ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Использование результатов внешней оценки мониторинга образовательных достижений обучающихся по русскому языку с целью повышения качества знания"
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

 В противном случае оно совершенно бесполезно».

 

Киплинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Анисимова Лариса Константиновна,

учитель начальных классов

Панаевской школы-ингтерната

Использование результатов внешней оценки мониторинга образовательных достижений обучающихся по русскому языку с целью повышения качества знания

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

 В противном случае оно совершенно бесполезно».

Киплинг

Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования.  ФГОС НОО второго поколения выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), в частности требования к результатам обучения.

Ядро ФГОС НОО составляют образовательные результаты нового типа: универсальные учебные действия. Именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации стандарта.

В 2007 году, когда команда исследователей под руководством Галины Ковалевой по заказу Рособрнадзора начала разработку системы оценки качества начального образования, перед ней была поставлена именно такая задача – учесть имеющийся российский опыт. Должна была быть создана система оценки со стартовой диагностикой, которая помогала бы развивать у школьников интерес к учебе, поддерживать их, содействовать в реализации их возможностей и т.д. В итоге была создана система мониторинга, включающая в себя пять этапов: начиная со стартовой диагностики в первые недели учебы школьника до финального, пятого тестирования в конце четвертого класса.

Система мониторинга помогает воссоздать объемную картину жизни учащегося с момента его поступления в школу. Хочется поделиться своим  первым опытом использования результатов внешней оценки мониторинга образовательных достижений обучающихся с целью повышения качества образования обучающихся.

Мониторинг образовательных достижений обучающихся представляет собой набор заданий, которые включают в себя материалы по разным предметам начальной школы, и состоит из двух частей – основной и дополнительной.

Основная часть работы содержит пять заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые послужат опорой в дальнейшем обучении. В работу вошли задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижений планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части является обязательным для всех учащихся, а полученные результаты необходимо рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части, задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение требует самостоятельного овладения учащимися действий, направленных на моделирование новых знаний или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта и логики мышления. Выполнение заданий дополнительной части для учащихся не является обязательным – они выполняются только на добровольной основе.

В результате выполненных заданий мониторинга перед учителем предстает таблица, в которой четко видны результаты  оценки образовательных достижений учащихся в конце каждого учебного года

Меня, как и любого учителя очень интересовал показатель ***%

  • * Общий балл – процент от максимального балла за выполнение всей работы
  • ** % от заданий базового уровня – процент выполнения заданий базового уровня
  • *** % обучающихся, достигших базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке обучающихся по математике, русскому языку, литературному чтению

Вот какие результаты у нас с ребятами по данному критерию – уровень достижений

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Среднее значение по классу

64%

71%

83%

Что же помогло добиться результатов, в которых четко видна положительная динамика.

 Для удобства работы с мониторингом и его показателями в нашей школе был разработан и оформлен реестр затруднений по предметам, в том числе и по русскому языку.

Содержательный блок

Проверяемый элемент содержания

№ задания

Уровень сложности

Итог

Базовый

60-90%

Повышенный

40-60%

1.Фонетика и графика

7 заданий

Различать звуки и буквы. Различать твердые и мягкие согласные звуки.

14

11%

11%

Различать гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки.

2

39%

39%

Различать гласные и согласные звуки.

1

61%

61%

Группировать звуки по выбранному основанию. Предлагать несколько способов группировки.

15

24%

24%

Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие

3

64%

64%

Сопоставление описания звукового состава слова и графической формы слова

12

53%

53%

Определение места ударения в слове.

9

69%

69%

Определение алфавитного порядка слов.

9

69%

69%

2.Состав слова (морфемика)

4 задания

Определять наличие в слове заданных  морфем

6

44%

44%

Подбирать родственные слова, на основании знания признаков родственных слов находить группу родственных слов.

5

33%

33%

Различать корень как главную (обязательную) часть слова и приставку, суффикс, окончание. Различать окончание как часть слова, изменяющую форму слова, и приставку, суффикс как части слова, образующие новые слова.

16

20%

20%

Различать корень как главную (обязательную) часть слова.

