Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений
консультация (1 класс) по теме

Куклина Евгения Владимировна

Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования в начальной школе - мониторинг образовательных достижений учащихся.  Результаты получены,  а что же дальше?  А дальше необходимо провести  определенную корректирующую работу  с учащимися. Вот именно  с этой целью в  данной работе представлены рекомендации  по составлению   плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам   мониторинга образовательных достижений для  учащихся 1 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куклина Евгения Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№12»

yevgeniya.kuklina@yandex.ru

Аннотация

Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования в начальной школе - мониторинг образовательных достижений учащихся.  Результаты получены,  а что же дальше?  А дальше необходимо провести  определенную корректирующую работу  с учащимися. Вот именно  с этой целью в  данной работе представлены рекомендации  по составлению   плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам   мониторинга образовательных достижений для  учащихся 1 классов.

Рекомендации по составлению   плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам   мониторинга образовательных достижений

 

С  апреля-мая  2012/2013 учебного года    во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования в начальной школе. Основными направлениями данного мониторинга являются: изучение готовности первоклассников к обучению в школе, оценка образовательных достижений в процессе обучения в начальной школе, а также особенностей адаптации школьников к обучению в школе. Получение объективной и надежной информации по этим направлениям исследования позволяет объективно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, способствующие обеспечению качества начального школьного образования. Кроме того, результаты мониторинга помогают учителю  оценить  индивидуальную траекторию адаптации конкретного ребенка, выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации, оценить уровень образовательных достижений учащихся  и разработать конкретные, значимые для практики рекомендации. Именно о рекомендациях  по составлению плана психолого-педагогической поддержки ребенка на основании результатов  мониторинга образовательных достижений (из опыта работы) и пойдет речь  в этой работе.  

         Проанализировав результаты  образовательных достижений учащихся  своего класса, я пришла  к выводу, что  с детьми, показавшими низкий уровень  образовательных  достижений, необходимо организовать коррекционную  работу по       предметным  знаниям/умениям из мониторинга учебных достижений учащихся. Кроме того, у некоторых учащихся (независимо  от уровня образовательных достижений) просматриваются проблемные зоны  индивидуально личностного развития, которые тоже нуждаются  в  психолого - педагогической  коррекции. Также  нельзя  оставить без внимания детей, показавших высокий  уровень  образовательных достижений. Поэтому  с целью развития интеллектуального  потенциала учащихся  для детей, показавших  высокий уровень образовательных достижений, тоже  был составлен  план  психолого-педагогической поддержки ребенка. Таким образом, в моей работе представлены планы коррекционной работы  по предметным областям, по  индивидуально-личностным  показателями,  план поддержки высокомотивированных учащихся и рекомендации для родителей.

        Работа по  составлению   плана коррекционной работы с учащимися  проводилась  в несколько этапов. На первом этапе я  выявила  учащихся с низким и высоким  уровнем образовательных достижений, а также группу учащихся с проблемными  зонами индивидуально – личностного развития. Затем, основываясь на Рекомендации по проведению мониторинга образовательных  достижений учащихся 1 классов, я выписала только те контролируемые предметные знания/умения, с которыми ребенок не справился, а также  те характеристики индивидуально-личностного развития ребенка, по которым  показатели были ниже  среднего значения по региону.   На следующем этапе я  выбрала ряд методических  пособий, по которым можно вести коррекционную работу, и наконец, составила непосредственно  план  коррекционной  работы, который предлагаю вашему  вниманию (Приложение1). Он содержит  три раздела:  раздел по коррекции предметных достижений  учащихся, раздел по коррекции   проблемных зон индивидуально – личностного развития учащихся и рекомендации для родителей по всем трем блокам, а также  план психолого – педагогической  поддержки  учащихся  с высоким уровнем развития.

