Работа по развитию речи с детьми с синдромом Дауна
учебно-методический материал по логопедии на тему

В данном материале описывются некоторые положительные результаты в работе с детьми с синдромом Дауна.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты успешного обучения детей  с синдромом Дауна.

В моей логопедической практике с детьми синдромом Дауна я работаю впервые.

Мною накоплен небольшой опыт работы с данной категорией детей.

Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. именно речь является средством общения, а эти дети испытывают большие трудности в произношении звуков, слов, а затем и фраз. Они нуждаются в специальной коррекционной помощи.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории мною используются самые разнообразные методы и приемы:  наблюдения, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.

Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мною  разработана система домашних занятий.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей.

От занятия к занятию я училась лучше понимать детей и это, в свою очередь, сделало   общение с ними более полноценным и значимым. В  играх важен положительный эмоциональный настрой. Я училась радоваться вместе с девочками. Обязательно поощряю их  похвалой  за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Необходимо терпеливо относится  к неудачам на занятии, помнить о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.

По сравнению с первым годом обучения в этом учебном году наблюдается положительная динамика  развития девочек.  Настя стала комфортно чувствовать себя в школе, не боится звонков и окружающих детей. Без  ошибок соотносит картинку с названием. Может ответить на простой вопрос (односложно). Стала лучше понимать обращённую речь. У девочки хорошо развивается мелкая моторика. Научилась правильно держать карандаш, что способствует развитию навыков рисования и письма. Полина запомнила почти все буквы алфавита, учится соединять слоги. Овладела навыками счёта до 10.

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни.  В семье, воспитывающих детей занимаются с девочками,  как родители, так и старшие дети.

 Занятия в школе  организуют,  дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Считаю необходимым продолжить коррекционную работу с данной категорией детей, искать новые методы коррекции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕЩИОННОЕ) ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА-ИНТЕРНАТVIIIВИДА 

СТАНИЦЫ ПОЛТАВСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Выступление на педагогическом совете

Некоторые успехи в обучении детей с синдромом Дауна

Учитель-логопед Л.В. Нахашева.

29.12.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна

  Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напро...

Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь....

«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».

Чтобы ребенок с синдромом Дауна  учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе, хо...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.

Распространение инклюзии на детей с ОВЗ предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации....

Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.

В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....