Развитие ребенка с синдромом Дауна
статья
В статье описаны характерные симптомы и факторы, развитие личности, познавательная сфера, развитие речи, эмоциональная сфера, сильные стороны детей с синдромом Дауна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ребенка с синдромом Дауна
Синдром Дауна – хромосомная патология, возникающая в результате случайной мутации: в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме. Болезнь получила название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.
Характерные симптомы с синдромом Дауна
Дети имеют небольшой рост, монголоидный разрез глаз, короткие конечности, короткие пальцы, небольшой череп с уплощенной переносицей, высокое нёбо. Зубы неправильно растут, часто поражены кариесом. Наблюдается недоразвитие верхней челюсти, нижняя челюсть выступает. Крупный бороздчатый язык с характерными продольными трещинами – «географический язык» 50%. Он крупный и поэтому, помещается во рту только в «сложенном» виде, мешает говорить и жевать. Уши маленькие, волосы на голове редкие. Кожа сухая, тонкая, склонна к шелушениям и экземам. На конечностях, в связи с недостаточным кровообращением, кожа выглядит мраморной – бледная с прожилками. Лицо круглое, маловыразительное, рот полуоткрыт.
Половые органы недоразвиты. Часто эти признаки сочетаются с пороками сердца, гипотонией мышц. Снижена сопротивляемость к инфекционным болезням.
Моторное развитие детей с синдромом Дауна отстает от сверстников; имеет место системное недоразвитие речи.
Привести к синдрому Дауна могут следующие факторы:
Браки между близкими родственниками, ранние беременности младше 18 лет, возраст матери старше 35 лет, отца 45 лет.
Чем старше женщина, тем выше риск для здоровья ее потомства и этот показатель достигает 1:19.
Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700.
Что необходимо знать родителям детей с синдромом Дауна.
- Несмотря на задержку в развитии дети обучаемы. С помощью специальных программ удается повысить их IQ до 75. После школы они могут получить профессию. Им доступно даже высшее образование.
- Развитие таких малышей проходит быстрее, если они окружены здоровыми сверстниками и воспитываются в семье, а не в специализированном интернате.
- «Дети солнца» разительно отличаются от своих сверстников добротой, открытостью, дружелюбием, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Они способны искренне любить, и могут создавать семьи. Правда риск родить больного ребенка у них составляет 50%.
- Современная медицина позволяет повысить продолжительность жизни до 50 лет.
- Родители не виноваты в болезни ребенка. Хотя существуют возрастные факторы риска, но все же 80% детей с синдромом Дауна рождены абсолютно здоровыми женщинами в возрасте 18-35 лет.
- Если в вашей семье есть ребенок с синдромом Дауна, то риск того, что следующий малыш будет иметь такую же патологию, составляет лишь 1%.
Развитие личности при синдроме Дауна
Низкая саморегуляция. И детям, и взрослым с трисомией 21-й хромосомы трудно регулировать свои психофизические процессы. Им тяжело справиться с охватившими их эмоциями, утомлением, заставить себя сделать то, что не хочется. Это происходит потому, что в основе саморегуляции лежит воздействие на себя с помощью слов и образов. А у людей с синдромом Дауна с этим возникают проблемы. Исправить ситуацию поможет соблюдение режима дня. Занимайтесь с ребенком ежедневно в одно и то же время. Это дает ребенку чувство безопасности и приучает к дисциплине.
Недостаточная мотивация. Таким детям тяжело себе представить конечную цель их действия. Именно этот образ должен побуждать к активности. Поэтому дети более успешно справляются с решением простых одношаговых задач и получают от этого большое удовольствие. Поэтому при занятиях с ребенком разбивайте задание на простые этапы. Например, ребенку по силам ставить один кубик на другой, но он не справится, если вы попросите сразу построить домик.
Аутические расстройства обнаруживаются у 20% детей с синдромом Дауна. Они проявляются в отказе от общения и повторяющихся однотипных действиях, стремлению к однообразию, приступах агрессии. Например, ребенок может много раз подряд выставлять игрушки в определенном порядке, бесцельно взмахивать руками или раскачивать головой. Симптом аутизма – нанесение повреждений самому себе, кусать себя. Если вы заметили у ребенка эти признаки, то обратитесь к психиатру.