Остановлюсь подробнее на каждом разделе. Итак,  первый  раздел: « Рекомендации по коррекционной работе   по устранению затруднений   образовательных достижений». В нем представлены: общая характеристика уровня образовательных достижений, перечень  затруднений в усвоении программного материала по каждому из   предметов, карта индивидуальных образовательных достижений по каждому предмету и сам  план мероприятий по коррекции трудностей в усвоении программного материала по итогам регионального мониторинга образовательных достижений. Следует обратить внимание,  что   результаты мониторинга были представлены   нам  в ноябре месяце (а мониторинг проводился  в апреле), поэтому  в карте индивидуального развития образовательных достижений,  результаты коррекционной работы отслеживаются  с декабря месяца. Также следует обратить  внимание, что период для коррекции предметных знаний/умений и их  количество  за этот период педагогом определяется индивидуально для каждого учащегося. Так, например, за месяц  я отрабатываю  с ребенком  по 2-3 умения по каждому  предмету.

Вся   работа  в этом разделе предполагает работу  в дополнительных пособиях, в коррекционных тетрадях, перечень этих методических пособий также присутствует  в работе. Кроме того,  для более точного определения причин  затруднения  в достижении образовательных результатов, ребенка должны обследовать    логопед и психолог, конечно же,  с согласия родителей.

        Второй раздел: «Рекомендации     по  коррекции проблемных зон  в индивидуально личностном развитии». Проанализировав профиль учащегося по результатам мониторинга, можно увидеть, какие  проблемные зоны личностного развития присутствуют  у ребенка. В Рекомендациях по интерпретации мониторинга достаточно подробно описаны все показатели  и причины их отклонения, а следовательно из этих причин можно сделать вывод, на что следует обратить  внимание и педагогу и родителям в стиле общения  с ребенком, в подходах  к воспитанию и.т.д.

        И, наконец, в третьем  разделе представлены   «Рекомендации  для родителей» по всем трем  блокам. По каждому из предметов прописаны конкретные действия, по преодолению затруднений,   которые родитель может осуществить вместе  с ребенком. Также  к рекомендациям прилагаю перечень методических пособий и коррекционных тетрадей для  индивидуальной работы с ребенком.

Как уже было сказано, я также разработала  план психолого – педагогической  поддержки  учащихся  с высоким уровнем развития (Приложение 2). Он направлен на развитие интеллектуального развития  ребенка, на  то, чтобы стимулировать   интеллектуальную и творческую активность ребенка.   Копию листа  достижений ребенка, я отдаю  самому  учащемуся, где он  с помощью родителей фиксирует свои достижения. Повторюсь, что и  у ребенка  с  высоким  уровнем интеллектуального развития, тоже  есть проблемные зоны  индивидуально-личностного развития, и я  также  включаю их  в программу поддержки  учащегося. Соответственно и родителям тоже выдаются  рекомендации по стимулированию  у ребенка интеллектуальной и творческой активности.  

Вот основные моменты, на которые я хотела обратить Ваше внимание. Надеюсь, что   опыт моей работы  будет Вам полезен.  

 

 

 

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»  муниципального образования город Ноябрьск

Индивидуальный план

психолого-педагогической поддержки

(Ф,И ребенка, класс)

по результатам   мониторинга образовательных достижений

Автор-составитель:  

                                                                              учитель начальных классов  

 Куклина Евгения

Владимировна

2

РАЗДЕЛ 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ   ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ   РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 

По результатам   мониторинга образовательных достижений       (Ф,И ребенка)

 показала пониженный уровень образовательных достижений по математике, низкий уровень  русскому языку и литературному чтению.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом ученик может выполнять отдельные задания повышенного уровня. У детей, входящих в эту подгруппу, может наблюдаться снижение интереса к предмету, они с трудом осваивают предметные и метапредметные учебные действия и затрудняются в их применении в стандартных учебных ситуациях.

 Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету. Ученик освоил и может применять отдельные предметные действия только по некоторым (не более 2-3) темам учебного курса. У ребенка наблюдается снижение интереса к предмету, он  с трудом осваивает предметные и метапредметные учебные действия и затрудняется в их применении даже в простых учебных ситуациях. Учащийся нуждается в серьёзной коррекционной работе по восполнению недостатков в подготовке и предупреждению трудностей при дальнейшем обучении в школе. Учащийся  требует специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др.  

