Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.
статья

Орлова Лидия Романовна

В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2_orlova_l.r.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Таймлайн на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста

Авторы:

Орлова Лидия Романовна

Студент,Сургутский государственный педагогический университет 

Направление подготовки «Педагогическое образование

(направленности Начальное образование и математика)», Сургут, Россия.

e-mail: orlova-lr@mail.ru

Арасланова Анастасия Александровна

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия.

Научный руководитель – к.п.н., доцент

e-mail: soldatovaa@list.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается возможности применения Таймлайн на уроках по предмету «Окружающий мир» у младших школьников для формирования умения поиска и выделения необходимой информации. Таймлайн делает процесс обучения обучения творческим, креативным, интересным и учителю, и детям. Исходя из целей и задач была проведена диагностика обучения младших школьников для выявления уровня сформированности умения поиска и выделения необходимой информации.

Ключевые слова: начальная школа, цифровые ресурсы, формирование умения, поиск и выделение необходимой информации, окружающий мир.

Тематическая рубрика: начальное образование

Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни всего мира, оказывают влияние на умения современного школьника ориентироваться в потоке учебной информации. Познавательные универсальные учебные действия (далее – ПУУД), формируемые на уроках по предмету «Окружающий мир», являются гарантом формирования интереса к исследованию данного предмета: желание проводить направленный поиск, обработку и использование информации. «Окружающий мир» обладает потенциалом для развития познавательных универсальных учебных действий, потому что он содержит в равном количестве природоведческие, обществоведческие, исторические познания и предоставляет обучающимся основу естественных и социально-гуманитарных наук [1, С. 5-13]. Приоритетной целью обучения предмета «Окружающий мир», согласно Примерной программе НОО, является формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста. Е.А. Коновалова в понятие умение поиска и выделения необходимой информации включает следующие умения:

− находить в тексте конкретные факты, сведения, заданные в явном и скрытом (в виде иллюстраций, схем, таблиц) виде;

−  определять тему и главную мысль текста;

−  разделять текст на смысловые части, составлять план текста;

−  выделять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;

− сравнивать между собой объекты и предметы, выделяя при этом существенные признаки,
− ориентироваться в различных словарях и справочниках, соответствующих возрасту [4].

При изучении курса «Окружающий мир» обучащиюся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации при выполнении учебных заданий по окружающему миру с постепенным усложнением, нужно учитывать основные направления формирования данного умения у младшего школьника на каждом этапе обучения. Подробное содержание представлено в таблице 1.

Основные направления формирования умения поиска и выделения необходимой информации у младшего школьника на каждом этапе обучения

Таблица 1

Классы

Основные направления формирования умения осуществлять поиск информации

Приемы формирования

1

1. Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка.

4. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

В процессе обсуждения темы урока учитель вместе учащимися осуществляет постановку вопросы, на которые необходимо найти ответ.

Задания найти информацию на развороте, найти в оглавлении (на какой странице?), в словаре (найти какие-либо понятия к изучаемой теме).

Найти и зачитать описание к рисунку, найти название рисунка, объяснить, что изображено на рисунке (схеме).

После изучения новой темы задать по ней вопросы и дать время на поиск и обдумывание информации, разрешив обращаться к учебнику, тетради, сопутствующим материалам. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу.

2

1. Определять, что нужна дополнительная информация для выполнения задания.

2. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

3. Находить необходимую информацию как в учебнике (текст, иллюстрации, элементарные схемы и таблицы), так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Постановка вопросов о том, какая информация необходима при ответе на конкретный вопрос.

Задания на умение подбирать литературу по разным темам. Занятие в библиотеке, включающее задания на поиск книг с помощью карточного каталога по различным темам (об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых и пр.).

Работа с таблицей (схемой, иллюстрацией) с помощью наводящих вопросов учителя. Задания ответить на вопросы учебника, найти дополнительную информацию по теме. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу.

3

1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения задания.

2. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Постановка вопросах учителя о том, какие вопросы можно рассмотреть в рамках изучения новой темы.

Задание обратиться к словарю и найти значение слова (например, «тундра», «степь» и пр.), Обратиться к энциклопедии, чтобы узнать, какие животные живут в тундре, степи… Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Рассказать, какие новые знания почерпнули из таблицы (иллюстрации, схемы…).

4

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

2. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Например, найти статью в учебнике и самостоятельно ответить на ряд вопросов.

Задания найти дополнительную информацию к уроку по определенным темам. Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Поручение индивидуальных сообщений, выступлений, рефератов на заданные темы.

В рамках данного исследования было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности умения поиска и выделения необходимой информации. Была проведена диагностика Э.Ф. Замбицявичене, по определению уровня развития словесно-логического мышления, которая являются важной частью в формирование данного умения. Диагностика проведена на экспериментальном классе  обучающихся 1 класса (25 человек) МБОУ СОШ №46 города Сургута, результаты которого выстроились таким образом: уровень сформированности умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и явлений: высокий 64%; средний 36%.; уровень сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями: высокий 52%; средний 48%.; уровень сформированности умения выделять существенные признаки предметов; высокий 44%; средний 56%; уровень сформированности умения обобщать материал: высокий 28%; средний 72%.

