Арт – терапия как средство педагогической поддержки учащихся
статья по теме

В статье рассказывается о значении и использовании в педагогической деятельности арт-терапии( от греч.art – искусство, от лат. terapia – лечение, забота, уход)  для педагогической поддержки и снятия эмоционального напряжения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Art_-terapiya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

Арт – терапия как средство педагогической поддержки учащихся

                                                       Ляпунова Н.Ф.,

                                                                         учитель начальных классов

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества по – прежнему является проблема здоровья детей.

        Приходя в школу, учащиеся переживают возрастной кризис – особый этап в жизни ребёнка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности. Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек поддержал ребёнка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся. Одним из способов педагогической поддержки учащихся является использование в работе метода арт – терапии.

        Арт  - терапия ( от греч.art – искусство, от лат. terapia – лечение, забота, уход) - это интердисциплинарное направление применения творческой деятельности  в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

        Арт – терапевтическая работа предполагает предоставления детям различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. Это могут быть краски, карандаши, цветная бумага, фольга, нитки, глина, пластилин.

        В зависимости от используемых изобразительных материалов в научно – методической литературе выделяются различные виды арт – терапии:

изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия,  и др.

        Арт – терапевтическая работа в образовании носит профилактический или развивающий характер, например, в случае  наличия у ребёнка лёгких эмоциональных расстройств или определённых проблем психологического порядка, но не имеющего явных психологических отклонений.

         Большую помощь в проведении работы в данном направлении оказывает созданный в классе родительский клуб «Мастерица». На занятиях этого клуба учащиеся могут выразить себя в любой удобной для него форме. При этом не оценивается творческая работа учащегося с позиции её эстетической ценности, не учитываются навыки владения той или иной техникой, а обращается внимание на эмоциональное содержание творческой работы. В такой ситуации ребёнок не боится выразить себя. А если ученик чувствует себя комфортно и спокойно, тогда может осуществляться педагогическая поддержка. В клубе прошло несколько занятий по  рисованию «Гуашевые отпечатки», на которых учащимся предлагалось изобразить своё настроение и озвучить эмоции, дети создавали аппликацию с использованием газеты под руководством родительницы, занимались бисероплетением, что очень полезно для развития мелкой моторики руки. Наблюдая за поведением детей во время работы, за положением рисунка на листе бумаги, по цветовому решению можно судить об эмоциональном состоянии школьника. Полученные результаты определяют направление работы учителя по педагогической поддержке учащихся. Для диагностики учащихся могут быть использованы такие методы, как педагогическое наблюдение,  восьмицветовой тест М. Люшера, рисуночные пробы и творческие работы.

        Наблюдая за учащимися в процессе работы, можно сделать вывод, что даже дети с явными психологическими отклонениями, становятся более спокойными, легче идут на контакт, а сами они испытывают ощущение комфорта в коллективе.

Использование элементов арт – терапии в образовательном процессе позволяет не только скорректировать эмоциональное состояние учащихся, но и  развивать творческие способности, что  положительно сказывается на успеваемости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений

Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования...

ПЛАН педагогической поддержки учащихся 1 – б класса

ПЛАНпедагогической поддержки учащихся 1 – б  класса...

ПЛАН педагогической поддержки учащихся 2 – б класса

ПЛАНпедагогической поддержки учащихся 2 – б  класса...

ПЛАН педагогической поддержки учащихся 3 – б класса

ПЛАНпедагогической поддержки учащихся 3 – б  класса...

ПЛАН педагогической поддержки учащихся 4 – Б класса

ПЛАНпедагогической поддержки учащихся 4 – Б  класса...

Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...

Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...