Конспект обучающего интерактива для родителей на тему: «Формирование культуры сна: как режим влияет на поведение, здоровье и обучение ребёнка»
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект обучающего интерактива для родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обучающего интерактива для родителей
Ф.И.О. участника | Пугачева Анастасия Олеговна |
Тема | «Формирование культуры сна: как режим влияет на поведение, здоровье и обучение ребёнка» |
Целевая аудитория | Родители учеников 2 класса |
Задачи | Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
|
Формы взаимодействия | Групповая дискуссия, работа в мини-группах, ролевая игра, коллективная рефлексия |
Методы и приемы взаимодействия | «Микрофон доверия», кейс-анализ, метод «Дерево решений», метод «Аквариума», практикум «Примеряем роль», рефлексия «Чат доверия» |
Форма оформления результатов интерактивного взаимодействия | Заполненные листы «Дерево решений», коллективная доска со стикерами «Чат доверия», памятки «Фразы-помощники» |
Ход интерактива | |
Мотивация: У.: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть ваши лица. Спасибо, что нашли это время вечером, чтобы собраться вместе ради наших детей. Сегодня мы затронем тему, которую часто откладываем на потом, считая её будничной, но на деле она — фундамент всего: культуру сна. Позвольте начать с данных. Согласно последним исследованиям в области детской нейропсихологии и педагогики:
(показывает слайд с круговой диаграммой, где эти 3 категории составляют 100%) У.: Как видите, все 100% проблем, с которыми мы часто сталкиваемся — будь то учёба, поведение или здоровье — так или иначе упираются в одну основную причину: отсутствие культуры сна. Известный врач и педагог Януш Корчак еще сто лет назад с горечью замечал: «Ребёнок спит — растёт его тело, отдыхает мозг, накапливаются силы для завтрашней радости познания. Лишая его сна, мы крадём у него не время, а саму возможность расти счастливым. Постановка проблемы: У.: Давайте настроимся на наш сегодняшний диалог. У меня в руках ручка — пусть она будет нашим «микрофоном доверия». Я передам её, и каждый, у кого она окажется, просто и искренне продолжите фразу: “Самое тревожное или непонятное для меня в том, как спит (или не спит) мой ребёнок — это…” Давайте выслушаем друг друга без оценок и советов — просто с вниманием». (Учитель передаёт ручку по кругу.) Р.:… что он ворочается и плачет во сне. Р.:… что вечером его невозможно “выключить”, хотя глаза уже слипаются . Р.:… что утром он просыпается злым и разбитым. У.:Спасибо вам за эту искренность и доверие. Я слышу в ваших словах не просто бытовую усталость, а настоящую родительскую тревогу — желание помочь, но непонимание, с какой стороны подступиться. Вы только что сами, своими словами, обозначили сердцевину нашей сегодняшней проблемы. Актуальность для участников: У.: Почему эта тема так важна именно сейчас, во 2 классе? В возрасте 7-8 лет у детей происходит активное созревание нервной системы, возрастает школьная нагрузка, формируются важнейшие навыки самоорганизации. Качественный сон становится не просто отдыхом, а критически важным ресурсом для успешной адаптации к учебным требованиям, стабилизации эмоционального фона, укрепления иммунитета и гармоничного развития. То, как мы, взрослые, организуем процесс засыпания и ночного отдыха, напрямую влияет на успехи и психологический комфорт наших детей. Целеполагание: У.: Исходя из этого, как вы думаете, какой могла бы быть наша общая цель на сегодня? Что нам, взрослым, действительно важно сегодня понять?» Р.: Научиться выстраивать режим без слёз и скандалов. Р.: Понять, почему это так важно с научной точки зрения. Р.: Положить начало здоровой привычке У.:Абсолютно верно! Вы попали в самую точку. Поэтому наша с вами цель сегодня — не просто послушать о нормах, а вместе найти те практические, живые ключики, которые помогут нам превратить вечерние “бои” и утренние “не хочу” в спокойный ритуал заботы о себе. Помочь ребёнку получать от сна пользу и радость, а нам — уверенность и покой. Вы согласны с таким вектором? (Смотрит на аудиторию, получает кивки). Тогда вдохнём поглубже и начнём!» | |