Познавательная сфера ребенка с синдромом Дауна
Внимание к деталям. Дети больше внимания уделяют мелким деталям, чем целостному образу. Им тяжело выделить главный признак. Дети хорошо отличают формы и цвета. После нескольких занятий могут сортировать предметы по определенному признаку.
Просмотр телевизора не должен занимать больше 15 минут в день. Дети с синдромом Дауна любят наблюдать. Быстрая смена картинок вредна для психического здоровья и может стать причиной приобретенного аутизма.
Чтение детям дается довольно легко. Оно расширяет словарный запас и улучшает мышление. Это же касается и письма. Некоторые дети предпочитают дать письменный ответ, чем устно ответить на вопрос.
Кратковременная слуховая память развита недостаточно. Вместимость памяти прямо пропорциональна скорости речи. Люди с синдромом говорят медленно и поэтому объем этой памяти очень маленький. Из-за этого им труднее освоить речь, а словарный запас беднее. По этой же причине им тяжело следовать инструкциям, понять прочитанное, посчитать в уме. Тренировать кратковременную слуховую память можно. Для этого необходимо просить ребенка повторять услышанные фразы, постепенно доводя количество слов до 5
Зрительная и пространственная память у детей с синдромом Дауна не нарушены. Поэтому при обучении необходимо опираться на них. Изучая новые слова, показывайте предмет или карточку с его изображением. Когда вы заняты, то озвучивайте, то что вы делаете: «Я режу хлеб», «Я умываюсь».
Проблемы с математикой. Недостаточная кратковременная память, низкая концентрация внимания и неумение анализировать материал, применять теоретические знания при выполнении заданий становятся серьезным препятствием для детей. Особенно страдает устный счет. Вы можете помочь ребенку предложив пользоваться счетным материалом или считать знакомые предметы: карандаши, кубики.
В процессе обучения необходимо опираться на сильные стороны: подражательность и старательность. Ребенок может выполнять задания по образцу. Дети с синдромом медлительны, поэтому торопить их не нужно, пусть работают в своем темпе.
Развитие речи
Говорите много и эмоционально. Чем больше вы будете общаться с ребенком, тем лучше он будет говорить и тем больше у него будет словарный запас. С первых дней разговаривайте с ребенком очень эмоционально, но не сюсюкайте. Повышайте и понижайте голос, говорите то тише, то громче.
Таким образом, вы развиваете речь, эмоции и слух.
Массаж рта. Намотайте на палец кусочек чистого бинта и осторожно протрите небо, переднюю и заднюю поверхность десен, губы. Повторяйте эту процедуру 2-3 раза в день. Такой массаж стимулирует нервные окончания во рту, делаете их более чувствительными. В дальнейшем малышу будет легче управлять губами и языком.
Большим и указательным пальцем руки смыкайте и размыкайте губы ребенка во время игры. Старайтесь делать это когда он гулит.
Таким образом у него получится произносить «ба», «ва».
Называйте предметы и озвучивайте свои действия.
«Сейчас мы попьем из бутылочки! Мама тебе оденет кофту». Многократное повторение поможет ребенку усвоить слова и связать их с предметами.
Все занятия должны сопровождаться положительными эмоциями.
При изучении слов используйте картинки, символы и жесты. Например, вы изучаете слово машина. Покажите ребенку настоящую и игрушечную машину. Воспроизведите звук мотора, изобразите, как вы вращаете руль. В следующий раз, когда вы скажете «машина» напомните ребенку всю цепочку. Это поможет малышу закрепить в памяти термин.
Читайте ребенку. Выбирайте книжки с яркими картинками и соответствующим его развитию текстом. Рисуйте героев прочитанного, вместе пересказывайте историю.
Эмоциональная сфера
Эмоциональная чувствительность. Дети с синдромом Дауна очень тонко чувствуют ваши эмоции, направленные на них. Для того чтобы материнский инстинкт проявился в полной мере необходимо проводить с ребенком
больше времени.
