"Адаптация первоклассника"
статья (1 класс) по теме

Коптюг Людмила Николаевна

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Adaptaciya_pervoklassnika.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Адаптация первоклассника"

       Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

     Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе

      Адаптация - привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду.  В адаптационный период некоторые дети: Нежурин Влад, Перелыгин Алексей, Тлеллер Игорь, Чертов Егор очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки: Дикич Максим, Бакиева Софья , Вертахова Дарья, Пугачев Никита, Ступина Анна, Святцева Алена., Белозерских Екатерина, Бороденко Артем, Середа Максим,  стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель. Имея представление о трудностях таких чувствительных детей, и при обычном общении с родителями ребенка я по-дружески выясняю возможные имеющие отношения к делу обстоятельства. Лыкова Софья, Ступина Анна при малейшей неудаче или замечании плачут. Я как педагог, знающий психологические особенности младших школьников поглаживаю учащихся по голове и говорю: “Отдохни немножко, а потом работай дальше”. Ребенок сияет, обретая смелость и уверенность в себе и через несколько минут вновь готов к деятельности. И так я к своей работе применяю аутогенную тренировку, помогая учащемуся избавиться от скованности и расслабиться. При этом снижается агрессивность, устраняется слабость контактируемости с окружающими. Таким детям целесообразно оказывать непосредственную эмоциональную поддержку, как бы выделяя их  из других детей и давая тем самым дополнительную опору.

     Моя  задача – найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание учитель уделяет при этом тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации. У Пугачева Никиты нарушился сон, Святцева Алена и Никитин Даниил очень капризны. У  Макаровой Насти, Нерубенко Эли, Воронкова Ивана возрос интерес к играм, игрушкам , книжкам для совсем маленьких детей, Пожилов Вова, Щигорев Илья, Тлеллер Игорь стали чаще болеть.

      Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.

     Труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”: Бакиева Софья, Вертахова Дарья, Пожилов  Владимир, Ступина Анна, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками.

     Большинство детей адаптировались к школе достаточно быстро: Бунина Ксенья,  Сополева Полина,  Никитин Даниил,  Тимохина Дарья  , Перелыгин Алексей. Антоненко Алина , Сизикова Ирина, Нерубенко Эльвира,  Бакиевой Софья, Голеусова Юлия Ким Анастасия.

      Что нужно сделать для того, чтобы ребёнок научился учиться  и полюбил школу? Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

   Наиболее полезной формой работы считаю выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.

    Очень важно   помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.

МОУ СОШ № 19

имени В.М.Казанцева

                                 

                                       Выступление  на малый педсовет

                                                                                 

                                                                                  Подготовила:

                                                                            учитель начальных классов

Коптюг Людмила Николаевна

                                                        2009

  Главной целью считаю: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка- первоклассника.

Задачи:

Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.

Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.

Овладение приемами и поддержки ребенка принимающего новую социальную роль.

1. Изучение мотивации учения и адаптации ребенка к школе

1. Тест для первоклассника: “Что мне нравится в школе?”.

2. Анкетирование детей по оценке уровня школьной мотивации.

2. Работа классного “почтового ящика” с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

3. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей.

1. Советы родителям первоклассника.

2. Информационный пакет для родителей.

Этап проведения

Учитель: Добрый день, дорогие участники нашего сегодняшнего заседания семейного клуба. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребенка в новых условиях обучения и координация усилий воспитывающих взрослых по их разрешению. Спасибо за то, что вы сегодня с нами, что вы неравнодушны и открыты для диалога.

Завершился первый учебный месяц для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей, со стороны родных и знакомых. Знаете ли вы , как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но с начало – о самом понятии “школьная адаптация”.

Адаптация- привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе , конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность- школу- входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. Обобщенную картину школьной дезадаптации я представила в таблице, которую предлагаю вашему внимании (раздаю тексты и комментирую их содержание)

Учитель: Мы еще вернемся к этой таблице в конце нашей встречи и поработаем с ней, а сейчас я прошу вас, уважаемые родители , перевернуть лист и выполнить небольшое задание. Первая его часть- отнести в соответствии с вашим видением своего ребенка к одной из семи групп в трех сферах общения. В каждой из трех сфер обведите кружочками ту группу , к которой вы отнесли своего ребенка. Получите три цифры, соответствующие номеру той группы, к которой вы отнесли ребенка, например: 4, 3, 5.

Семья

Друг.

Привязан к родителям.

Замкнут, отгорожен.

Конфликтен.

Примыкает к одному из родных.

Разорваны связи с семьей (бродяжничает).

Выталкивается из семьи.

Коллектив.

Руководитель.

Авторитетный помощник.

Формальный помощник.

Имеет временные роли.

Не имеет определенной роли, но авторитетен.

Не имеет связи и поддержки в коллективе7

Изолирован.

Сфера неформального общения

Лидер.

Приветствуемый.

Независим в группе.

Примыкает к группе без проблем.

