«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»
статья (1 класс) на тему

Иванкина Наталья Владимировна

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_rabota.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

"МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ "

Номинация

«Творческое развитие обучающихся (в т.ч. работа с одаренными и требующими специальной педагогической поддержки детьми)»

Тема

«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»

Иванкина Наталь

Владимировна –

начальных классов

МКОУ Копанищенская СОШ,

Лискинского

муниципального района.

2014 год

Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учеников к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором. Это подводит к необходимости рассмотрения содержательных процессов взаимодействия, осуществляемых в системе образования. В основе таких процессов лежат: формирование высокой психологической культуры учителя, развитие его способности к ведению диалога с учениками, создание открытого образовательного пространства, способного обеспечить творческий рост каждого ученика. Способность учителя раскрыть внутренние резервы ученика, используя в обучении интерактивные формы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь ученику оценить свои способности и возможности.

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

Ясно, что новое понимание сущности образовательных результатов существенно изменяет ориентиры не только содержания обучения, но и используемых методов, организационных форм и средств обучения. Это в полной мере относится к применению ИКТ. С точки зрения современной педагогики обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения. Деятельностный подход дает содержательное и детальное описание внутренней структуры учебной деятельности – особой формы учебной активности личности, которая включает ряд элементов: проблемную ситуацию, учебную ситуацию, учебную цель, учебно-познавательный мотив, учебную задачу, учебное действие, познавательный интерес, познавательную потребность, умение учиться, контроль и самоконтроль, рефлексию коллективно-распределенной деятельности.

Все сказанное выше определяет, на наш взгляд, основные направления совершенствования ИКТ в курсе истории. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом одной работы. В своей концепции я рассматриваю те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с реализацией в  обучении.

           В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, учителя начальных классов, часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегодняшний день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Создание презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование  обучающих программ;

 Одним из  главных предметов, требующих дополнительных средств обучения, является урок математики.  Обучение организовано  по учебнику – тетради «Математика» автора С. А. Козлова, А. Г. Рубин образовательной системы «Школа 2100». По новому ФГОС  одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задания на каждом уроке. Ребята с увлечением решают задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность выполнения, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать.  «Ожившие» картинки помогают ребятам класса лучше усваивать новый материал и повышают их интерес к предмету 

    На уроках русского языка в 1 - 4 классах я использую презентации по темам, отгадывание ребусов. Музыкальные физминутки, физминутки для глаз.

      На уроках литературного чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д. 

Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и обобщения. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока
  • повышение мотивации учащихся
  • мониторинг их достижений

На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. 

Уроки окружающего мира я сначала провожу с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. 

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

1. Тема системы работы

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий.

2. Формулировка ведущей идеи опыта

Традиционное образование не в состоянии своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры. В настоящее время в общеобразовательной школе предпочтение, как правило, отдается базовым академическим предметам, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на факультативных занятиях по выбору и кружках. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Реализация в России государственных программ "Единая информационная  образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов, а следовательно становятся основой современного образования.

3.Показатели результативности

Психологи отмечают что,  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным.

Применение информационно коммуникационных технологий позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании  предполагает использование широкой базы  источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Излишнее увлечение ИКТ проведения занятий может стать причиной того, что ученик вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной  форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Использование ИКТ позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Для меня ИКТ создали новый спектр возможностей:

- сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;

-  позволили увеличить время для творческой работы,  индивидуального общения с учащимися;

- позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами обучения;

-  обеспечили хранение базы данных;

- повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами;

Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:

- позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;

- способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;

- помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций, своей страны и родного края.

- формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма

- формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды.

Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию УУД исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

4.Опора на психолого-педагогические теории

Методологической и теоретической основой концепции являются труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в общественном развитии и в формировании личности обучаемых (Ю. Н. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, М. В. Кларин, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, С. С. Шевелева, Г. П. Щедровицкий и др.); основы психолого-педагогической теории деятельности и положения о применении деятельностного подхода в сферах познания, обучения, творчества, развития и самоопределения личности (П. К. Анохин, В. В. Афанасьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Чуприкова, В. Д. Шадриков, В. Н. Шардаков, И. С. Якиманская и др.); теории интеллектуального развития учащихся в процессе обучения (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Пейперт, М. А. Холодная и др.); теории личностного развития учащихся в процессе обучения   (С. А. Бешенков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, Н. В. Матвеева, С. М. Окулов, Н. И. Рыжова и др.); исследования, посвященные проблемам информатизации образования (А. П. Ершов, Т. Б. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, В. М. Монахов, С. Пейперт, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович и др.).

5.Условия реализации концепции

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения УУД по темам  в определенной области учебных дисциплин.

Второе направление: рассматривает компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

 - получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ею для различных  практических целей;

 - овладение современными (ИКТ), как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

интерактивные доски,

электронные энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам.  Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Интересны различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю.

В Копанищенской школе создана  достаточная материальная база для применения ИКТ на уроках: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска в кабинете.

В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, музыкальные физкультминутки, физминутки для глаз.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных игр по темам, весёлых букв, написание букв,  портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация.

Тесты в электронной версии, могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.

Используемые на уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать  информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Информационно-коммуникационные технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".

Вывод:

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями. 

Используемые Интернет ресурсы:

  1.   Газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ 

«Начальная школа»: 

Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...   

  1. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
    http://school.edu.ru/catalog.asp

Раздел «Начальная школа» 

  •  Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  •  Досуг;
  •  Воспитание;
  •  Психофизическое развитие

      3. Сетевое объединение методистов http://school.edu.ru/catalog.asp

В разделе «Начальная школа»: 

  •  разработки к урокам;
  •  новинки литературы;
  •  программы по предметам;
  •  официальные документы.

Литература:

1. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4.

2. Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.

3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.// М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.// М., 1995.

5. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. «История», №3, январь, 2000 – приложение к газ. «Первое сентября».

6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001.; Дидактика средней школы. – М. 1982. .

7. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех.// М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

    8.  Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. // М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.  

11. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров;  Издательский центр «Академия», 1999.  

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Народное образование, 1998.

14. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Данный материал поможет добиться  качественного усвоения знаний при использовании компьютерных технологий....

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий         Основной целью модернизации всей системы образования в последние дес...

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное р...

«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»

Теоретическое обоснование  эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....