Главные вкладки

    Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы с ОВЗ
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Бушмелева Елена Александровна

    В данной статье отражены особенности развития высших психических функций учащихся начальных классов, имеющих нарушения зрительного восприятия. Отражены формы работы по эстетическому воспитанию и развитию воспитанников в условиях школы-интерната. Описано содержание некоторых кружков, реализующих свою деятельность на базе школы-интерната.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psih-ped_harakteristika_detey_s_narusheniem_zreniya.docx26.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическая характеристика

    детей с нарушением зрения.

    Педагог-психолог ГБС(К)ОУ школы-интерната №17 г. о. Самара

    Бушмелева Е. А.

    В настоящее время количество детей школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения возрастает с каждым годом. Зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие ребенка. Очевидно, что только в процессе коррекционного обучения, направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя представления ребенка, формируя на их основе полноценные понятия, педагог способствует успешному развитию системы мыслительных операций.

    В самом процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания педагог опирается на компенсаторные механизмы.

    Изучая психолого-педагогические особенности детей, такие ученые как Ермаков В.П., Литвак А.Г., Сверлов В.С., Солнцева Л.И., Якунин Г.А., отмечают следующую специфику в развитии высших психических функций детей с нарушением зрительной функции.

    Зрительные представления слепых и слабовидящих характеризуются суженностью чувственной сферы познания; схематизмом и фрагментарностью; наблюдается трудность формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений; иногда отмечается вербализм представлений.

    Внимание. Ослабление внимания обычно наблюдается при астенических состояниях, проявляющихся в общей слабости, повышенной утомляемости, вялости, которые могут быть обусловлены истощением нервной системы в результате перенапряжения либо после чрезмерной умственной нагрузки.

    Память. Словесно-логический вид памяти основан на использовании словесных обозначений, логических связей. У детей со зрительной патологией первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. У детей, имеющих различные нарушения зрения, наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. В долговременную память переводится лишь то, что для них имеет более существенное значение в жизни и учебной деятельности.

    Мышление. У учащихся первых классов мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения сформированы в разной степени, что свидетельствует в преобладающем большинстве об отставании в развитии мышления. Недостаточно развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что в свою очередь определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления.

    Воображение. Существует две точки зрения на развитие воображения у слепых. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение выражено сильнее, чем у зрячих, другие считают его менее ярким и бедным. У детей с нарушением зрительной функции воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание.

    Выявленные особенности объясняются следующими причинами:

    - зрительный дефект, особенно выраженный и сопровождающийся нарушениями центральной нервной системы, влияет на формирование и развитие высших психических функций;

    - изменением социального статуса ребенка;

    - изменением форм взаимоотношений с педагогами;

    - активизацией произвольности деятельности (способность к регуляции своей деятельности, способность планировать и контролировать выполнение учебных действий, способность преодолевать отвлекающие от учебы влияния);

    - формированием способности к рефлексии и развитие понятийного мышления (осознание себя и своих действий, выработка собственного взгляда и мнения).

    Ежегодно проводится психолого-педагогическое изучение с целью выяснения особенностей развития учеников нашей школы и подбор методов, средств и форм работы с ними.

    На наш взгляд, детей с нарушениями зрения необходимо активно включать в социум. Поэтому  учреждение сотрудничает с внешними социальными партнерами (МБОУ ДОД ЦДТ «Ирбис», МОУ ДОД ДШИ №11, музеи, театры, выставочные центры и т.д.)

    Большое внимание в нашей школе уделяется кружковой деятельности.  При выработке основных принципов работы, особое внимание уделяется опоре на сохранные анализаторы, на интересы детей, творческие возможности каждого ребенка.

    Кружковая деятельность позволяет воспитанникам с нарушением зрительной функции полноценно реализовывать свои возможности, осуществлять развитие психоэмоциональной стороны и в результате происходит формирование личности, готовой к самостоятельной жизни.

    С.А.Лущаева ведет кружок «Оч.умелые ручки», в котором реализуются следующие направления творческой деятельности воспитанников: «Театр моды», «Мягкая игрушка», «Бисероплетение».

    М.В. Ульченко ведет кружок «Вязаная сказка». Деятельность учащихся заключается в изготовлении картин методом аппликации из ниток.

    М.А. Кильдюшёва ведет кружок «Макраме». В данном кружке воспитанники путем плетения в технике макраме изготавливают различные изделия, которые могут использовать в своей жизни.

    В ходе реализации кружковой работы у воспитанников продолжают  совершенствоваться ключевые жизненные компетенции, имеющие приоритетное значение в начальном звене:

    - социальная, когда ребенок берет на себя ответственность в совместном принятии решения;

    - самосознание, т.е. определение основных жизненных целей и адаптация к социокультурному окружению с целью выборов способов их достижения;

    - здоровьесберегающая, т.е. такая организация своей деятельности, которая не причиняет вреда соматическому и психическому состоянию ребенка;

    - коммуникативная - компетентное выстраивание устного и  письменного общения;

    - информационная, т.е. овладение новыми технологиями и способность оценивать, выбирать информацию, необходимую для выполнения той или иной деятельности;

    - познавательная – развитие познавательного интереса, стремление к самообразованию.

    Осуществление кружковой работы благоприятно сказывается на развитии эмоционального компонента личности воспитанников с нарушением зрительной функции.

    Т.о. характеризуя детей с нарушениями зрения, можно указать на некоторые особенности в развитии, требующие особого подхода в обучении и воспитании. При правильном подборе эффективных методов, средств и форм работы с ними, при тесном взаимодействии специалистов и всех педагогов возможно развитие полноценной личности.

    Источники:

    1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
    2. Проект Концепции Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2014
    3. http://mkoucdk.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение перехода учащихся из начальной в среднюю школу

              Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса:...

    психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

    Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...

    Характеристика учащегося начальной школы

    Иногда возникают  сложности в написании характеристики ученика младших классов. В данной работе приведён пример составления характеристики....

    Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

    Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....

    Психолого-педагогическая характеристика выпускника начальной школы

    психолого-педагогическая характеристика выпускника начальной школы...

    Психолого-педагогическая характеристика ученицы начальной школы

    Примерная психолого-педагогическая характеристика ученицы 4 класса по месту требованияХарактеритика об ученицы с положительной успеваемость. на "5" и "4" (редко). С завышенной само...

    Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК

    У  каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...