"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"
материал на тему

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «ЗСОШ № 6» РТ г.Заинск Сулеймановой Е.А.)

 Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Я работаю учителем 16 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Наша школа – школа компетенции. Она имеет современное оснащение, мобильные классы, интерактивные доски во всех кабинетах начальных классов. Всё это в учебном процессе позволяет:

  1. усилить образовательные эффекты;
  2. повысить качество усвоения материала;
  3. построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  4. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  5. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам;
  2. Работа с ресурсами Интернет;
  3. Использование готовых обучающих программ;
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

 Одним из  главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики.  Я учу детей по учебнику – тетради «Математика» автора Л.Г.Петерсон образовательной системы «Школа 2100». По новому ФГОС  одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать.  «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету 

    На уроках русского языка в 1 - 4 классах я использую в качестве тренажёра для отработки ЗУН программу «Фраза» на нетбуках. Каждый  ученик, работая с этой программой - тренажёром   в конце работы получает оценку за тему, которую повторяли на уроке. Детям очень нравится. Время работы по этой программе примерно 10-15 мин. 

      На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д. 

Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  1. усиление интенсивности урока
  2. повышение мотивации учащихся
  3. мониторинг их достижений

Для решения этих задач я использую следующие направления:

  1. создание флеш-анимаций 
  2. подготовка индивидуальных карточек

Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя: 

* выбор тем и иллюстраций для анимации; 

* определение педагогических методик их использования; 

* создание флэш-анимаций; 

* проведение урока;

* включение наработок в общую педагогическую копилку

Но подготовка таких флэш-роликов довольно трудное дело. Мне в этом большую помощь оказывает муж. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже предлагался набор соответствующих электронных ресурсов. Пока же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее полезна. Были подготовлены флэш-анимации еще для нескольких уроков.

Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода..

Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.

На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие. окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. 

В 2005-2006 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:. 

• Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
• Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
• Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
• Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
• Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
 С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Использование данной технологии позволяет: 

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: 

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Вывод:

  1. информационные  технологии  открывают  новые возможности  для  совершенствования  учебного  процесса,
  2.  активизируют  познавательную  деятельность  учеников;
  3.   позволяет  организовать самостоятельную  и  совместную  работу  учащихся  и  учителей  на  более высоком творческом уровне.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать такие методические задачи:
- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формирование навыков самообразования, развития способности к академической способности учащихся;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов
при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).
Использование ЦОРов
для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.
Использование
для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями. 

Используемые Интернет ресурсы:

  1. . Сетевое объединение методистов http://school.edu.ru/catalog.asp

В разделе «Начальная школа»: 

  1.  разработки к урокам;
  2.  новинки литературы;
  3.  программы по предметам;
  4.  официальные документы.

2.  Газета «Первое сентября»
       
http://nsc.1september.ru/ 

«Начальная школа»: 

Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...   

    3.  Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp

Раздел «Начальная школа» 

  1.  Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  2.  Досуг;
  3.  Воспитание;
  4.  Психофизическое развитие

. 4.  Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp

Раздел «Начальная школа» 

  1.  Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  2.  Досуг;
  3.  Воспитание;
  4.  Психофизическое развитие

Литература:

  1. Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.
  2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Данный материал поможет добиться  качественного усвоения знаний при использовании компьютерных технологий....

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий         Основной целью модернизации всей системы образования в последние дес...

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное р...

«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным техн...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...