Главные вкладки

    Статья (4 класс) на тему:
    Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

    Верижникова Таисия Ивановна

    Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка на этапе начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

    «Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы»

    Выступление на педагогическом совете

    (из опыта работы).

    Автор: Верижникова Т.И.

    учитель начальных классов

    2014 г.

              Школа…  Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.        

               Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассниками мысленно усаживаются за парты   их родители, учителя. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательной работы.

              Основная цель реформированного воспитания и обучения – самостоятельная и творческая личность, которая уже в школе может максимально раскрыть свои способности.

             Выделяют следующие институции обучения, воспитания и развития личности: семья, система просвещения, группа и культурные учреждения. Среди воспитателей выделяют основные: родители, педагоги, руководители.

              Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В.Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы. Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям.

             Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьёй осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребёнка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьёй.

                Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Однако следует отметить, что данное общение имеет ряд особенностей на каждой ступени обучения. Они зависят от многих факторов.

    Значимость семейного воспитания.

    Воспитание в семье – создание

    нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Можно выделить  следующие педагогические обязанности родителей:

    - охранять детей от плохих жизненных примеров;

    - обучение и воспитание детей;

    - помощь родителей школе.

    Дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь и сами действуя. Следовательно, они подражают другим, сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому общаясь с детьми, надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.

    В каждой семье свой стиль воспитания:

    - демократический

    - авторитарный

    - попустительский.

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия».

    При авторитарном стиле родителями навязывается своё мнение ребёнку. Стиль «подавления»

    При попустительском стиле ребёнок предоставляется сам себе.

          В нашем современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, путь выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.

    Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отмечают следующие причины:

                     - невысокий экономический уровень большинства семей

                     - низкая культура общественной жизни

                     - двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью

                    - высокий процент разводов ;

                    - бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в  воспитании детей;

                     - обострение конфликтов между поколениями;

                    - увеличение разрыва между семьёй и школой.

             В классе 32 ребёнка, 32 семьи, 9 из них неполные, в двух «новый папа», есть семьи, где дети больше находятся с бабушками и дедушками.

       Учитель начальных классов начинает каждый раз с белого листа.

    Свою работу с детьми начала с выявления характера ребёнка, самооценки, отношения к сверстникам, родителям. Проанализировала записи в медицинских карточках.  Провела тестирование по адаптации к школе. Были выявлены агрессивные дети, гиперактивные, тревожные, гиперопекаемые и т.п.

    Также не единожды проводились тестирования родителей.

    Результаты обсуждались на родительском собрании, были даны родителям памятки-советы. Для себя разработала правила работы с каждой группой детей. Только вот эти правила не всегда помогали.

     В начале школьной жизни проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. И это малая толика того, чему мы должны научить. В этом без родительского участия успехов достигнуть невозможно.

    Поэтому, на ряду, с формированием ученического коллектива, считаю не менее важной задачей – формирование сплочённого родительского коллектива.

    Для меня главное - убедить родителей в том, что я их друг и хочу их детям только добра, стараюсь создать « ситуацию успеха» не только для детей, но и для родителей. Каждый родитель хочет слышать о своём ребёнке хорошее, я этого придерживаюсь. Провожу очень много индивидуальных бесед. Если создаются конфликтные ситуации, стараюсь решить их мирным путём, найти компромисс, тем самым перетягиваю родителей на свою сторону. С родителями проблемных детей разрабатываем план воспитательной работы дома, еженедельно анализируем проделанную работу.

    Следующий шаг – вовлечение родителей в подготовку и проведение классных мероприятий («День рождения класса», «Новый год в лесу», «Масленичные гуляния», «Празднование Нового года на конно-каретном дворе» и т.д.). Большое внимание уделяю работе с отцами.  Далее, во втором, третьем, четвёртом классе работа идёт по нарастающей. Активное участие детей и родителей в самоуправлении,  кружки, выпуск стенгазет, организация выставок, поисковая работа, проекты, участие в различных конкурсах (более 80 призовых мест), тесная связь с ГАИ, научно-практические конференции. Очень значимыми в воспитании являются классные часы, где обсуждаются разные темы, больше всего любят дети «часы откровения». Стараюсь привить любовь к школе, учащиеся вместе с родителями к юбилею школы посадили  на пришкольной территории 13 ёлочек, подарили рыбки в аквариум, бережно относятся к школьному имуществу, мальчики сами ремонтируют мебель.

    Как бы мы – учителя не старались, детям не хватает общения с родителями, у них накапливается множество «неразрешимых» проблем, от которых им становится страшно, поэтому нужно быть всегда начеку . Есть девочка, которая много пропускает занятия, в основном по болезни, существуют сильные отставания в усвоении программы. Работа ведётся с мамой в тесном контакте с психологом, завучами.

    Итог воспитательной работы: - сформирован очень активный дружный детский коллектив, множество побед в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня («Самый классный класс», «Смотр строя и песни» - 1 место, призовые места в Республиканских и городских конкурсах);                                  - сформирован родительский коллектив – помощник во всех делах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

    Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

    Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)

    Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)...

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

    "Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

    С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

    Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.

    Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...

    «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)

    Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...