Роль опытно-эксперементальной деятельности в работе методических объединений и преподавании учебных дисциплин
статья

Болвачева Татьяна Владимировна

Сегодня учителю необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования; владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, освоения инноваций, педагогического проектирования; анализа и самоанализа профессиональной деятельности; иметь достаточные навыки компьютерной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_oed_v_rabote_mo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

И ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность.

Профессиональная компетентность педагога это - способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новому обществу требуется иной тип личности – инициативной, ответственной, эффективной и успешной деятельной личности современного мира. Поэтому образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, а инновационный аспект развития образования приобретает все большую актуальность.

Сегодня учителю необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования; владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, освоения инноваций, педагогического проектирования; анализа и самоанализа профессиональной деятельности; иметь достаточные навыки компьютерной грамотности.

Изучение состояния образовательной практики показывает, что некоторые педагоги независимо от стажа работы и категории не обладают необходимым уровнем профессиональной компетентности для продуктивной образовательной деятельности. Часть из них испытывает объективную потребность в существенном обновлении своих методических, психолого-педагогических и предметных знаний, умений и навыков. Ориентация на традиционные ценностные установки, обилие педагогических концепций, моделей и дидактических систем начального образования вызывают определенные затруднения учителей школы I ступени. Изменение характера традиционных функций педагогической деятельности от нормативно-исполнительского к исследовательскому и инновационному, от методического к научно-методическому требует новых теоретико-методологических знаний и практических умений, не характерных ранее для педагогической практики.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на повышение уровня профессионализма, развитие компетентности педагогов, является непрерывное профессиональное образование, в том числе система повышения квалификации работников образования. Она должна оказывать своевременную помощь педагогам и иметь опережающий, личностно и практико-ориентированный характер. Такой подход обуславливает необходимость в качестве доминанты повышения педагогической (профессиональной) компетентности педагога выделить научно-методический аспект. Возникает потребность в развитии такого вида компетентности как научно-методическая компетентность педагога, которая обеспечивает выполнение педагогом актуальных функций образования, в частности, деятельность в условиях образовательного выбора.

Особое значение развитие научно-методической компетентности приобретает для учителей начальной школы, так как федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, которая призвана помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. Эта направленность обуславливает принципы индивидуализации и вариативности начального образования.

Именно вариативность обеспечивает создание условий для индивидуального развития каждого ребенка. Она дает возможность выбора типа образовательного учреждения, программы обучения, его технологии, как учителем, так и самим ребенком, а также его родителями. В настоящее время для массовой начальной школы предлагается около десяти образовательных моделей с различной концептуальной направленностью. Кроме этого, внутри отдельных моделей существует вариативность учебных курсов. Таким образом, педагог начальной школы находится в ситуации выбора образовательных (содержательных и процессуальных) альтернатив или в ситуации образовательного выбора.

Современный этап развития образования характеризуется новым подъемом инновационных процессов. Сложившаяся вариативность моделей, систем, программ и учебно-методических комплектов для начальной школы обуславливает ситуацию выбора образовательных (содержательных и процессуальных) альтернатив.

Ситуация образовательного выбора выявляет необходимость наличия и развития педагогической (профессиональной) компетентности педагога. Компетентность выступает в исследовании в качестве исходного понятия и понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика, которая определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

Максимально общим по своему содержанию понятием является понятие «педагогическая компетентность». Оно трактуется как профессионально-личностная характеристика человека, позволяющая ориентироваться в области обучения и воспитания и эффективно решать педагогические задачи. Педагогическая компетентность - максимально широкое понятие, включающее в себя как часть профессиональную компетентность. В свою очередь, профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает научно-методическая компетентность. Особую актуальность в связи с этим приобретает определение понятия «научно-методическая компетентность».

Рассмотрение научно-методической компетентности как интегральной характеристики деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающей системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом, позволяет сделать вывод о том, что в качестве интегрирующей характеристики данных понятий может быть названа методическая готовность педагога к осознанному образовательному выбору.

