Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Кирпичева Марина Александровна

Программа внеурочных занятий для безболезненной  адаптации первоклассников в школах санаторного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zdorovesberezhenie.zip12.47 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Программа адаптации первоклассников в школах санаторного типа.

(Апробирована в Областной санаторной школе – интернате

 г. Вязники, Владимирской обл.)

Автор: Кирпичева Марина Александровна

 Учитель начальных классов.

« Арт- терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией».

Пояснительная записка

        «Арт-терапия»- в переводе с английского – лечение, основанное на занятиях художественным творчеством.

Изучив работы ведущих психологов, психотерапевтов, педагогов, работающих в области арт-терапии,  я пришла к выводу, что арт-терапия в педагогическом направлении позволяет не только заниматься художественным воспитанием и развитием, обучением ребенка, но и при овладении определенными навыками и умениями, может помочь, в условиях интерната, первоклассникам и вновь прибывшим детям адаптироваться в новых социальных условиях, приведет к качественным позитивным личностным изменениям.

Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки расписания учебных предметов, на протяжении всего учебного года    (1 раз в неделю).

Цель: Безболезненная адаптация детей в условиях интерната, направленная на качественные позитивные личностные изменения, через художественное воспитание и развитие.

Актуальность: Не секрет, что для успешного овладения ребенком всего объема знаний, накопленного человечеством, нужно, чтобы у ребенка было крепкое здоровье. К сожалению , приходя в школу, дети уже имеют отклонения в здоровье. Последние исследования показали , что снижены темпы роста и функциональные показатели детей. Несоответствие  физического развития  и предъявляемых требований ставит ребенка экстремальные ситуации. Адаптационный период происходит очень сложно , число здоровых детей от года к году уменьшается. Наша школа – это учреждение, где здоровьесбережение детей является приоритетным. «Арт-терапия» - в переводе с английского – лечение , основанное на занятиях художественным творчеством

.

Основные факторы воздействия:

  • Фактор художественной экспрессии
  • Фактор психотерапевтических отношений
  • Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Формы:

  • Открытая группа
  • Аналитическая группа
  • Тематическая группа

Структура занятия групповой работы:

  1. Настрой
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  3. Индивидуальная изобразительная работа
  4. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
  5. Коллективная работа ( театрализация, драматизация и др.)
  6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Виды сказок:

  • Художественные
  • Дидактические
  • Психотерапевтические
  • Психокоррекционные
  • медитативные

Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним  сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки учебных занятий, 1 раз в неделю в течение всего учебного года.

Тематика занятий:

1 полугодие.

  1. Занятие . «Знакомство с Солнечным зайчиком»
  2. Занятие . «Снижение уровня тревожности. Солнечный зайчик идет в школу»
  3. Занятие. «Самопознание. О чем мечтает солнечный зайчик»
  4. Занятие. «Создание созидательной и позитивной установки для невербального взаимодействия. Друзья для Солнечного зайчика»
  5. Занятие . «Модели поведения. Как должен вести себя Солнечный зайчик»
  6. Занятие. «Модели поведения. Зачем Солнечному зайчику режим дня»
  7. Занятие. «Модели поведения. Солнечный зайчик поссорился со своим другом»
  8. Занятие. «Взаимосвязь с окружающим миром. Путешествие Солнечного зайчика»
  9. Занятие. Вернисаж
  10. Занятие. Совместное планирование с детьми «Приключения Солнечного Зайчика»

План занятия:

ЗАНЯТИЕ 6.

ТЕМА: «Путешествие Солнечного зайчика. Тематическая групповая работа в малых группах»

ЦЕЛЬ: Снижение уровня тревожности, помощь в осознании взаимосвязи с окружающим миром и формировании созидательной установки на стремление к коммуникативному общению, через создание коллективной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, листы формата А4. Столы расставлены по группам для 3-4 человек, на каждом эмблема цветка (ромашка, колокольчик, василек, роза).

