Главные вкладки

    Классный руководитель в воспитательном пространстве школы" (семейное воспитание)
    статья по теме

    Макарова Татьяна Алексеевна

    Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств.

    Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon rabota_klassnogo_rukov._doklad.zip8.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств.

    Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.

    Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, нового состояния ученика (Воронов В.В.) Таким образом, классный руководитель помогает становлению личности, ее самораскрытию.

    Основными задачами классного руководителя является всестороннее изучение школьников, создание единого коллектива — детей, педагогов и родителей, включение детей в совместную социально-значимую деятельность в соответствии с их интересами, способностями и потребностями, осуществление помощи своим воспитанникам в учебной деятельности.

    Организация внеурочной деятельности детского коллектива, в том числе досуговой, всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающе значение для их развития и воспитания.

    Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации разнообразных форм работы: психологических, словесно-логических, образно-художественных, трудовых, игровых и др. Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Практически любая форма предполагает воздействие и словом, и трудом, и игрой.

    Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с

    1.Учителями - предметниками

    Совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

    2. Педагогами дополнительного образования.

    Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

    3.С педагогом - организатором.

    Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

    4.  С библиотекарем.

    Классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

    5. С медицинскими работниками.

    Классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

    6. С родителями.

     Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается  его взаимодействие с родителями.

    Работа с родителями один из труднейших участков в деятельности учителя. Считается, что с ребенком легче работать, чем с родителями. Я хочу рассказать о том, как я работаю с родителями.

    Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

    -  Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Для этого использую различные методы: посещение семей на дому, анкетирование и тестирование для родителей, сочинения и рисунки учащихся на тему: « Моя семья», « Мой выходной день».

    - Психолого- педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

    Родительские собрания:

    «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника». ( на этом собрание определялся тип темперамента и вырабатывались правила поведения и общения взрослого с ребенком)

    « Как помочь ребенку стать внимательным»

    « Семейные традиции и способность ребенка трудиться»

    « Как организовать учебный труд школьника»

    « Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»

    ( проводилось совместно с детьми в соревновательной форме « Семья Домовенка Кузи».Этот конкурс помог обратить внимание родителей на то, чем интересуются их дети, что они читают и много ли они читают.

    На каждом родительском собрании раздаются памятки для родителей

    -  Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей

    • « Моя любимая мама» праздник, посвященный Дню Матери
    • « Новый год» (где родители принимают активное участие)
    • Праздники, посвященные 8 марта, 23 февраля…
    • « До свидания, начальная школа»
    • «Праздник общения», на котором присутствовали  мамы, папы, бабушки, сестренки , братишки.

    - Так же ведется работа с трудными семьями , дети которых стоят на ВШК.

     По семейному воспитанию параллельно с родителями  ведется работа с детьми. Проводятся классные часы на тему « Моя семья»,

    « Мой труд дома», « Моя родословная»… , на которых формируются убеждения о важности семьи в жизни человека, прививается желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботится о младших и стариках, формируется представление о важности каждого члена семьи.

             Заканчивая свое выступление, мне хотелось сказать, что мы, педагоги, призваны не судить семью и детей, а всеми возможными путями выводить из жизненного тупика, учится вместе выживать, поддерживать друг друга, оставаясь людьми. Задача не из простых еще и потому, что учитель, как никто другой, сердцем чувствует: здоров ли ребенок, какое у него настроение, чем он огорчен, о чем задумался. Может ли учитель помочь, как это сделать, когда и самому тяжело? Я думаю сможет, ведь главным элементом в воспитании и обучении детей должен стать треугольник:

                    Учитель                                              Дети

    Родители

            

    МОУ « Четырчинская средняя общеобразовательная школа»

    Подготовила учитель начальных классов: Макарова Т.А.

            Педсовет

    2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль классного руководителя в воспитательной системе класса

    Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается ...

    Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год

    Содержание Страницы Пояснительная записка     3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...

    "Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

    Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

    Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

    Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

    Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися за I и II полугодие 2015/2016 учебного года. (Классный руководитель ИвановаЕ.С.МАОУ Гимназия №2 г.Балаково)

    Общешкольная цель на 2015-16 учебный год:·        воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, стремящегося к сохранени...

    Классный руководитель в воспитательном пространстве школы

     Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность....