"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
презентация по теме

Агеева Юлия Владимировна

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

 «Организация исследовательской деятельности

учащихся  начальных классов»

Методики раннего обучения – предмет давних споров специалистов. Одни педагоги и родители склонны обучать своих детей с самого раннего возраста чтению, письму, иностранным языкам, давать ребёнку разностороннюю информацию из сферы естествознания, но ещё больше тех, кто категорически против какого то ни было раннего обучения. Разногласия и споры среди специалистов ведутся и по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, - одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети по природе своей исследователи.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Учебное пособие, которое я использую в своей педагогической деятельности,  помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Слайд № 2 «Исследовательская деятельность»

В данный учебно-методический комплект кроме рабочей тетради «Я – исследователь» входит методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Изучив «Методику исследовательского обучения младших школьников», в сентябре 2009 – 2010 учебного года я провела несколько вводных занятий. Цель этих занятий:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

- выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

        Чтобы провести исследование необходимо применить следующую последовательность:

Слайд № 3 «Схема проведения исследования»

  1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые  хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные в тетради задания, учащиеся осваивают приёмы проведения исследований.

Слайд № 4 «Как выбрать тему исследования»

        Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Слайд № 5 «Какими могут быть темы исследования»

        Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  1. фантастические;
  2. экспериментальные;
  3. теоретические.

Слайд № 6 «Цель и задачи исследования»

        После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

Слайд № 7 «Гипотеза исследования»

        Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

Слайд № 8 «Организация исследования»

        Как составить план работы?

        Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

  1. Подумать самостоятельно;
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь;
  3. Спросить у других людей;
  4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
  6. Понаблюдать;
  7. Провести эксперимент.

Слайд № 9 – 15  «Методы»

        Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Слайд № 16 – 19 «Систематизация информации»

        Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

Слайд № 20 «Подготовка к защите исследовательской работы»

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

Слайд № 21 «От чего зависит успех»

        Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. А авторы заканчивают рабочую тетрадь «Я – исследователь» такими словами:

Слайд № 22 «Дорогой друг!»
       Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская  работа завершена.
       Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

Слайд № 23 – 24 «Результат»

В результате работы по учебному пособию

Учащиеся 4 класса знают:

-структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

-основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

-основные информационные источники поиска необходимой информации;

-способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся 4 класса умеют:

-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;

-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

-планировать учебно-исследовательскую деятельность;

-пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.

        В ходе индивидуальной работы, совместно УЧЕНИК + УЧИТЕЛЬ достигнуты следующие результаты: коллективная исследовательская работа «Почему птицы улетают на юг?» была удостоена звания «Победитель».

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов Выполнила : Ю.В. Гордеева, учитель начальных классов

Слайд 2

Исследовательская деятельность Учебно-методический комплект А. И. Савенкова Рабочая тетрадь «Я – исследователь» Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Слайд 3

Актуализация проблемы Поиск направлений исследования Определение сферы исследования Выбор темы ТЕМА Изучение круга интересов ребёнка Гипотезы Выявление и систематизация подходов к решению Ответы на вопросы ИТОГИ Обсуждение итогов завершённой работы Традиционные Альтернативные Определение последовательности проведения исследования Сбор и обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчёта Публичный доклад

Слайд 4

Как выбрать тему исследования Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Слайд 5

Какими могут быть темы исследования Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Слайд 6

Цель и задачи исследования Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Слайд 7

Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если…

Слайд 8

Организация исследования (Как составить план работы?) Для этого надо определить , какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод ( от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.

Слайд 9

Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Слайд 10

Посмотреть книги о том, что исследуешь Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Слайд 11

Спросить у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

Слайд 12

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Слайд 13

Обратиться к компьютеру Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.

Слайд 14

Понаблюдать Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.

Слайд 15

Провести эксперимент Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Слайд 16

Систематизация информации Направление – «Живая природа», область знаний – «Зоология», «Биология». Где живёт? Чем питается? Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид. Поведение. Кто главные враги.

Слайд 17

Систематизация информации Направление – «Вселенная», тема – «Планеты солнечной системы» Перечень планет. Происхождение названия. Общая характеристика каждой. Исследования планеты людьми. Условия на планете.

Слайд 18

Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы.

Слайд 19

От чего зависит успех Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

Слайд 20

Дорогой друг! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

Слайд 21

Результат Участие в школьной конференции «Шаг в будущее»

Слайд 22

Звание «Победитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....