Выступления на ШМО, статьи
статья (1 класс) по теме

Мулюкина Наталья Валентиновна

Выступления на научно- практических конференциях, педагогических чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование сказки на уроках в начальной школе"

Мулюкина Наталья Валентиновна

Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими  методами, средствами поддерживать интерес к учению? 

    Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.

   Я расскажу сегодня об использовании сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.

Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.

Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:

·          Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель».  Детям может быть поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

·        «Волшебная палочка» Ручка ( карандаш ) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.

·         Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

·          Приём «Сказочные пазлы».  Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:

-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;

-описание персонажа;

-сочинение своего продолжения сказки.

·          Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка).

  1.  Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке.

             Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что   ни пожелаешь ". Из сказки " По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи.На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть  смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.

     Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.

      В современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время  целесообразно использовать компьютерные технологии.

Отрывок из урока математики 1 класс (УМК любое)
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Цели: совершенствовать навыки счета.

 

- Сегодня мы отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми-героями известной сказки. А какой вы узнаете, собрав пазл. (ученик собирает пазл на интерактивной доске)

Что за сказка? Теремок! Как вы помните, все герои этой сказки хотят жить в теремке. Но сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за испытания и поможем героям сказки. 

Вот наш теремок, а где же герои? Посмотрите на картинки на ваших партах. (приложение 2) Выйдет сюда тот, у кого герой, поющий эту песенку (включить песню мышки – кнопка песня). Выходит ученик. На слайде Теремок с объявлением.

Учитель:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Мышка серая, Норушка,

Вышла в поле погулять,

Видит мышка теремок

В чистом поле одинок.

Мышка очень удивилась,

Подошла, остановилась.

 Кто там, в тереме живёт?

Может в гости позовёт.

Видит мышка объявление:

«В домик тот зайдёт,

Кто числа по порядку разберёт». 

7 3 1 5 8 4 6 2 10 9

  Зашла мышка в теремок и стала в нём жить. (ученик садится на место)

Звучит следующая песня лягушки- кнопка песня (выходит ученик)

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок .

Шла лягушка из болота

Видит, заперты ворота.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

 

А мышка ей в ответ:

Чтобы дверь мою открыть,

Задачу надо вам решить.  

На слайде читают и решают задачу.

 Решила задачки лягушка и попала в теремок. (ученик-герой садится на место)

Звучит следующая песня зайчика- кнопка песня (выходит ученик)

Ой, гляди-ка! Теремок,

В чистом поле одинок!

Постучу я лапкой в двери.

Чей скажите, это терем?

Слышит он такой ответ:

«Рады мы тебя впустить,

но не можем дверь открыть.

Отвечай-ка посмелей

На вопросы побыстрей.

 

-Назови состав числа 8»     Зашла лисичка в теремок и осталась в нём жить.

…………

 

Что случилось, когда пришёл мишка? Раздавил теремок. Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту!  

В конце сказки звучит финальная песня – кнопка песня, выходят все ученики – герои, строят новый теремок из деталей танграма ( на магнитной доске). Образец на слайде.

А сейчас я предлагаю всем ученикам посадить клумбу у нашего теремка.  Вы должны выбрать и посадить тот цветок (приложение1), который близок вашему настроению на уроке.(цветы заранее разложены на партах)

Спасибо за внимание! 



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Мулюкина Наталья Валентиновна

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы,педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье- основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

          Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%,нарушением осанки- с 1,9 до 16,8%.По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми, 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. А значит, работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

        При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретает важную роль в жизни детей. Интересно, что ни один взрослый человек не в состоянии сделать в сутки столько движений, сколько дети шестилетнего возраста, что, в свою очередь, отражается на формировании ребенка. Дети должны иметь возможность в течении всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая составляет для первоклассника минимально 200, и максимально до 9000 движений в час. Для реализации двигательной активности начало учебного дня в начальной школе желательно начинать с зарядки. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших классов не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. На уроке игровой физкультуры мы с ребятами разучили комплекс утренней гимнастики «Мы- спортсмены». На других уроках дети сами проводят физминутки  не менее 2-3 за урок. Ребята предлагают на любом этапе урока- «Давайте отдохнем!». Это служит сигналом для смены деятельности. На протяжении всего урока необходимо следить за посадкой детей. Но следует помнить , длительное  поддержание прямой посадки приводят к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешать учащимся менять положение тела во время урока.

