Адаптация первоклассников к первому году обучения.
статья (1 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Статья об успешной адаптации первоклассников первого года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Adaptaciya_k_1_godu_obucheniya..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

(слайд 2) Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Значение этого периода проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

(слайд 3) Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогов младшего звена по организации благоприятной адаптационной среды направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

(слайд 4)    1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Установлено, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается. Именно поэтому в нашей школе

учебный год разбит на 6 периодов обучения (слайд 5) Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между периодами недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью по б учебных недель. (слайд 6) Для 1-х классов введена неделя дополнительных каникул.

(слайд 7) Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.

(слайд 8) Пятидневный режим обучения.

(слайд 9) «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, далее - 4 урока по 35 минут.

(слайд 10) Облегченный день в середине учебной недели.

(слайд 11) Ежедневный спортивный час в ГПД.

2 условие (слайд 12) ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

( слайд 13) Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

•     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами

•     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью

выявления наиболее часто болеющих детей;

(слайд 14) Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

•     витаминизация;

•     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т.д.);

•     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

(слайд 15) Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•     физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;

•     подвижные игры на переменах;

•    ежедневная прогулка в группе продленного дня;

  • внеклассные спортивные мероприятия;

(слайд 16) Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.

III условие (слайд 17) ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

  • (слайд 18) Вводный курс «Первые дни в школе» автор Прокопенко (10 часов)

предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.

Содержание строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Данный курс охватывают следующие темы:

1. Знакомство детей с учителем и между собой.

2. Формы устного ответа.

 3. Умение выражать свои эмоции.

4. Парная форма работы.

5.Школьные правила вежливости.

6. Экскурсия по школе и т.д.

  • (слайд 19) Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать.

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр не только с правилами, но и ролевым играм, способствующим развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

На занятиях используются различные формы работы с учащимися: упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

На уроках в первый период два раза в неделю использую шестнадцать сказок, включающие  основной материал по школьной адаптации. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. После прослушивания повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями. Вот некоторые названия сказок: Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила. Собирание портфеля. Госпожа Аккуратность.

  • (слайд 20) Индивидуальная работа с первоклассниками.  В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

IV условие (слайд 21) ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

(слайд 22) Организация групп продленного дня.

Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

(слайд 23) Признаки успешной адаптации ребенка к школе:

•Во-первых, (слайд 24) это удовлетворенность ребенка процессом обучения.

•Второй признак (слайд 25) - насколько легко первоклассник справляется с программой.

•Следующий признак (слайд 26) - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

•Но самым важным признаком является (слайд 27) его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности у первоклассников - опыт первого года работы по стандарту.

Московские областные чтения им. И.И. Брагинского. г. Черноголовка....

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"

   Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников. Итоги первой четверти"

В разработке содержится подробный материал хода родительского собрания...

Статья на тему «Адаптация школьников на первом году обучения».

Данная статья представляет собой пример классных часов с подробными планами занятий, направленных на адаптацию учащихся возраста при поступлении в первый класс. Предложенная информация может быть поле...

Адаптация первоклассников в первой четверти.

Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровь...


 

Комментарии

Шаркова Наталья Ивановна

Наталья Валерьевна, здравствуйте.Ознакомилась с вашим материалом об адаптации. Спасибо много интересного, полезного. Молодцы! Но, читая текст хочется видеть слайд для сопоставления. Если у вас сохранилась презентация, хотелось бы взглянуть.Моя почта: Sharkovfamily@yandex.ry Пишите,присылайте. Заранее благодарна.