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 этап. НАСТРОЙ

Войдя в класс, дети получают маленькую эмблему с цветком и рассаживаются по группам за те столы, которым соответствует их цветок.

ИГРА: «МЯЧИК ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ».

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения.

Каждой группе дается маленький мячик, который дети передают друг другу, сказав при этом комплемент своему соседу. Учитель помогает подобрать нужные слова, а также обращает внимание на дружелюбное и внимательное отношение к партнеру.

-Какое настроение было у нашего Солнечного зайчика на прошлом занятии? (хорошее, веселое)

- Почему?  (он решил отправиться в Лесную школу, чтобы учиться и найти себе друзей)

- Дома вы должны были подумать, каких друзей вы хотели бы увидеть рядом с нашим Солнечным зайчиком.

- Итак, отправляемся в путь.

2этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Детям предлагается приготовить кисти и краски, а тем, кто не хочет рисовать, просто присутствовать и наблюдать за работой других.

1)Коллективная работа. (Активизация коммуникации)

-По какой дорожке отправимся в путь? (лесной)

- Какого цвета будет лесная дорожка? (неяркая зеленая или светло-коричневая).

Дети вместе с учителем рисуют полоску дороги.

- Дальше ее путь лежит вдоль речки.

-Как можно изобразить линией речку? (голубой краской рисуется речка, дети сначала показывают рукой волнистую линию).

-Теперь поднимаемся с одного пригорка на другой (дети показывают рукой ломаную линию).

-По берегам речки нарисуйте цветы. Возьмите цвета, которые вам больше нравятся или  которому соответствует сейчас ваше настроение.

-На пригорках растут маленькие и большие елочки (дети рисуют елочки).

-В небе светит яркое солнышко (дети рисуют солнышко).

В наводящей беседе учитель с учениками приходят к выводу, что в такой хороший день Солнечному зайчику одиноко путешествовать одному, ему обязательно должен встретиться друг.

- Какого друга вы хотите видеть рядом с нашим Солнечным зайчиком?            (доброго, надежного, красивого и т.д.)

- А в нашем классе есть такие друзья? (есть)

-Расскажите о своем друге.

Выступают только желающие.

2) Индивидуальная работа.

-А теперь давайте нарисуем для Солнечного зайчика друга.

-С кем может подружиться Солнечный зайчик?

Дети рисуют на своих листах настоящего или вымышленного животного, людей, детей или другой объект по желанию. Учитель помогает детям в создании образов, но не навязывает их. Во время рисования у педагога есть возможность пообщаться с теми детьми, кто не захотел рисовать, оказать поддержку тем, кто мало включен в творческий процесс, т.е. помогать творческому самовыражению участников группы.

3) Презентация работ.

ИГРА: «Угадай, кто нарисован».

Дети по очереди выходят со своим рисунком (только те, кто хочет видеть свой рисунок на выставке). Листок  пока не показывается, ребенок рассказывает о своем герое, остальные участники по наводящим вопросам должны догадаться, кого он нарисовал.

Учитель скотчем прикрепляет к нарисованному Солнечному зайчику рисунки детей. После чего делается вывод, что у Солнечного зайчика  нашелся не один, а много друзей.

3 этап. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На заключительном этапе педагог выясняет, насколько комфортно детям было на занятии, с каким настроением дети покидают класс, чем хотели бы заняться на следующем занятии.

-Нашел ли Солнечный зайчик себе друга?

-Рад ли он новым знакомствам?

-Понравились вам новые друзья нашего зайчика?

-Хотите ли вы познакомиться с новыми друзьями?

-Понравилось ли Солнечному зайчику у нас на занятии? А вам?

-На следующем занятии Солнечный зайчик расскажет вам, какие волшебные слова и поступки заставляют окружающих улыбаться и радоваться.

-Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, чтобы поблагодарить за общение.

Такие занятия побуждают ребенка к общению, развивают речь детей,  формируют уверенность в себе и  коммуникативные навыки, воспитывают уважение к чувствам и переживаниям другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....