        Не следует забывать менять местами учеников не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

        Учебный труд младшей школы связан с усиленной работой зрительного аппарата. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. Для сохранения остроты зрения предполагается использование разнообразных приемов. Один из вариантов- это использование разного вида траекторий, по которым дети «бегают глазами». Например, на листе  ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной  1 см. Этот плакат  размещается выше уровня глаз в любом удобном месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя).  На уроках чтения проводим упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица. Кроме того, используются упражнения для глаз и во время физкультминутки. Для этого изготовлены карточки, на которых схематично изображены человечки, исполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения  1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. Обязательное  условие эффективного проведения физкультминуток положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. И самой важной составной  частью здоровьесберегающей работы- это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии  успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.

        Для реализации здоровьесберегающей технологии необходимо использовать некоторые образовательные технологии. Вот некоторые из них, которые я пытаюсь применить на своих уроках.

1)Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

2)Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

3)Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.

Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают внеурочные занятия при школе.

5) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. 

        Подводя итог вышесказанному хочется обратить внимание на один важный момент. Научить детей можно только тому, чем обладаешь сам. Другими словами- может ли пегагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Здоров ли наш учитель?

Исследования  специалистов утверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

У трети учителей показатель степени социальной  адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Ученые обнаружили яд переутомления -  КЕНОТОКСИН, который вырабатывается в результате химических реакций в организме.

По мнению Луизы Хей, главный вопрос – любите ли вы себя?

Любить себя – значит принять себя таким, каков ты есть, со всеми недостатками и достоинствами, научиться радоваться самому себе.

        Давайте попробуем вернуть себе улыбку. У улыбки много чудесных свойств. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

Во-вторых, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

        Все эти советы в конечном итоге позволят нам неосознанно творить свое настроение. И помогут выполнить три важных условия

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему  в этом. 
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку. 



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся

Моя тема по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся». По данной теме перечитала много литературы, экспериментировала на своих уроках, что-то принимала, что-то не нравилось. Сегодня хочу поделиться своими находками.

Мы и наши ученики живем в 21 веке. Огромный поток информации обрушивается каждый день на нас. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Возьмем случай из школьной практики. Ребенку предлагают рассмотреть предмет с непривычной стороны. Что мы видим, такие вопросы нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили.

Мой первый совет: больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны. Так, например, при изучении произведения Льва Толстого «Прыжок» мы разбираем произведение с точки зрения взгляда на события сына капитана, а на следующем уроке  это же произведение рассматривается с позиции взглядов отца. Одно и тоже содержание произведения, а два абсолютно разных урока. На первом дети действуют вместе с мальчиком, они испытывают одни чувства, переживания, а на следующем уроке взрослеют, ведь разобрать материал надо с позиции взрослого человека, а следовательно чувства и переживания испытывают совсем другие.

Возьмем еще один случай из школьной практики. Обычно творческие задания предлагаются на уроке более способным учащимся. И предлагают их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Поверьте, каждый ребенок способен, надо только раскрыть ростки его способностей, помочь ему.

Мой следующий совет: задания творческого характера должны даваться всему классу. Но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех. Мы с вами должны всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в нем индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными. Все в наших руках!

Еще один совет:  поверьте: у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и желают познать много нового, неизведанного ими. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.  Мы с вами должны увидеть в каждом ребенке зернышко его способностей и создать условия, чтобы из этого зернышка вырос росток.

После долгих исканий, для развития творческих способностей учеников я стала использовать  базовую модель урока. Его структура включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую. Использую загадки, задачи с ответами «да»-«нет», логические задачки, вопросы , требующие знаний различных предметов, и т.д.

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).  

После мониторинга психолога, здесь идет работа по развитию слуховой, моторной, зрительной памяти, внимания и т.д. Например: детям зачитывается несколько слов, а затем предлагается вспомнить второе слово, слово, которое начинается с гласной, в котором три слога и т.д.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: “Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!”

Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Второй – это задачи повышенной трудности интегрированного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Уроки развития речи, логики веду по рабочим тетрадям из серии «Юным умникам и умницам». Здесь материал урока уже разбит по этим этапам.

В качестве примера хочу предложить урок из статьи Кудряшовой А.П. «Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников».

1 этап. Разминка.

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

– Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  1. Непременная спутница иголки.
  2. Пространство над землёй, в котором много звёзд.
  3. Что получится, если дуть на мыльную пену?
  4. Лепестки, какого цветка отрывают любители погадать?
  5. К 5 прибавить 7 получится 11?
  6. Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  7. Часть письменного стола, которую можно выдвинуть.
  8. Её надел вместо шапки, человек рассеянный с улицы Бассейной.
  9. Часть суши, со всех сторон окружённая водой.
  10. Кто утверждал, что его не учили копать картошку?
  11. Произведение 8 и 2 равно …
  12. Бобик, Рекс, Аристофан, Чайник, Стремительный – что это?
  13. Переживать или пережевать?
  14. Объясните лексическое значение слов, подберите однокоренные слова.

Переживать – испытывать в жизни что-то, сильные чувства. Жизнь, поживать, пожилой, жить, дожил.

Пережевать – растирать зубами и движениями языка во рту. Жевать, разжёвывать, жующий, пожевать, жвачка.

– Хорошее слово вспомнили: ЖВАЧКА. Как правильно: ж(е, и, ы, у)вачка?

– Что скажете?   (Работа над скороговоркой: прочтение, заучивание, пальчиковая гимнастика, запись в тетрадь по памяти).

ЖУЁТ ЖВАЧКУ ЖВАЧНОЕ ЖИВОТНОЕ.

  1. Кого мы называем жвачным животным? (Сообщения детей).

2 этап. Развитие психических механизмов.

Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

А). Найдите отличия между рисунками.

– Вы знакомы с ними? Кто это? (Корова Мурка и телёнок Гаврюша из произведения Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

3 этап. Решение частично-поисковых задач.

Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно.

а). Раскодируйте.

ВЗД   СПВТ  КРВ!

КВР, Н

БДЬ ЗДРВ!

– Что скажете? (Вставив гласные, у нас получатся строчки стихотворения)

– Кто сможет вспомнить его целиком? (“Две коровы и коровка”)

На травке у леса густого

Паслась луговая корова.
А в море водою плеская,
Ныряла корова морская.
И где-то на дереве ловко

Карабкалась божья коровка…

Везде успевают коровы!
Коровы – они будь здоровы!

б). Составьте ассоциативную цепочку со словом – корова. /Корова рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок; цветок нежный, как мама…/.

(Дети богаты на фантазию, собрали очень большую цепочку)

в). Решите задачу на логическое мышление. В чём смысл этих пар слов? Если вы это поймёте, то назовёте недостающее слово.  

Черное – белое = огонь – ….

Война – смерть = … – жизнь  

Рысь – кошка = волк – …

Дети – игра = взрослые – ….

4 этап. Решение творческих задач.

а). И напоследок – развивающий канон. (“РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями”, по А.В. Попову. В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их, и по аналогии выстроить недостающую цепочку).

–Я читаю вам слова, вы запоминаете только первые буквы. У вас получится слово, запишите его в тетрадь. Машина, орех, лагерь, остров, дерево, ералаш, цилиндр.

(МОЛОДЕЦ!)

– Спасибо за урок.

Литература.

Использован материал  Кудряшовой А.П. «Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников».



Предварительный просмотр:

Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика.

(Выступление на совещании учителей начальных классов РМО)

Мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов

Приходя учиться в школу, ребенок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребенка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.

Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей первые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя начальных классов в каждом ребенке сформируется множество психологических новообразований; образ первого учителя навсегда "встроится" в структуру личности школьника. Переживет ли ребенок счастье или, напротив, страх от общения с первой учительницей – от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяжении всей школьной жизни.

Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который встречает ребенка в школе. Он демонстрирует ребенку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Если учитель средней школы и может полагать, что занимается, главным образом, обучением школьников, а воспитывает их лишь опосредованно, то перед учителем начальных классов напрямую стоит задача привить ребенку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями и сверстниками.

