Материалы для выступления на семинаре «Роль классного руководителя в создании условий для саморазвития учащихся в детском коллективе»
статья

Смирнова Татьяна Анатольевна

          Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_seminaru.docx212.48 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемое жюри

1 слайд

Создание условий для саморазвития учащихся в детском коллективе

Каждый класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом. 
         Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
        Итак, субъект всей моей воспитательной работы, на который направлены все мои педагогические знания, возможности и опыт – это ребенок, современный ребенок.

Кто такой современный ребенок?

2 слайд

Современный ребенок – это человек новой формации. Его изменения обусловлены изменениями социальной и природной среды, в которой мы живем.

Современные дети – это дети ХХI века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения.

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым. Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. У современных детей повышена потребность в восприятии новой информации, а также повышены тревожность и агрессия. Более того, современные дети настойчивы и требовательны. Эти особенности развития детей, обладающим новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании.

3 слайд

 В ребёнке изначально заложено неуемное стремление к развитию.

 Цель становящейся личности – утвердить своё уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

4 слайд

Эта важная и ответственная миссия накладывается на нас, на педагогов. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс.

Именно в классе зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Моя задача как классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся в детском коллективе.

5 слайд

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».

6 слайд

       Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

7 слайд

Принципы

Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов.

Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе Принцип целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива.

 Принцип гуманистической направленности: в центре внимания классного руководителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).

 8 слайд

Начальная школа - подходящий период, когда еще впереди целых четыре года работы, чтобы создать воспитывающую среду и заложить фундамент будущего.

                    1-й класс

        Свою работу в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, я  строю с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу.

        Каждый первоклассник приобретает новую социальную роль ( я – ученик), но, прежде всего,  перед ним встает вопрос – кто я? (в классе), что я могу? Что я умею? Какой я? Следовательно, у ребенка формируется интерес к самому себе, что  необходимо поддерживать  педагогам на протяжении школьного обучения.

        Итак, от начального этапа работы по формированию качеств личности в 1-м классе, зависит и дальнейшее становление личности каждого школьника.

2-й класс

        Во 2-м классе классному руководителю следует уделять внимание  обучению коллективной деятельности, что является и главной целью с восьмилетними детьми.

        Обучение коллективной деятельности невозможно без опоры на заложенные в ребенке природой стремления к развитию, взрослению и свободе. Ребенок не может не развиваться – духовно, нравственно, умственно, физически, причем развитие происходит в процессе преодоления трудностей, противоречий. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для  этого периода. Что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, утеряно.

3-й класс

        После заложенного начала формирования качества личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы классного руководителя в 3-м классе является формирование культуры личности.

        Для детей становится актуальная задача – научиться быть воспитанными, так как к 10 годам (при благоприятных условиях воспитания) ребенок только начинает осознавать связи между мотивом и результатом действия, между поступком и свойством своей личности.        Главными условиями воспитательной работы в 3-м классе становятся гармония и сотрудничество.

        

4-й класс

Четверокласснику уже необходимо чувствовать себя в школе не только

обучающимися, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.

При условии доверительного отношения к  классу и каждому ребенку в

отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование  самосознания.

8 слайд

Взаимодействуя с детьми, я, как педагог, должна изучать, знать и учитывать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности. Учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

 Я совершенно убеждена, что только в свободном общении можно полностью познать детскую душу, поэтому строю свою воспитательную работу через внеурочную деятельность.

10 слайд

Наиболее распространенной формой педагогического воздействия на обучающихся является классные часы, для проведения которых, я выбрала следующие основные направления воспитательной деятельности: любовь к Родине, уважение в семье, потребности в здоровом образе жизни, осознание красоты, трудолюбие, бережное отношение к Земле, культура общения.
В моей методической копилке имеются такие темы классных часов: «С чего начинается Родина», «Моя родословная», «Дорогою добра», «Вредные привычки», «Живая память поколений».
На классных часах я провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся.

