)

4)

Задание 1.  Прочитайте чертёж.

Определите, стоимость какого материала вы рассчитываете.

Составьте текст по данному чертежу на листе А3.

Внимание!!!  После проделанной работы вам нужно будет предъявить результат отделу технического контроля (ОТК).

Задание 2.  Постройте на листе формата А3 чертеж, по которому можно рассчитать стоимость вашей части материалов, необходимых для постройки детского центра.

Задание 3. Подготовьте чертёж, показывающий общую сумму затрат на материалы, для передачи в экономический отдел для дальнейшего расчёта общей стоимости данного проекта.  

Комментарий: В третьем классе продолжается работа с текстовыми задачами. Основной её целью является формирование учащихся рациональных способов анализа текстов, т.е. определение математической структуры задачи (описываемых в тексте величин и связывающих их отношений), её моделирование с помощью специальных знаковых средств.

Педагогические эффекты:

  • Есть реальная возможность организовать взаимодействие детей
  • Учит (без явного указания на это) проектировать через специально-разработанные задания
  • Позволяет посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

Способы организации проектной деятельности младших школьников

Проектно-задачная технология обучения позволяет решить современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а такж...