Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников
методическая разработка по теме

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция «Традиции и современность в патриотическом воспитании учащихся»

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Подготовлено

учителем начальных классов

МОУСОШ № 13 п. Искра

Резвановой Ольгой Николаевной

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России во все времена.

        Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему патриотического воспитания школьников. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного   эстетического цикла.

 В программе изобразительного искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания патриотизма, толерантности, привития общечеловеческих ценностей. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относится к чувству героизма. Добрые и благородные  герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.         К истокам возникновения нашего Отечества относят учащихся  такие творческие задания как, «Образы русских богатырей»- тема «Выражение характера человека в изображении» 2 класс,  «Российский флот» - тема «Выражение намерений человека через украшение» 2 класс, «Древние города нашей земли» - 4 класс.                                                                                 На уроках  изобразительного  искусства учитель не может в своей работе обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как День Победы, День защитника Отечества. Учащиеся всех возрастов активно принимают участие в конкурсах рисунков на военную тему, создают прекрасные сюжетные композиции. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин  России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! В багаже их побед – борьба с татаро-монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства, формирующие новое поколение героев. Все эти события находят свое отражение в художественных произведениях, изучаемых в рамках предмета изо искусства.                                                                         В своей педагогической работе, учитель должен уделять внимание и менее глобальным датам. Так, например, творческие работы, посвященные Дню космонавтики, открывают перед детьми  огромный мир Вселенной и достижения русских людей в ее освоении.                                                        При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблематики древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности.         Самостоятельной основой для изучения является тема  вечных символов России. Изучение произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение поделками мастеров разных направлений прикладного искусства также способствует формированию у учащихся чувство гордости своей страной, ее умельцами и проходит сквозной темой на протяжении всего периода изучения предмета «Изобразительное искусство».                                                        Уже много педагогических копий сломано на том, чтобы отвлечь внимание учащихся от тех негативных примеров, которыми изобилуют наши СМИ – мошенники всех рангов, монстры, убийцы и т.д., на фоне которых  так называемые борцы за правду порой выглядят жалко и неубедительно. Но есть достаточно простые выходы из создавшейся ситуации. На уроках изо искусства надо чаще обращаться к подвигам наших соотечественников, воспетых в огромном количестве художественных произведений. Если учащимся разных возрастов чаще устраивать подобные «встречи с прекрасным», окрашенные нужным патриотическим настроем, тогда они смогут если не перечеркнуть, то хотя бы противостоять негативным воздействиям, оказываемым большинством СМИ.

Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной созидательно-творческой деятельности учащихся. С учетом принципов патриотического воспитания определяется цель патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства – формирование патриотического отношения ко всему окружающему, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического, познавательного и созидательного аспектов.                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Празднование 73-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как неотъемлимая часть формирования патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое  воспитание -  неотъемлемая  часть  общей  культуры  государства. Стала  все  более  заметной тенденция  постепенной  утраты...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников, как часть духовно- нравственного развития»

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнени...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

В статье дан анализ содержания программы «Музыка»  (1-4 классы) Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в контексте изучения проблемы патриотического воспитания младших...

Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников

Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников...

«Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»

В данной статье рассматривается принципы формирование компетентности, компоненты компетенций, и уровни развития компетентности учителей начальных классов в области духовно – нравственного воспит...