Вне группы, но пользуется авторитетом.

Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый).

Отвергаемый.

Нанесите точки на каждом из трех изображенных у вас направлениях и соедините их отрезками прямой. Вы получите треугольник “Вытянутость” его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении. Чем больше вытянут треугольник, тем хуже идет адаптация. Ни с кем не обсуждая полученный результат, подумайте над ним, и, если нужно, проконсультируйтесь у меня.

Анкета “Оценка уровня школьной мотивации”

Детям предлагается ответить ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

Тебе нравится в школе или не очень?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам , ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались однипредметы?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравится твои одноклассники?

Учащиеся набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

По результатам анкеты из 13 учащихся 25–30 баллов получили 8 учащихся. 20–24 балла получили 4 учащихся и 15–19 баллов получил 1 ученик.

Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

“Цепочка родительских советов”, в результате на доске может получиться следующая картинка.

1. Вера в успех.2. Положительные установки. 3. Любовь родителей.4. Приучение к режиму. 5.Выполнение установленных правил.

Комментарий к схеме:

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”,- вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.

Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения- значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде.

Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Учитель: В нашу “родительскую почту” поступили вопросы от вас, уважаемые родители, все они связаны с проблемой адаптации ваших детей в школе. Наиболее типичные из них сейчас разберем вместе.

Вопрос 1. “Как “приохотить ребенка к учению, не нанося при этом вреда. Мне кажется, я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что у него пропадает всякий интерес к познанию”.

Родители высказывают свои варианты ответа на вопрос:

“Никогда не ругайте ребёнка. Сочувствуйте и помогайте”. “Нам мешают раздражениеусталость. В таком состоянии лучше не вмешиваться в дело ребёнка” “Представьте себе, что вы перешли на новую работу. Каково вам? А ведь ребёнку ещё труднее: ведь в его жизни всё изменилось. Поэтому не требуйте от него невозможного”.

“Здесь уже говорилось, что занятия надо превратить в игру, но по себе знаю, что это непросто”.

Учитель: Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, котором занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты конечно, справишься”. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.

Родитель: А как быть в ситуациях, когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет?

Учитель: Очень хорошо начать со слов: “давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это – не просто добрый совет, а феномен, открытый выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он назвал его “зоной ближайшего развития”. Каждый родитель должен о нем знать.

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Меньший круг будет обозначать дела, с которыми ребенок справится сам, а зона между границами малого и большого круга-дела, которые ребенок делает только вместе со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребенку не под силу ни одному, ни вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, – это “золотой запас” ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Вопрос 2. У моего ребенка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться?

Мнения родителей:

“Мой совет – чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости. Играйте с ними, и вы увидите корни проблем, и возможно поможете своему ребенку”.

“Я думаю, что надо попросить психолога встретиться с начало с ребенком, а потом с вами.

Наверняка найдете выход”.

Учитель: Конечно, причин может быть много, наверное, и решений тоже. Но можно попробовать использовать прием” Бесед по классной фотографии”.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он “познакомит” вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем можно будет через фотографию расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребенка на “ябедничество”. Лучше не задавать вопросов типа: “Кто у вас в классе больше всех хулиганит?” или “У кого самые плохие отметки?” Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: К кому всегда можно обратиться за помощью?”, “С кем интереснее всего играть?”, “Кто самый веселый? и. т.п.

В заключение этого этапа предлагаю нашим уважаемым мамам и папам памятки. Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными.

Советы родителям первоклассников.

Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом:

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания:

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.

Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому – одно из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития человека. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: “Как хорошо, что ты у нас есть!”, “Ты мне нравишься”, “Я люблю, когда ты дома” и.т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же не получает знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак , безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть!

А теперь, уважаемые родители, снова обратимся к таблице ,которая лежит перед вами каждым из вас. Представьте, пожалуйста, в графе 3 свое видение роли родителей в “снятии” ее причин. Родители выборочно озвучивают варианты. К примеру, один из них может выглядеть так.

Проявление школьной дезадаптации у младших школьниковФорма дезадаптации        Причины        Чем могут помочь родители

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности        Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей        Развивать интерес к учебе через игру. Оказать поддержку в “зоне ближайшего развития”

Неспособность произвольно управлять своим поведением        Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)        Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим.Закреплять нормы и ограничения.

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным типом нервной системы)        Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей        Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развивать внимание

Школьный невроз, “фобия школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”        Ребенок не может выйти за пределы семейной общности –семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)        Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах

Советы педагога

Уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса”Какую отметку получил?”, спросите “Что сегодня было самое интересное?”, “С кем ты подружился?”, “Что вкусного было в столовой?” и.т.д.

Если дети не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное- не раздражайтесь.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то , не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха- плохой советчик.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам . Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Спасибо вам уважаемые родители, будьте счастливы, радуйтесь жизнью!

Использованная литература.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983.

Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка. М.: Просвещение, 1991.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1998.

Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. М.: Просвещение, 1990.

© 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...