Главные вкладки

    План составления психолого-педагогической характеристики на учащихся.
    консультация по теме

    Виценец Валентина Ивановна

    Программа проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам. Четкая,целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания. Литература: С.Д. Забрамная

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа для проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам.

                                                   

    Содержание изучения

    Методы изучения

    I Общие сведения об обучающихся:

      Фамилия, имя дата рождения. В каких  детских  учреждениях находился (ясли, детский сад,  школа  и др.)?

    Изучение документации

    II История развития:

      Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы

    перенес в первые годы жизни?

    Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации.

    III  Семья ребенка:

       Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка.

       

    Посещение семьи, беседа с родителями.

    IV Физическое состояние учащегося:

       Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).

    Утомляемость.  

    Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. Обследование ребенка врачом.

    V Особенности познавательной деятельности ребенка:

    1. Состояние анализаторов.

    2. Познавательные интересы, любознательность.

       

    3. Особенности внимания.  

        Легко ли привлекается  Устойчивость внимания.   Легко ли переключается с    одного вида на другой? Объем внимания.  Степень развития произвольного внимания.

    4. Особенности восприятия и мышления.

        Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы.

    Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними.

    Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей.

    5. Особенности памяти.

      Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает:

    Цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти.

    6. Особенности речи.

       Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т. д.). Запас

    слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи?

    7. Умение учиться.

       Организованность, выполнение требований педагогов самостоятельная работа с книгой,

    самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении учебным материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей.

    8. Отношение к отдельным  учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

     

     Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей.

    Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.

    Наблюдения на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.

    Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент.

    Наблюдение за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент.

    Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей.

    Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке.

    VI Эмоционально-волевая сфера

      Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма.

    Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.

    VII Особенности личности.

      Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружбы с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

    Поведение в учебной игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка.

    Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.

    Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент.

                                                               

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики класса.

    Методические рекомендации помогут классному руководителю составить характеристику класса (кратко и точно)....

    Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений

    Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования...

    Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы с ОВЗ

    В данной статье отражены особенности развития высших психических функций учащихся начальных классов, имеющих нарушения зрительного восприятия. Отражены формы работы по эстетическому воспитанию и разви...

    Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"

    На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

    Внешний вид учащегося всегда опрятен. Школьные принадлежности в порядке. Как правило, Петя охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. Доволь...

    Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК

    У  каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...