    Дети не являются просто слушателями. В работе использую

  • ИКТ-технологии;
  • ситуативные технологии;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология создания ситуации успеха;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология учебной деловой игры;

  В процессе таких классных часов у ребят вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

11 слайд

Для воспитания детей необходима и  разнообразная совместная деятельность Это может быть участие класса в различных общешкольных мероприятиях: спортивных соревнованиях таких как Муравейник, Лыжные гонки. Творческих конкурсах: Минута славы, Конкурс Зарядок, Патриотических: Смотр строя и песни. Для выступления класса необходима длительная подготовка и это способствует сплочению детской группы. Коллективные творческие работы по созданию композиций, макетов, поделок, картин объединяют детскую группу, дают возможность каждому ребенку проявить себя, получить опыт общения, взаимодействия и взаимосотрудничества с другими детьми. Без этого не образуется настоящий коллектив. В своей работе активно использую групповую деятельность, работу в парах, командах. Считаю это одним из самых эффективных способов формирования личности ребенка.

На сайте представлены некоторые творческие работы этого выпуска.

12 слайд

Игра – это ещё одна важная форма воздействия на ребенка, особенно в начальной школе.  Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т.д.

Игра – отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания. Игровые занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество школьников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, не конфликтность. В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

На моем сайте есть подборка игр большой и малой подвижности, которые использую для создания условий роста и развития детей в коллективе.

13 слайд

Большое значение для формирования сплочённого коллектива являются традиции, которые начинают формироваться в начальной школе: поздравление каждого ученика с днём рождения, проведение новогоднего праздника, праздника Матери, праздника 8 марта, 23 февраля, конкурсы, участие в акциях

14 слайд

Экскурсии и поездки также оказывают большое влияние на развитие личности ребенка.

Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

 Наравне с учебными целями на первый план ставлю и цели воспитательные. За один день экскурсии о ребёнке можно узнать больше, чем за месяцы учёбы в школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе.

15 слайд

 Пандемия внесла свои коррективы в жизнь и работу школы

 У школы появился (или заметно усиливается) новая функция: кроме традиционных образовательных задач, мы начали выполнять роль важнейшей инфраструктуры, поддерживающей коллективную психологическую стабильность в обществе. От системы образования зависит уровень социального напряжения в стране во время пандемии. В то же время существенно возрастает роль семьи в достижении образовательных результатов. Если раньше в некоторых случаях роль родителей была номинальной или факультативной, некоторые из них месяцами могли не ходить на родительские собрания, не следить за успеваемостью своего ребенка, не интересоваться его школьной жизнью, то теперь в этой ситуации мы просто вынуждены опираться на более тесную работу с родителями, например в вопросах организации комфортной и безопасной образовательной среды, формировании учебной самостоятельности.

16 слайд

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

         Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе.

17слайд

 

18 сайт

Вы думаете классным быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто недоволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да, может «классным» быть легко,

 Но КЛАССНЫМ ведь становиться не каждый.

Я никогда ни от кого не жду поблажек.

И долю «классного» я с честью донесу.

Должна возиться в кипою бумажек

Порой часами во втором часу.

И снова «классный делом перегружен

 Но так ему не выжить одному.

Ведь сам себе зачем он будет нужен,

Когда не нужен он ученику.

 «10 заповедей  «классного» воспитателя»:

  • Умей выслушать -  ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
  • Не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
  • Найди, за что похвалить – ибо доброе слово и кошке приятно.
  • Будь справедлива – ибо обиды больно ранят детскую душу.
  • Умей видеть положительные качества ученика – ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
  • Зарази собственным примером – ибо кто-то должен быть паровозом.
  • Защищай своего ученика даже перед педагогами – ибо в негативных моментах есть свои причины.
  • Не ябедничай родителям по пустякам – ибо в собственном бессилии  расписывается только слабак.
  • Поощряй инициативу учеников – ибо сделать все самой невозможно.
  • Употребляй во время общения много ласковых слов – ибо куратор мать от завтрака и до обеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива»

Презентация по теме:Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива».Выступление на педагогическом совете....

Выступление на педсовете: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность?          ...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...