Готовность – характеристика потенциального состояния (способностей), позволяющего педагогу развиваться в профессиональном и личностном отношении.

Состояние вариативного начального образования на федеральном и региональном уровнях подтверждает наличие ситуации образовательного выбора.

На образовательном рынке имеется большое количество авторских программ, пособий, учебных курсов. Учитель должен быть готов распознать непрофессиональные программы и учебно-методические комплекты, так как некоторые учебники и другие средства обучения иногда находятся явно вне научного поля.

Кроме того, в развивающейся инновационной школе исследовательская деятельность учителя является необходимой составной частью педагогической деятельности и реализуется в форме опытно-экспериментальной работы. Направлениями этой работы могут быть определены освоение нового содержания начального образования (модели, комплекты) или становление собственного опыта педагогического проектирования.

Педагог должен быть готов методологически и теоретически грамотно осуществлять отбор содержания образования на уровне учебного предмета и моделировать процесс обучения в условиях образовательного выбора. Это, в свою очередь, требует развития научно-методической компетентности учителей школы I ступени.

Учителя, имеющие средний уровень, будут испытывать определенные затруднения при выборе образовательных альтернатив, а с низким уровнем компетентности, осознанный выбор модели обучения будет серьёзной проблемой.

В связи с этим, организовывалась поддержка саморазвития и самореализации учителей начальных классов в различных формах дистанционного обучения.

Неделя начальной школы показала, что педагоги явно преодолели свой проблемный уровень, а, значит, были созданы предпосылки для развития научно-методической компетентности в целом.

Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе.

В этом году в МОУ лицее № 15 учителя I ступени при проведении «Недели начальной школы» дали уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ:

Пустовалова Г.П. – урок математики и внеклассное мероприятие;

Болвачева Т.В. – урок чтения;

Никитина Н.Б. – урок и внеклассное мероприятие;

Вахненко Л.И. – урок русского языка;

Ролдугина А.П. – урок по окружающему миру.

Можно сделать вывод, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

- создание презентаций к урокам (Пустовалова Г.П., Болвачева Т.В., Никитина Н.Б., Ролдугина А.П.;

- работа с ресурсами Интернет (все учителя);

- использование готовых обучающих программ (Вахненко Л.И.);

- разработка и использование собственных авторских программ.

Презентации позволяют учителю:

- наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения  

- нового материала;

- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

- повышать познавательную активность обучающихся.

Презентации позволяют ученику:

- наглядно представить учебный материал;

- сделать урок более интересным;

- интенсификация процесса объяснения нового материала;

Использование различных обучающих программ

Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия, секреты окружающего мира для маленьких натуралистов, «Естествознание».

Использование ресурсов Интернет

Материалы по окружающему миру, астрономии, изобразительному искусству.  Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим

Мониторинг и управление

«Мониторинг качества образования Школа-2100»;

Разработка компьютерного мониторинга индивидуально-личностного развития учащихся, профессионального роста педагога, инновационной деятельности кафедр, качества обучения;

Разработка общей схемы сбора, хранения, переработки и анализа информации по всем видам мониторинга;

Преимущества использования ИКТ

1. Делают обучение более эффективным;

2. Способствуют индивидуализации обучения;

3. Повышается мотивация обучения;

4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;

5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;

6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;

8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

9. Повышается интерес к изучаемому предмету.

                                                                          Болвачева Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения классных руководителей начальных классов МОУ СОШ 42 г. Братска на 2011 – 2012 учебный год

Методическая тема: «Использование новых технологий воспитания в работе классного руководителя»...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год

Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год.

Разработан план работы учителей начальных нлассов в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Анализ работы методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год

Анализ работы  методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год.МО учителей 1-2 классов  в этом году работало над  методической темой: «Повышение качества образов...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2012/2013 учебный год

План работы ШМО "Берновской СОШ" учителей начальных классов на 2012/2013 учебный год.Тема работы.Цель,задачи, тематика заседаний....