Общительность. Дети с синдромом Дауна очень любят родителей и людей, которые заботятся о них. Они очень открыты, дружелюбны и настроены на общение со сверстниками и взрослыми. Игры со сверстниками без синдрома помогут ребенку быстрее развиваться и почувствовать себя членом общества.
Повышенная чувствительны к стрессу. Для людей с синдромом Дауна характерны повышенная тревожность и расстройства сна. У мальчиков эти отклонения встречаются чаще.
Склоность к депрессии. В подростковом возрасте, когда дети осознают, что они отличаются от сверстников, может наступить депрессия. Причем, чем выше у человека интеллектуальное развитие, тем она сильнее. Люди с синдромом Дауна не говорят о своем угнетенном состоянии или о планах совершить суицид, хотя могут совершить этот поступок. Депрессия у них проявляется в подавленном состоянии, замедленной реакции, расстройстве сна, потере аппетита, похудании. Если вы заметили тревожные симптомы, то проконсультируйтесь с психиатром. Он определит психическое состояние ребенка и при необходимости назначит антидепрессанты.
Раздражительность и гиперактивность. Взрывы эмоций не связаны с синдромом Дауна. Такие всплески – следствие сопутствующих патологий и стресса, вызванного социальной изоляцией, состоянием родителей, потерей человека, к которому ребенок был привязан. Поможет исправить ситуацию соблюдение режима дня. Ребенок должен достаточно спать и правильно питаться. Желательно дополнительный прием витаминов группы В, которые нормализуют работу нервной системы.
Сильные стороны детей с синдромом Дауна
Хорошее зрительное восприятие и внимание к деталям.
Довольно быстро учатся читать.
Способность учиться на примере взрослых и сверстников.
Дети любят танцевать, петь, писать стихи, выступать на сцене.
Они успешны в таких видах спорта: плаванье, спортивная гимнастика, бег.
Эмпатия – понимание чувств других людей, готовность оказать эмоциональную поддержку. Дети прекрасно улавливают настроение и эмоции окружающих, тонко чувствуют фальшь.
Хорошо осваивают компьютер. Навыки работы за компьютером могут стать основой будущей профессии.
Синдром Дауна – это генетическая случайность, но не фатальная ошибка природы. Ваш ребенок может прожить свою жизнь счастливо. В ваших силах помочь ему в этом. Постоянно в процессе игры вы должны развивать физические и умственные способности ребенка. Необходимые знания вы можете почерпнуть из специальной литературы.
Интернет-источники:
1.Синдром Дауна. ПРИЧИНЫ http://www.dnevniki.ykt.ru/ириска/709647
2.Синдром Дауна. Причины, симптомы и признаки, диагностика патологии, уход за больным.
http://www.polismed.com/articles-sidrom-dauna-prichiny-simptomy-i-priznaki-diagnost.html
3.Я здоров http://yazdorov.kz/disease/publication/sindrom-dauna
4. Дети с синдромом Дауна- что нужно знать родителям.
http://okeydoc.ru/deti-s-sindromom-dauna-chto-nuzhno-znat-roditelyam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающем пространстве школы-интерната VIII вида
Исследование всевозможных методов и приёмов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяющих оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с п...

Раздел индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи.
Один из разделов индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи....

Индивидуальная коррекционная работа с ребенком с синдромом дауна
В работе описано занятие с ребёнком, обучаемым в школе VIII вида. Занятие интересное для ребенка. А педагогу можно использовать его как диагностику....
Работа по развитию речи с детьми с синдромом Дауна
В данном материале описывются некоторые положительные результаты в работе с детьми с синдромом Дауна. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдр...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».
Чтобы ребенок с синдромом Дауна учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе, хо...

Методика организации коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с синдромом Дауна
У детей с синдромом Дауна отмечаются сопутствующие заболевания: врожденные пороки сердца, нарушения обменного характера, нарушение анализаторных систем - снижение слуха и зрения.Степень проявлен...