3

ПЕРЕЧЕНЬ  ЗАТРУДНЕНИЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО     МАТЕМАТИКЕ ПО ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  

  

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож но- сти

Справилась-+/

Не справилась -

1

Числа и величины

Применять в практической ситуации знание последовательности расположения чисел в натуральном ряду; вписывать пропущенные числа

4

Б

+

Устанавливать взаимно однозначное соответствие между двумя группами предметов (число предметов в группе меньше 20)

9

Б

+

Находить число, соответствующее заданному условию

10

Б

_

Находить два числа, обладающих заданными свойствами (на основе сравнения чисел)

11

П

_

Знать состав чисел в пределах 10. Находить три разных решения задачи

12

П

_

2

Арифметические действия

Понимать отношение "дороже-дешевле", "длиннее-короче", решать устно задачу на уменьшение на несколько единиц

5

Б

_

Решать задачу на разностное сравнение с опорой на предметную модель, записывать решение и ответ

6

Б

_

Анализировать текст задачи, выбирать данные, необходимые для решения. Записывать решение задачи

14

П

_

3

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Распознавать и отмечать все детали объекта, имеющие заданную форму (треугольник)

1

Б

_

Распознавать заданную геометрическую фигуру (четырехугольник) среди других плоских геометрических фигур

7

Б

_

Ориентироваться в пространстве (на плоскости). Находить объект по описанию его положения

8

Б

+

4

Работа с информацией

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания и сравнивать их или находить их сумму

13а

П

_

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания и сравнивать их

13б

П

_

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания  находить их сумму и сравнивать полученные суммы

13в

П

_

*Б-базовый уровень ; П-повышенный уровень;

 

4

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож но- сти

 

Уровень образовательных  достижений по результатам коррекционной работы

В-высокий

С-средний

Н-низкий

дек

янв

февр

март

апрель

май

1

Числа и величины

Применять в практической ситуации знание последовательности расположения чисел в натуральном ряду; вписывать пропущенные числа

4

Б

Устанавливать взаимно однозначное соответствие между двумя группами предметов (число предметов в группе меньше 20)

9

Б

с

Находить число, соответствующее заданному условию

10

Б

н

с

Находить два числа, обладающих заданными свойствами (на основе сравнения чисел)

11

П

н

с

Знать состав чисел в пределах 10.

12

П

с

Находить три разных решения задачи

н

н

2

Арифметические действия

Понимать отношение "дороже-дешевле", "длиннее-короче", решать устно задачу на уменьшение на несколько единиц

5

Б

Решать задачу на разностное сравнение с опорой на предметную модель, записывать решение и ответ

6

Б

Анализировать текст задачи, выбирать данные, необходимые для решения. Записывать решение задачи

14

П

3

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Распознавать и отмечать все детали объекта, имеющие заданную форму (треугольник)

1

Б

Распознавать заданную геометрическую фигуру (четырехугольник) среди других плоских геометрических фигур

7

Б

Ориентироваться в пространстве (на плоскости). Находить объект по описанию его положения

8

Б

4

Работа с информацией

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания и сравнивать их или находить их сумму

13а

П

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания и сравнивать их

13б

П

Выбирать данные из таблицы в соответствии с условием задания  находить их сумму и сравнивать полученные суммы

13в

П

* Серым цветом выделены  умения, в которых учащийся испытывает затруднение

* На данном этапе отрабатывались затруднения 1 блока, следующие  умения будут отрабатываться  в другом месяце

5

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО     РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  

 

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож ности

Справилась-+/

Не справилась -

1

Фонетика и графика

Нахождение слов, правильно разделённых на слоги

4

Б

_

Определение количества слогов в слове и места ударения

3

Б

_

Различение звуков и букв, осознание звукового состава слов

1

Б

_

13

П

_

Сопоставление описания звукового состава слова и графической формы слова

11

П

_

Характеристика парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков Сопоставление звуковой и графической формы слова

2

Б

_

Определение места ударения в слове.

9.1

Б

_

Определение алфавитного порядка слов.

