Выступление на школьном методическом объединении.
план-конспект по теме

Худиярова Елена Анатольевна

Коррекционная работа в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление.

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

В речевой класс зачисляются дети по решению ППМК на программу V вида. В случае устранения речевого дефекта воспитанники на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся на образовательную программу общего типа.

Обучение направлено на коррекцию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими (в некоторых случаях) отклонений в психическом развитии воспитанников. У них не развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые для полноценного включения в жизнь общества.

Целью работы является:

Своевременное выявление и преодоление расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся.

Недостатки речи, которые обнаруживаются при обучении ребенка в школе, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

А проблема нарушения письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для общеобразовательной школы, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения. Своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, которая является основой воспитания и обучения детей.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • развитие психофизических функций,
  • правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика;
  • обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль;
  • общее развитие речи детей и речевых предпосылок к усвоению программы по русскому языку и другим предметам.

Свою коррекционную работу я осуществляю в тесной связи психологом школы и с логопедом -  это взаимопосещение занятий, взаимопомощь. Обязательно в тесном контакте с родителями. Только при таком тесном сотрудничестве можно добиться реальных результатов.

На занятиях помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию,  психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.

При тренировке каждого отдельного познавательного процесса происходит обязательное включение других. Однако они «обслуживают» ведущее качество одного из процессов, интегрируются с ним, образуя новое качество. Например, такое качество, как наблюдательность, интегрирует в себе и развитую память, и мыслительный анализ, однако, ведущим в этом качестве является процесс восприятия.

Содержание коррекционно-развивающей работы.

Каждому ребенку, пришедшему первого сентября в первый класс, очень хочется хорошо учиться.

А каждому учителю хочется как можно лучше научить своих учеников всем премудростям наук, не допустить появления учебных проблем, помочь ребятам справиться с возникающими в ходе обучения трудностями.

Чтобы эта работа была успешной, важно помнить самое важное условие ее осуществления:

Безграничная вера в ребенка.

Каждый ребенок может научиться всему.

Для ребенка очень важно постоянно, на каждом уроке и в любой деятельности чувствовать свою успешность.

  1. Развитие психофизических функций.
  • Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  • Ориентация в пространстве и времени.
  • Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.

Примерные задания и упражнения.

  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Выкладывание букв из палочек.
  • Определение букв, геометрических фигур, игрушек на ощупь.
  • Поиск букв, наложенных друг на друга.
  • Реконструирование букв.
  • Конструирование из элементов ( овал, полуовал, палочка,…).
  • Плетение, лепка,…

  1. Развитие познавательных процессов.
  • Развитие внимания (объём, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
  • Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
  • Развитие воображения.

Примерные задания и упражнения.

  • Игра «Что изменилось»?
  • Собери силуэт из геометрических фигур.
  • Разложи на разные группы картинки.
  • Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирует познавательную деятельность - мышление, восприятие, представление, память и др.
  1. Развитие произвольной сферы.
  • Формирование волевых качеств, умения сдерживать своё поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, умения находить выход из трудных ситуаций.
  • Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании (на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребёнок отличается повышенной активностью, непоседливостью, импульсивностью, рассеянностью).

Примерные задания и упражнения.

  • Формирование мотивации, этому способствует разнообразие форм занятий: урок – сказка, урок – путешествие, урок – игра,…
  • Создание игровых ситуаций в рамках классического урока.
  • Приучение и контроль.

  1. Развитие речи, обогащение словаря.

Работа на фонетическом уровне.

  • Развитие звукового анализа слов.
  • Развитие фонематического восприятия.

Примерные задания и упражнения.

  • Выделение первого звука в слове (-по первым звукам названий картинок составить слово; - нарисуй картинки, чтобы по первым звукам названий можно было составить слово; - игра в слова;…).
  • Определение количества и места звуков в слове (-нарисуй картинки, в названии которых четыре звука; - нарисуй картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) с гласного (согласного) звука.
  •  Закрасьте красным цветом квадратик, соответствующий месту гласного звука, в дальнейшем, рисование схем слов.
  • Распределение слов в три столбика:

Буквы = звукам          букв > звуков          букв < звуков.

  • И т.д…

Работа на лексическом уровне.

  • Количественный рост словаря за счёт усвоения новых слов и их значений.
  • Качественное обогащение словаря путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.
  • Очищение словаря от искажённых, жаргонных слов.

Примерные задания и упражнения.

  • Заучивание стихов с движением.
  • Отгадывание предмета по описанию, загадок по картинкам или с использованием эпитетов.
  • Игра с мячом «скажи наоборот».
  • Назвать, одним словом серию картинок.
  • Слоговой анализ и синтез слов (- записать слова, состоящие из данных слогов; - составить словосочетания или предложения с данными словами; - переставить слоги местами и получить новое слово).
  • Состав слова – морфемный анализ и синтез слов ( - подобрать глагол к существительному; - найди «лишнее» слово или предмет; -ударение в слове; - многозначные слова; - …).
  • Игра кто назовёт больше слов по теме: «дикие животные» или «герои сказки…».

Работа на синтаксическом уровне.

  • Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
  • Обогащение фразовой речи.

Примерные задания и упражнения.

  • Как интонацией выразить конец предложения.
  • Отличить предложение от словосочетания.
  • Исправить предложения, если есть ошибки.
  • Разбор предложения или составление графической схемы предложения, придумывание предложений по графической схеме.
  • Составление предложений по сюжетной картинке.
  • Распространение предложения путём увеличения количества слов.
  • Инсценировка стихов, басен, сказок,…

  1. Развитие эмоционально – личностной сферы.
  • Формирование творческой личности ребёнка.
  • Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
  • Форма коммуникабельности.
  • Развитие фантазии.
  • Воспитание смелости публичного самовыражения.
  • Развитие выразительности движений.
  • Обогащение духовного мира.
  • Воспитание культуры эмоций.

Примерные задания и упражнения.

  • Передача голосом, движениями и мимикой настроения.
  • Изображение пантомимой заданного животного (остальные угадывают).
  • Учимся сопереживать литературным героям и друг другу.

  1. Расширение представлений об окружающей деятельности.
  • Обогащение кругозора детей.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Знакомство с литературными произведениями.
  • Формирование морально-нравственных качеств.

Примерные задания и упражнения.

  • Чтение или прослушивание литературных произведений.
  • Рисование иллюстраций или лепка литературных героев.

Мы посетили:

  • Театр сказки «Снежная королева».
  • ДТЮ «Новогодний праздник».
  • Музей «Игрушки».
  • Музей «Водоканала».
  • ДТЮ кружок юннатов.

Провели:

  • Экскурсию по микрорайону.
  • Экскурсия на Елагин остров с посещением Елагина дворца.

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками.
  • Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, чувства товарищества.
  • Адаптация ребёнка в школьном коллективе и социуме.

Примерные задания и упражнения.

  • Формирование классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе".

Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе"....