Создание условий развития здоровья учащихся
материал (4 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Материал для доклада на Республиканской конференции по вопросам здоровьесбережения учащихся младших классов. Указаны цели и задачи, над которыми должен работать педагог в сотрудничестве с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_obespechenie_usloviy_razvitiya_zdorovya_detey.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Обеспечение условий  развития здоровья учащихся

    Здоровье человека — актуальная тема для разговора во все времена.

Как воспитание нравственности и пат риотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению спе циалистов-медиков, 75 % всех болезней че ловека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ос лаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Особенность школьного обучения сос тоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Не оправданные ожидания педагогов, родите лей и самих детей приводят к росту психи ческой нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, кото рые начинают накапливаться по мере раз вития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивны ми. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) — но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного мате риала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, ко торые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, что бы они начали жить активной, полноцен ной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

Пытаясь исправить создавшееся поло жение, администрация школы, творческая группа учителей  МОУ СОШ № 9 села Вольного Кошехабльского района разра ботала программу «Школа – территория здоровья».

Цель программы « Школа – территория здоровья»:

  1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни, сформировать экологическую культуру; учить детей быть здоровыми и душой и телом.

В соответствии с целью были определе ны задачи программы:

•        систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизическо го состояния учащихся; выявить потребности и определить способности каждого ребенка в области физической культуры; реализовать интересы учащихся, запросы родителей и учителей в сфере фи зической культуры и средств оздоров ления; создавать модели новой структуры образовательного учреждения, отвечающей требованиям системы здоровьесберегающего образования.

Основополагающие принципы здоровьесберегающей программы:

 1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

 2. Учет познавательной активности в двигательной деятельности.

 3. Единство физического и психического развития.

 4. Наглядность.

 5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства.

6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

 7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

 8. Учет возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Конечные результаты:

1.Увеличение числа детей, обладающих физическим, психическим и духовным здоровьем, с хорошим уровнем познавательной, речевой и социальной активности.

 2. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

        В своей работе  мы ориентируемся не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и  становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.

Для обеспечения условий развития здоровья учащихся в школе  имеется необходимый и высококвалифицированный состав специалистов.

Условия реализации программы:

1. Осуществление дифференцированно го обучения.

2. Проведение динами ческого часа после второго или третьего урока ( подвижные игры на переменах и т.п.).

3. Во внеурочное время включать занятия психологической разгрузки, ежедневные прогулки на свежем воздухе.

4. Обеспечение всех учащиеся  дополнительным питанием.

5. Ведение  контроля за регулярным плановым посещением вра чей детьми,  которые  стоят на диспансерном учете.

6. Организация спортивно-оздорови тельных мероприятий для всех учащихся школы:

         7.Организация работы специальных медицинских групп;

          8.Проведение уроков  здоровья.

9. Организация работы по максимальному охвату учащихся занятиями в кружках спортивно-оздоровительного направления, сезонному по сещению бассейна  города Лабинска.

  1. Регулярное проведение обязательного курса витами низации.

           11.Оснащение всех учебных кабинетов регулируемой ученической мебелью.

      В нашей школе накоплен огромный опыт формирования здорового образа жизни. Однако в этом опыте от ражается множество проблем образования, характерных для сельской местности.

Формирование здорового образа жизни детей в  нашей школе начинается с набора первоклассников. Работает « Школа будущего первоклассника». В первую очередь выявляются уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомляемости, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных и проверочных работах, при необходимости быстро вы полнить задание и т.д.), уровень концент рации внимания, степень агрессивности, подготовленность к занятиям (наличие учебников и учебных принадлежностей), реакция на оценки. До 24 % первокласс ников показывают среднюю степень готов ности к обучению.

На основе полученной психолого-педа гогической характеристики первоклассни ков учитель совместно с руководством школы разрабатывает и планирует комп лекс мероприятий, направленный на обес печение условий формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их здоровья. К этим условиям, как правило, относят: соблюдение санитарно-гигиени ческого режима; учет динамики работос пособности; оптимальное чередование раз личных видов деятельности; сочетание труда и отдыха на уроке, проведение физ культурных минуток с учетом темы урока, его места в расписании и самочувствия де тей; смена рабочей позы в целях предуп реждения нарушения осанки и зрения; по ложительная мотивация обучения; психо логическая защита детей со слабой нерв ной системой; индивидуальный подход и внутриклассная дифференциация. Важ ным элементом психолого-педагогических условий является также разработка мето дики и включение в работу коррекционно-развивающих занятий по развитию общеу чебных навыков, комплексной коррекции речи, познавательной и эмоционально-во левой сфер.

Наибо лее эффективным является  ре ализация принципов работы:

  1. рефлексивности обязательное разъ яснение значения для развития и здо ровья детей каждого упражнения и за дания;
  2. доступности и щадящих условий обу чения, т.е. работа ведется в зоне «ближайше го развития»;
  3. сотворчества — выполнения упражне ния или задания вместе с учителем.

Важным является и создание положи тельного эмоционального фона и атмосфе ры психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах). Для профилактики плоскостопия, ук репления мышц ног и для улучшения кро вообращения в ногах используются специ альные тренажеры с определенным комп лектом упражнений. На уроках регулярно проводятся уп ражнения для снятия зрительного утомле ния и профилактики близорукости. Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические на грузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовнос ти в целом. Честность в поведении, уваже ние к окружающим, целеустремленность на занятиях — все эти качества — неотъемле мый атрибут обучения и воспитания уча щихся в  школе. Более того, соб людение норм нравственности делает заня тия физическими упражнениями чрезвы чайно эффективными.