9.2

Б

_

2

Орфография

Нахождение слов, которые можно перенести

10

Б

_

Нахождение слов, которые нельзя переносить

8

Б

+

Определение границ предложений. Правильное оформление предложений на письме. Овладение алгоритмом безошибочного списывания

7

Б

+

Правописание гласных после шипящих

5

Б

_

Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

6

Б

_

Составление предложений с заданными словами

12

П

_

 

6

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО     РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож ности

Уровень образовательных  достижений по результатам коррекционной работы

В-высокий

С-средний

Н-низкий

дек

янв

февр

март

апрель

май

1

Фонетика и графика

Нахождение слов, правильно разделённых на слоги

4

Б

с

Определение количества слогов в слове и места ударения

3

Б

с

Различение звуков и букв, осознание звукового состава слов

1

Б

с

13

П

н

с

Сопоставление описания звукового состава слова и графической формы слова

11

П

н

Характеристика парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков Сопоставление звуковой и графической формы слова

2

Б

н

Определение места ударения в слове.

9.1

Б

Определение алфавитного порядка слов.

9.2

Б

2

Орфография

Нахождение слов, которые можно перенести

10

Б

Нахождение слов, которые нельзя переносить

8

Б

Определение границ предложений. Правильное оформление предложений на письме. Овладение алгоритмом безошибочного списывания

7

Б

Правописание гласных после шипящих

5

Б

Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

6

Б

Составление предложений с заданными словами

12

П

7

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО     ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож ности

Справилась-+/

Не справилась -

1

Понимание  содержания прочитанного текста, умение находить информацию, заданную в явном виде

Умение находить информацию, заданную в явном виде

1

Б

_

2

Б

_

3

Б

_

4

Б

_

6

Б

_

2

 Умение извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы

Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод

7

Б

_

8

Б

+

3

Понимание последовательности смысловых частей текста

Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке

5

Б

_

4

Умение понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев

Умение интерпретировать содержание прочитанного

9

П

_

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

10

П

_

8

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

п/п

Содержательный блок

Контролируемое предметное знание/умение

Задание №

Уровень слож ности

Уровень образовательных  достижений по результатам коррекционной работы

В-высокий

С-средний

Н-низкий

дек

янв

февр

март

апрель

май

1

Понимание  содержания прочитанного текста, умение находить информацию, заданную в явном виде

Умение находить информацию, заданную в явном виде

1

Б

с

2

Б

с

3

Б

с

4

Б

с

6

Б

н

с

2

 Умение извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы

Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод

7

Б

н

с

8

Б

3

Понимание последовательности смысловых частей текста

Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке

5

Б

4

Умение понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев

Умение интерпретировать содержание прочитанного

9

П

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

10

П

КОНТРОЛЬ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Способ чтения

Правильность чтения

Период контроля

По слог.

Слог + слово

Целыми

словами

Без

ошибок

1-2

ошибки

3 и бол.

ошибки

в удар

ошибки

в оконч.

Замена

слов, букв

Пропус-

    ки

Повторы

Понимание

Выразительн.

Кол-во

слов

Уровень усвоения

Дек

+

+

+

+

+

+

+

-

-

25

н

Янв

+

+

+

+

+

+

+

-

-

23

н

Февр

…..

9

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Планируемые мероприятия

Примечание

1.Консультация  психолога. 

Посещение занятий у психолога (по необходимости)  

 

2.Консультация  логопеда. 

Посещение  логопедических занятий (по заключению специалиста)

Понедельник, среда, четверг- с 10.00до 11.00

3.Индивидуальные  занятия по предметам

  • работа  в коррекционных тетрадях (см. перечень литературы);

Каждую субботу 12.00-13.00

Выполнение дополнительных упражнений из учебника, из рабочей и коррекционной  тетради  по устранению затруднений  в усвоении программного материала в соответствии с перечнем затруднений.

4.Дифференцированная и индивидуальная  работа   на   уроке с учащимся

Работа на уроке в «зоне ближайшего развития».*

Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока  на этапах   самостоятельной работы учащихся, на этапе закрепления,  повторения и т.д.

Развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма деятельности.

По возможности моделирование  затруднения   при помощи фишек,  схем, рисунков и.т.д.

5.Консультации для родителей.