Работа с кейсом и «Дерево решений» У.: Сейчас каждая мини-группа получит конверт с описанием ситуации, которая произошла в классе. Прочтите и обсудите вопросы на карточке. У вас 4 минуты. (Карточка с текстом: “На уроке русского языка ученик лежал на парте, практически спал. Учитель спросил: Вопросы для обсуждения:
(Обсуждение с родителями) У.:Спасибо за глубокий анализ! Вы подметили очень важное: за простым «не выспался» стоит целый клубок причин и чувств. Как говорила детский психолог Людмила Владимировна Петрановская, “за любым ‘плохим’ поведением стоит нереализованная потребность”. Потребность в покое, безопасности, ритуале, уважении к своим границам. А теперь давайте наши догадки и идеи структурируем. Посмотрите на лист с “Деревом решений”. Ваша задача за оставшиеся 2 минуты “оживить” его:
(Группы активно работают, заполняют листы. Учитель предупреждает за 30 секунд до окончания). Практикум: «Примеряем роль» У.: Блестяще! Теория и анализ — это прекрасно, но вся родительская мудрость проверяется в практике, в живом диалоге. Давайте попробуем. Мне нужны два смелых добровольца! Один будет исполнять роль родителя, который в 21:30 пытается мягко, но настойчиво увести ребёнка от мультиков ко сну. Второй — ребёнком, который “взбунтовался” и на все доводы отвечает “не хочу, не буду, ещё пять минуточек!”. Наша задача — не “победить”, а найти контакт и взаимопонимание. Кто готов? (Учитель выбирает добровольцев, даёт им 30 секунд, чтобы войти в роль). У.:А все остальные у нас сегодня — не просто зрители, а “наблюдатели-эксперты” с особым заданием. Вы — “живой аквариум мудрости”. На маленьких стикерах, которые лежат перед вами, отмечайте: 1. Какие конкретные фразы, интонации или действия “родителя” показались вам наиболее удачными, “рабочими”? 2. Почему, на ваш взгляд, это сработало? Давайте соберём нашу коллективную копилку родительских лайфхаков. (Родители разыгрывают 2–3-минутную импровизированную сценку. “Родитель” может использовать приёмы: “Давай договоримся: после этой серии мы выключаем телевизор и идём выбирать пижаму”, “Я понимаю, что тебе не хочется, но наш организм уже просит отдыха. Давай поможем ему?”, “Расскажи, что самое интересное было сегодня? А помечтаем о завтра?”). У.: Браво нашим актёрам! Большое спасибо за смелость и искренность! А теперь, уважаемый “аквариум”, давайте озвучим наши наблюдения. Какие жемчужины мудрости мы только что увидели? (Родители зачитывают состикеров: “Фраза ‘давай договоримся’ вместо приказа”, “Предложение совместного действия (‘пойдём выберем’)”, “Признание чувств ребёнка (‘я понимаю, что тебе не хочется’)”, “Переключение на ритуал (‘помечтаем о завтра’)”). У.:Вот видите! Вы сами, без подсказок, сформулировали золотые правила вечернего взаимодействия: договорённость вместо ультиматума, совместность вместо давления, признание эмоций и плавное переключение в режим “засыпания”. Это и есть те самые “фразы-помощники”, которые не ломают волю, а направляют её. Как писал Василий Александрович Сухомлинский, «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вечерний ритуал — это не тушить огонь, а мягко укрывать его до утра. | |