В ежедневной педагогической практике у учителя начальных классов возникает множество ситуаций, не предписанных никакими официальными нормативами, но требующих нравственно-этического выбора. Вот тут-то и должна приходить на помощь учителю самодисциплина, осознаваемая им как система налагаемых на свое поведение морально нравственных запретов. Ведь если ученик средней школы, не согласный с действиями учителя, так или иначе, может возразить педагогу, то учащийся начальных классов воспримет даже самые небрежные с моральной точки зрения действия своего учителя как должное.

Работникам начальной школы хорошо известны такие коллеги, к деятельности которых с формальной точки зрения придраться невозможно: они четко выдерживают предписанную учебную программу, тщательно и в срок оформляют всю документацию, считают сами себя "строгими, но справедливыми учителями". Однако, когда начинается запись в первый класс, родители будущих первоклассников, узнав о них, почему-то любыми путями пытаются уберечь собственных детей от общества этих учителей.

Часто педагогам не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния ребенка в школе им следует ориентироваться. Думается, одной из удачных моделей анализа психологического благополучия-неблагополучия ребенка в начальной школе может послужить так называемый психолого-педагогический статус школьника. Его составляющие:

  1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться. 
  2. Отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения. 
  3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка. 
  4. Активность и автономность поведения ребенка – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. 
  5. Взаимодействие и отношения с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя. 
  6. Взаимодействие ребенка со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности. 
  7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом. 
  8. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.

Вот на эти 8 критериев можно ориентироваться при определении психолого-педагогического статуса школьника.

Многие из нас, не один год проработавшие в школе, знают, что процесс воспитания и обучения детей не может обойтись без порицания и наказания учителем неподобающего детского поведения. Однако здесь очень важно строжайше проявить чувство меры.

Приведу несколько примеров, когда ситуация общения с детьми переходит грань нравственной приемлемости:

  1. Разбор шалостей детей на только что закончившейся перемене продолжается более трех минут, оторванных от последующего урока: есть вероятность "завестись" и перейти на личности и обличать их недостатки пол-урока. 
  2. Обсуждение с детьми абстрактных морально-нравственных тем завершается отыскиванием среди учащихся конкретного ученика, воплощающего в себе осуждаемые качества. "А как вы думаете, дети, Ильдар каким человеком является? Вот и я думаю, что он злой (плохой) и т.п." 
  3. Публичные апелляции к мнению класса в качестве третейского судьи по личным взаимоотношениям педагога: "Видите, ребята, как плохо по отношению к учителю (о себе в III лице!) поступила Алина". 
  4. Высказывания о личности и поступках находящегося в классе ученика в такой манере, будто он отсутствует или его вовсе не замечают. 
  5. Отсутствие каких бы то ни было сомнений в правильности своих действий по отношению к детям и их родителям. Как только вы скажете себе (тем более окружающим): "Мой многолетний опыт позволяет мне судить и заранее предвидеть все, что вырастет из этого ученика!" – значит вы подошли к опасной черте, за которой ваши действия едва ли нравственны. 
  6. Обращение к ученикам: "Скажите мне за то, что я (далее следует перечень того, за что вас должны поблагодарить ученики) за такую зарплату, которую я здесь получаю!" 
  7. Априорная самоудовлетворенность качественностью собственной педагогической деятельности: "Я работаю учителем уже (например 25 лет), и мой богатый опыт позволяет мне быть уверенной в абсолютно высоком качестве всего, что я, как профессионал, делаю.

Главное, с моей точки зрения, необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, – эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учебе. Педагоги и воспитатели прописываются в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у ребенка может быть эмоционально-положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус младшего школьника – зависит от его учителя. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес ребенка могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

Статья выступления на педсовете по теме "Мотивация учебной деятельности у учащихся"

это готовое выступление на методическом объединении. Здесь раскрываются  приемы работы над формированием мотивации у младших школьников. Найдутся  советы педагогам по организации учебного пр...

Статья - выступление "Развитие творческих способностей как путь к счастью и поиску себя"

Уже второй год я являюсь руководителем творческого объединения «Театр на Английском». В данной статье-выступлении я бы хотела поделиться своим опытом.Первостепенной задачей считаем творческое развитие...

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...