  • Ознакомление родителей с рекомендациями   по     оказанию помощи ребенку в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • Консультации по мере необходимости

 

по результатам ознакомления  с мониторингом образовательных достижений

Каждый понедельник  с 14.00-14.30

*Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

 

10

РАЗДЕЛ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ     ПО  КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН  В ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Успешность функционирования в роли ученика

Фактор, демонстрирующий успешность школьной адаптации: чем ниже показатель, тем хуже ребенок усвоил требования ролевой позиции «ученик»: ребенок  не умеет подстроить свое поведение под требования учителя, не научился осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, не может сам организовать свою учебную деятельность как в школе, так и дома

Нетревожность

Низкие показатели свидетельствуют о высокой тревожности, ожидании неудачи, что приводит к сильному утомлению ребенка, снижает возможности реализации учебного и творческого потенциала

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ  ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН ИНДИВИДУАЛЬНО -ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  Планируемые мероприятия

Примечание

1.Консультация  психолога. 

Посещение занятий у психолога (по заключению специалиста).

по графику  психолога

2.Включение  в урок заданий и упражнений на коррекцию  данного показателя. Личные беседы с ребенком. Создание ситуации успеха

 

в течение года

4.Консультации для родителей.

  • Ознакомление родителей с рекомендациями   по     оказанию помощи ребенку в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • Консультации по мере необходимости

 

по результатам ознакомления  с мониторингом образовательных достижений

Каждый понедельник  с 14.00-14.30

11

РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  (Ф.И ребенка)

ПО УСТРАНЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТАМ  И  ИНДИВИДУАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ПО РЕЗУЛЬТАТАМ  РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

Уважаемые родители!

По результатам мониторинга образовательных достижений  Ваш ребенок

показал низкий уровень  усвоения программного материала  по  математике, русскому языку и литературному чтению.

В сфере личностного развития  у Вашего ребенка оказались проблемными такие  показатели как «успешность функционирования в роли ученика»  и «нетревожность».

С целью совместной  с Вами работы  по преодолению затруднений учащегося  в учебной деятельности и личностном развитии ребенка, а также для развития  интеллектуального потенциала  учащегося вам рекомендую   проконсультироваться у таких специалистов, как логопед и психолог, а также предлагаю вашему вниманию  некоторые рекомендации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ  ЧТЕНИЮ

Контролируемое предметное знание/умение(из мониторинга учебных достижений учащихся):

Рекомендации

Общее понимание содержания текста

Умение находить информацию, заданную в явном виде

Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке

Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод

Умение находить информацию, заданную в неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод базовый с развернутым ответом

Чтение текста вслух и  про себя каждый день

Объяснение значения   непонятных слов

Пересказ прочитанного ( использовать памятки из учебника)

Составление плана 

Пересказ текста

Комбинированное чтение, когда наиболее трудные фрагменты читает   родитель.

 

Тренировочные упражнения (учащиеся упражняются в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Эти упражнения сопровождаются установкой: попытаемся выполнить эту задачу, попробуем прочитать с верной интонацией, паузой выделить нужное слово и т. д.)

 Ответы на вопросы  по прочитанному подтверждать  предложениями из текста

12

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контролируемое предметное знание/умение(из мониторинга учебных достижений учащихя):

Рекомендации

1. Различение звуков и букв, осознание звукового состава слов.

 2. Характеристика парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков  Сопоставление звуковой и графической формы слова    

3. Определение количества слогов в слове и места ударения  

 4.Деление слов на слоги. Перенос  слов

 5.Правописание гласных после шипящих

 6.Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

 7.Определение границ предложений.

 8.Правильное оформление предложений на письме.

 9.Овладение алгоритмом безошибочного списывания

 10.Определение алфавитного порядка слов.