3. Заключительная часть (подведение итогов, результат (продукт) интерактива, рефлексия) Подведение итогов: У.: Уважаемые родители! Наша встреча подходит к завершению. Давайте вместе мысленно вернемся к ее началу и увидим, какой путь мы прошли. Сначала мы с вами честно делились трудностями. Мы услышали, как похожи наши вечерние «бои» и утренние уговоры, и поняли, что эта проблема общая, а не личная неудача. Потом мы вместе разбирали школьный случай. За простыми словами ребенка «я не выспался» мы увидели целый мир скрытых причин: от синего света экранов до детской тревоги, от перегруженного расписания до отсутствия предсказуемого «якоря» в конце дня. И, наконец, самое важное — мы перешли от тревоги к действию. Мы не просто говорили о проблемах, а совместно искали и находили решения. Вы сами, в ходе игры, сформулировали те самые «фразы-помощники». Вы своими руками «вырастили» «Деревья решений» с готовыми шагами. Самый главный вывод сегодня таков: режим сна — это не дисциплинарное наказание для ребенка. Это язык заботы, который говорят взрослые. А детское «не хочу спать» — это чаще всего не бунт, а SOS-сигнал. Сигнал о том, что не хватает покоя, уверенности в завтрашнем дне или просто наших теплых объятий вместо окрика. Наша родительская суперсила — научиться слышать этот сигнал и отвечать на него не эскалацией конфликта, а созданием уюта и безопасности. Результат (продукт) интерактива: У.: Хорошая встреча, как хорошая сказка, должна заканчиваться не только моралью, но и волшебным подарком — чем-то конкретным, что можно взять с собой. Сегодня мы создали три таких «подарка», три опоры.
Рефлексия: "ЧАТ ДОВЕРИЯ" У.: А теперь давайте создадим наш "Чат доверия". У каждого на столе лежат три стикера разного цвета. На зеленом напишите: На желтом: На розовом: Приклейте их на доску (Родители заполняют и приклеивают стикеры) У.: Посмотрите, какая мозаика у нас получилась! Это наше общее обязательство - создавать атмосферу понимания. (13-15 минут) Завершение У.: Наше время подошло к концу. И я хочу завершить наш разговор не пожеланием, а напутствием, которое родилось из ваших же слов сегодня: «С сегодняшнего дня давайте договоримся, что время перед сном — это не поле битвы за дисциплину, а тихая гавань. Гавань, куда каждый вечер мы, как капитаны, заводим кораблики наших детей, чтобы дать им сил для нового плавания. Мы строим эту гавань из кирпичиков ритуалов, цемента спокойствия и света нашего внимания». Вы — главные эксперты и лучшие проводники для своего ребенка. Все, что мы сегодня обсуждали, — не строгая инструкция, а набор ключей. Примеряйте, пробуйте, находите тот единственный ключик, который отопрет дверцу к спокойному вечеру в вашем доме. Для тех, кто захочет погрузиться в тему глубже, я подготовила небольшой список опорной литературы:
Всем огромное спасибо за ваше живое участие, родительскую мудрость и открытые сердца! Помните: вы — лучшие эксперты для своего ребёнка, а эти книги — просто ваши помощники. До новых встреч! | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"
Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Фрагмент интерактива с родителями, на тему воспитание трудолюбия.
В данном документе фрагмент родительского собрания на тему трудовое воспитание....

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...
Разработка интерактива для родителей на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Разработка интерактива для родителей на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»...
Технологическая карта обучающего интерактива для родителей
Технологическая карта обучающего интерактива для родителейТема: Вырастить талант? МожноЦель: Усиление роли семьи в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: -оказание родителям помощи на...

Памятка для родителей по теме "Воспитание культуры поведения у детей"
Памятка для родителей по теме "Воспитание культуры поведения у детей"...

Презентация к интерактиву для родителей по теме: "Формирование мотивации к обучению у младших школьников"
Презентация к интерактиву для родителей по теме: "Формирование мотивации к обучению у младших школьников"...