В современном образовательном пространстве в начальной школе всё чаще применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Чаще всего учителя при выборе образовательной платформы придерживаются одного из двух распространенных подходов. В первом случае учителям «навязывается» единая централизованная информационно- образовательная среда [2, С. 40-42], во втором случае работают с различными инструментами и сервисами, выбранными по собственному усмотрению в соответствии со своими предпочтениями [3, С. 111-120].

Оба этих подхода имеют свои достоинства и недостатки. Так, «единый» подход ограничивает возможности творческого поиска и свободы выбора преподавателя в условиях многообразия доступных технологий и наличия личных предпочтений. «Разрозненный» подход, в свою очередь, зачастую не обеспечивает возможности централизованного накопления и учета результатов обучения и создает сложности, связанные с необходимостью «привыкания» к особенностям интерфейса и логике работы каждой.

На наш взгляд эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умений поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста, которая учитывает все условия для получения необходимых результатов, простая, логичная и понятная в использовании и в создании, является Таймлайн.

Таймлайн (от  англ.  Timeline –букв.  «линия времени») – это веб-приложение, которое позволяет пользователям просматривать, создавать, сравнивать интерактивные графики обмениваться ими. Лента (шкала, линия, линейка, ось) времени служит для создания временно-событийных линеек. Такие ленты  могут  сопровождаться  не  только  текстовыми  комментариями,  но  и встроенными  фотографиями,  видеороликами,  ссылками  на  интернет-ресурсы. Созданные ленты времени можно встроить на страницу online-курса или блога с помощью HTML-кода или сделать переход на ленту по гиперссылке [5]. Если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, предполагающим установление последовательности.

Установление последовательности, как комплексная логическая операция, предполагает анализ, сравнение, систематизацию элементов заданного множества. В результате чего, происходит выбор и расположение элементов, отвечающих заданным условиям. Для успешного выполнения подобной задачи у обучающихся будут сформированы следующие умения: умение узнавать предмет по заданным признакам; умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять основания для сравнения; умение выделять в различных объектах общие и отличительные свойства; умение группировать предметы по определенным признакам; умение проводить классификацию объектов по какому-либо основанию; упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом на основе одного признака (далее усложнить и ввести два и более признаков); найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по двум и более признакам и размещенных в таблице; составить алгоритм выполнения действий.

Формируемые умения при изучении материала с помощью Таймлайн или его создание, идентичные с умениями, которые включает себя понятие умения поиска и выделение необходимой информации по Е.А. Коноваловой и обязательным направлениям в формировании умения и поиска информации (см. Таблица 1).

Таким образом, при использовании Таймлайн, формирование умения поиска и выделения необходимой информации осуществляется наиболее эффективно. Таймлайн можно превратить в увлекательную историю, которая разнообразит урок. А использование сервисов, представленных в таблице 2, способствуют развитию у обучающихся познавательного интереса, критического мышления, умения анализировать, классифицировать учебный материал и т.д.

Сравнительная таблица сервисов по созданию Timeline

Таблица 2

Timeline JS

Sutori

TimeToast

Tline

myHistori

Основная особенность

Стильный дизайн; основан на работе с таблицами Google

Интерактивный таймлайн

Классическая хроника

Красивый виджет

Таймлиния с геолокацией

Платный/Бесплатный

Полностью бесплатный

Есть бесплатный тариф

Есть бесплатный тариф

Полностью бесплатный

Полностью бесплатный

Поддержка русского языка

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Совместная работа

Есть

Есть

Нет

Нет

Есть

Как встраивается

Гиперссылки и код для ставки

Гиперссылки и код для ставки

Гиперссылки

Гиперссылки и код для ставки

Гиперссылки и код для ставки

Основные недостатки

Нет визуального редактора

Мало возможностей в бесплатном тарифе

Присутствует реклама

Это скорее виджет с коллекцией ссылок, чем хроника

Не все события могут иметь геолокацию

На основе анализа методической и педагогической литературы, опытно-исследовательская работа позволяется утверждать, что Таймлайн может достаточно эффективно использования на уроках по предмету «Окружающий мир» для формирования умения поиска и выделения необходимой информации. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Это хорошо оснащённый ресурс, реализуемый на разнообразных цифровых площадках, может эффективно использоваться в начальной школе, делая процесс обучения творческим, креативным, интересным и учителю, и детям.

Библиографический список

  1. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. – 2013. – No 1.Донцов А.И., Токарева М.Ю. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства // Вопросы психологии. – 1998. - № 3. – С. 115-121.
  2. Карасик, А.А. Барсуков, Д.Н. Компоненты и сервисы компетентностно- ориентированной информационно-образовательной среды [Текст] // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 18-й всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2012.
  3. Ломовцева, Н.В. Чубаркова, Е.В. Карасик, А.А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности [Текст] // Образование и наука. – 2013. – No3(102). – С. 111-120
  4. Универсальное учебное действие. Информационный поиск [Электронный ресурс] / ред. Коновалова Е. А. – Электрон. дан. – Смоленск : 2016.  – Загл. с экрана. – Яз. русУправление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.
  5. Ээльмаа, Ю.В.  Использование таймлайнов в практике учителя истории [Электронный   ресурс]   /Ю.В.Ээльмаа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."

Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....

Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»

Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста

Формирование навыков фонематического анализа одна из важных задач. Нарушение фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. К сожалению, симп...