4

36%

36%

3.Орфография

5 заданий

Группировать слова с одинаковой орфограммой

17

31%

31%

Соотносить орфограмму с изученным правилом.

8

53%

53%

Определять написание слова по орфографическому словарю учебника

10

50%

50%

Находить орфограммы в словах.

7

56%

56%

Составление предложений с заданными словами

11

67%

67%

4.Развитие речи  1 задание

Выражать собственное мнение об основной мысли текста

13

19%

19%

             По данному реестру затруднений легко прослеживается общая картина, над какой темой необходимо работать всему классу на базовом уровне: «Развитие речи» (Выражать собственное мнение об основной мысли текста). Тема, которая почти не требует доработки: «Фонетика и графика» (Определение места ударения в слове, Определение алфавитного порядка слов.)

Точно по такому же принципу строится работа по каждому ученику в отдельности (реестр затруднений ведется и на каждого ученика в отдельности)

Созданная система мониторинга позволила проследить процесс развития ученика на промежуточном этапе обучения, а значит, и организовать дальнейшую систему индивидуальной работы с ребенком.  

Имея результаты данных мониторингов  (реестры затруднений), пришлось вести работу по изучению и отбору (разработке) материалов для работы с обучающимися, которая помогает скорректировать работу так, чтобы повысилось качество образования в классном коллективе.

Анализируя задания мониторингов, видно, что для успешного их выполнения необходимо воспитывать творческую личность, тогда показатели мониторинга  заметно будут улучшаться. Для развития творческих способностей обучающихся начала использовать следующие формы работы: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций на уроке, поиск вариантов решения. Старалась не давать знания в готовом виде. Учила сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумывать систему заданий, не задавать прямых вопросов.

         Для улучшения показателей  нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую  использую в своей практике. Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

В целом, результаты диагностической работы продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Но данный вид диагностики удобен еще и тем, что он несёт зрительную информацию не только об успехах, но и о проблемных моментах, позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность совместно с ребенком для повышения качества знаний.

         Проследив проблемную зону ученика по данным мониторинга, мне, как и всем учителям оставалось ответить на  вопросы:  Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
По результатам мониторинга видно, что да. В ходе своей работы я никогда стараюсь не забывать о главном:

1. Личностно-ориентированном подходе.
2. Создании ситуации успеха.
3. Создании ученику возможности дальнейшего роста.
4. Вовлечении  родителей в учебный процесс.
5. Использовании  открытых текстов работ, заданиях на опережение.
6. Развитии интеллекта ребенка, формировании его мыслительной деятельности.
7. Обучении через диалог.
8. Мотивации познавательной деятельности.
9. Дифференциация заданий.
10. Разнообразии форм организации учебного процесса.

А также, чтобы  добиться качественного усвоения знаний, стараюсь делать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае  приходят  дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий.

На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно использую различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш. А. Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами  определяют,  какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

 Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще - труднее, не использует рисунки - учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий.

Эффективность  дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.

Мною выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует  повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.

Также я считаю, что важно развивать у младших школьников положительную мотивацию умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности, тогда показатели мониторинга обязательно дадут положительную динамику. Огромную помощь в этом я вижу от ИКТ.

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

•    повышает качество знаний

•    продвигает ребенка в общем развитии

•    помогает преодолеть трудности

•    вносит радость в жизнь ребенка

•    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

•    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование ИКТ в учебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения.  В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные образовательные ресурсы, видео уроки,  презентации, видеоролики, анимацию,  обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала

Обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Мониторинг дает нам возможность проследить динамику у каждого ребенка и затем подобрать материал для работы с каждым учеником индивидуально. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Таким образом, имея результаты мониторинга, умея их сопоставить, соотнести с конкретным обучающимся и проследив динамику показателей, выделить проблемные зоны обучающихся, каждый учитель способен спланировать деятельность на уроке так, чтобы показатели каждого учащегося имели положительную динамику. Ну а для этого у педагогов есть все предпосылки: использование современных педагогических технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, игровая – все это дает возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...