Посещение занятий логопеда

Знать   характеристику звуков  и отличие согласных и гласных звуков

Выучить правила по указанным темам и уметь их применять

Выучить словарные слова (отработка в тетрадях тренажёрах и в  индивидуальных карточках-тренажёрах)

Выполнение  дополнительных упражнений по  указанным темам  в тетрадях для закрепления( см.список литературы)

Дополнительно списывать тексты по памятке

Выучить русский алфавит

13

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ

Контролируемое предметное знание/умение(из мониторинга учебных достижений учащихся)

Рекомендации

 Знать состав чисел в пределах 10

Распознавать и отмечать все детали объекта, имеющие заданную геометрическую форму

Складывать и вычитать в пределах 20 (без перехода через десяток)

Складывать и вычитать в пределах 20 (с переходом через десяток)

Применять в практической ситуации знание последовательности расположения чисел в натуральном ряду; вписывать пропущенные числа

Работа с текстовыми задачам

Понимать отношение «дороже- дешевле», решать устно задачу на уменьшение на несколько единиц

Решать задачу на разностное сравнение с опорой на предметную модель, записывать решение и ответ

Распознавать заданную геометрическую фигуру (четырехугольник) среди других плоских пространственных геометрических фигур

Ориентироваться в пространстве. Находить объект по описанию его положения.

Устанавливать взаимно однозначное соответствие между двумя группами предметов (когда число предметов в группе меньше 20)

 Находить число, соответствующее заданному условию

Выучить состав числа 2-10

Выучить таблицу сложения и вычитания в пределах 10,20.

Знать порядок следования чисел в числовом ряду.

 При решении текстовых задач по возможности использовать фишки,схемы, рисунки  для более наглядно  го представления условия  задачи

Материал , изученный в классе, следует закрепить   на аналогичных заданиях дома, чтобы ученик умел решать все примеры и задачи, предусмотренные программой обучения. Выполнение  дополнительных упражнений по  указанным темам  в тетрадях для закрепления( см.список литературы)

 Различать основные геометрические фигуры

14

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  УСТРАНЕНИЮ  ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА

Трудности

Рекомендации

НЕТРЕВОЖНОСТЬ

-попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т. е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам деятельности;

- недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания;

-родители должны ежедневно отмечать успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

-необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.

-не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление

-помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Приёмы создания ситуаций успеха:

- преодоление страха (Ничего страшного. Бывает, что у людей не получается.)

- подбадривание ( Ты же можешь.)

- авансирование ( У тебя получится.)

- персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)

- усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)

- высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно

УСПЕШНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОЛИ УЧЕНИКА

-помогайте ребенку научиться организовывать свое время,

-помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

-показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями.

Классный руководитель:                                                                             Куклина ЕВ.

С рекомендациями ознакомлены:………………………………………………………                          

                                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  С УЧАЩИМСЯ

По математике

1. Голубь В. Т. Зачетная тетрадь по математике. Тематический контроль знаний для 2 класса. Автор: Год издания: 2012 г. Страниц: 98 стр.

2.Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.Э.Кочурова. – 3-е изд., перераб. -  М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).

3..Нефёдова Е. А., Узорова О. В. 3000 новых примеров по математике. 2 класс. Счет в пределах 100. В 2 частях.

4. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана - Граф, 2010.-368 с. - (Оценка знаний).

5.Романовец О.В.Тетрадь для закрепления знаний. Математика 2 класс.- Букмастер.2011г, 96 с.

 По русскому  языку

Методические пособия

  1. Голубь В. Т. Зачетная тетрадь по русскому языку. Тематический контроль знаний для 2 класса. Автор: Год издания: 2012 г. Страниц: 98 стр.
  2. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр.  -  М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
  3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.3000 примеров по русскому языку. 2 класс. Издательство:АСТ, Астрель, Харвест.2009
  4. Романова В.Ю. Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю.Романова, Л.В.Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с.
  5. Романовец О.В.Тетрадь для закрепления знаний. Русский язык.2 класс Букмастер.2011г, 96 с.

 По литературному чтению

  1. Крылова О.Н.Чтение. 2 класс. Работа с текстом. ФГОС Издатель: Экзамен, 2012 год, 112 стр.
  2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: ОНИКС 21 век, 2003. — 128 с.

Приложение 2

16

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕГОСЯ   С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ   РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 

По результатам   мониторинга образовательных достижений   (Ф.И. ребенка)  показал высокий  уровень образовательных достижений по математике,  русскому языку.

Повышенный   и высокий уровень достижения планируемых результатов  свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре,     о сформированности  интересов к данной предметной области. Эти учащиеся      могут знания и умения в нестандартных учебных ситуациях, при решении познавательных и практических задач повышенного уровня. Учителю и родителям  целесообразно учитывать достижения ребенка и  продолжить работу по развитию у них интереса к предмету, решению поисковых и исследовательских задач

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  УЧАЩЕГОСЯ  

№п/п

Мероприятие

Название работы

Результат

Примечание

1.

Конкурс сочинений «Письмо неизвестному солдату»

«Письмо неизвестному солдату»

участие

2.

Международный конкурс «Лучший предметный кроссворд»

Кроссворд по русскому языку

Сертификат участника

Работа размещена  на сайте  вконкурсе.рф

3.

Школьный конкурс рисунков «Мультяшки за здоровый образ жизни»

Рисунок по теме

участие

4.

Школьный конкурс «Чемпионат самолетиков»

участие

в составе команды

…..

17

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА  УЧАЩЕГОСЯ

  Планируемые мероприятия

Примечание

1.Дифференцированная и индивидуальная  работа   на   уроках с учащимся

Работа в зоне «актуального развития» ребенка.

 

 

В течение года

2.Включение  в урок заданий и упражнений на  развитие  логического мышления.

3. Стимулировать участие  в олимпиадах , конкурсах образовательного  учреждения

4.Вовлекать ребенка в исследовательскую  и проектную  деятельность

5.Стимулировать участие  в  в Интернет- конкурсах и олимпиадах

6.Групповые занятия  с  высокомотивированными учащимися

по  графику  кружка «Умники и умницы»

7.Консультации для родителей.

  • Ознакомление родителей с рекомендациями   по     оказанию помощи ребенку в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • Консультации по мере необходимости

 

по результатам ознакомления  с мониторингом образовательных достижений

Каждый понедельник  с 14.00-14.30

Методическая литература

  1. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы Год: 2007 Издательство: М.: Айрис-пресс ISBN: 978-5-8112-2849-2 Серия: Школьные олимпиады  
  2. Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. Москва,«Айрис – пресс», 2007
  3. Казанский Б.В. В мире слов. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность»
  4. Орг А.О., Н.Г. Белицкая. - Олимпиады по математике 2-e изд., стереотип. Издательство: экзамен xxi, издательство,. Издательство: Экзамен, 2013 г.
  5. Орг А.О., Н.Г. Белицкая. - Олимпиады по русскому языку 2-e изд., стереотип. Издательство: экзамен xxi, издательство, Издательство: Экзамен, 2013 г.
  6. Орг А.О., Н.Г. Белицкая. - Олимпиады по окружающему миру 2-e изд., стереотип. Издательство: ЭКЗАМЕН XXI, ИЗДАТЕЛЬСТВО,. Издательство: Экзамен, 2013 г.

ЛИТЕРАТУРА

В работе  были  использованы материалы с сайта Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения   Российской  академии образования -http://www.centeroko.ru/:

1.Анализ контекстной информации, собранной в рамках проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами». Материалы подготовлены: Г.С. Ковалёвой (руководитель), А.И. Нурминским. Москва, 2013 год

2.Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Достижение планируемых результатов. Личностные результаты: Самооценка. Отношение к школьной жизни. Мотивация. Моральные дилеммы. Материалы подготовлены: Даниленко О.В., Ермаковой И.В., Карабановой О.А., Ковалёвой Г.С. (руководитель), Логиновой О.Б., Нурминской Н.В., Нурминским А.И. Москва, 2013 год

3.Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов. Подготовка рекомендаций по проведению Г.С. Ковалева, к.п.н., Н.В. Нурминская, Н.В. Гапонова, Е.И. Давыдова. Москва, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ

Так как ИКТ неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих, то актуальным становится вопрос использования компьютерных технологий в процессе осуществления мониторинга образов...

План составления психолого-педагогической характеристики на учащихся.

Программа проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам. Четкая,целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно н...

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Использование результатов внешней оценки мониторинга образовательных достижений обучающихся по русскому языку с целью повышения качества знания"

«Образование – величайшее из земных благ,если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Киплинг...