Главные вкладки

    Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению
    материал по теме

    Козлитина Ирина Владимировна

    Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году 

    Источникhttp://www.otradnoeoch.narod.ru/Ped_opyt.zip

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon obob_opyt.zip91.79 КБ

    Предварительный просмотр:

              Профессиональная карта педагога

    Белгородский район Белгородская область(название района, области)

    Козлитина Ирина Владимировна

    (фамилия, имя, отчество полностью)

    МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    (место работы,должность в настоящий момент, с какого года в ней работает, параллели, в

    Белгородского района Белгородской области», учитель

    которых преподает)

    начальных классов, 1993 год

    Дата рождения: 11 июня 1971 года

    Место рождения: Белгородская область, Белгородский район, п. Октябрьский

    Базовое образование: БГПИ им. М.С. Ольминского, учитель начальных классов,

    (название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)

    1993 год

    Послужной список: учитель начальных классов

    Педагогический стаж и квалификационная категория:

     14 лет, вторая квалификационная категория

    Звания, награды, премии, ученые степени: нет

    Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: ----

    Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме): ----

    Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных:

    Имеются ли публикации (выходные данные): в приложении к газете «Первое сентября» в  разделе «Учимся играя» - внеклассное занятие «Тайны океана» - №48, 2004 г.

    Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания:

    1. Выступление на областном семинаре по теме: «Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса на уроках русского языка и литературного чтения», 2005 год.

    2. Выступление на районном МО учителей начальных классов по теме: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению», 2007 год.

    Рабочий адрес: с. Малиновка, ул. Мирная, д.7

    Домашний адрес: п. Октябрьский, пер. Озерный, д.6 

    Рабочий телефон: 574-071

    Домашний телефон: 8-920-560-86-85

    Факс:

    Электронная почта:

    И. о. заведующей методическим     кабинетом управления образования администрации Белгородского района

    Рожновой Е.В.

    ЗАЯВКА

            Прошу внести в районный банк данных актуального педагогического опыта опыт работы Козлитиной Ирины Владимировны, учителя начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» по проблеме: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению».

            Проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка. Дидактическая игра – эффективное средство обучения и развития умений учащихся. Ведущая педагогическая идея опыта – использование игровых моментов в обучении для развития познавательных интересов учащихся.

            Автор предлагает использовать игру в единой системе «урок – внеклассная работа», что в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизирует их умственную, речевую, творческую деятельность и влияет на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

    Директор школы:                              (Соколова В.И.)

    12.12.2007 г.

    Рецензия

    на актуальный педагогический опыт учителя начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Козлитиной Ирины Владимировны на тему: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению».

            Козлитина И.В. считает, что игра занимает реальное место в режиме жизнедеятельности младших школьников. Опираясь на эту идею, она представила на рецензию работу, в которой осветила проблемы, противоречия современного образования, доказала актуальность опыта для учителя сельской школы.

            Игровое обучение предлагает и Н.Ф. Виноградова в учебно-методическом комплекте, по которому работает большинство школ нашей области, что способствует рекомендации к изучению и распространению актуального опыта среди коллег.

            Рецензируемая работа грамотно оформлена. В ней представлены теоретическая и практическая части, доказывающие необходимость использования игровых моментов в обучении и их положительное влияние на психическое развитие ребенка. Использование игровых моментов позволило Ирине Владимировне добиться стабильных результатов в обучении.

            Автором представлены виды игр, структурные компоненты дидактической игры в теоретической части. В Приложении помещены учебные игры по различным предметам (обучение грамоте, математика, русский язык, окружающий мир) и методическая разработка внеклассного мероприятия, что свидетельствует о широком диапазоне опыта.

            Актуальный педагогический опыт учителя начальных классов Отрадненской основной общеобразовательной школы Белгородского района Белгородской области Козлитиной Ирины Владимировны на тему: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению» заслуживает положительной оценки и может быть рекомендован для включения в районный банк передового педагогического опыта.

    Руководитель межшкольного

    МО учителей начальных классов,

    учитель высшей квалификационной

    категории МОУ «Веселолопанская

    средняя школа»                                                                            Орлова Т.Н.

    17.12.2007 г.

     

    Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области

    МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа»

    Обобщение опыта работы

    учителя начальных классов

    Козлитиной   Ирины   Владимировны

    Белгородский район

    2007 – 2008 учебный год

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    Содержание:

    1. Наименование опыта…………………………………………………...  3

    1. Условие возникновения, становления опыта........................................  3

    1. Актуальность опыта……………………………………………………  3

    1. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………  4

    1. Длительность работы над опытом…………………………………….  4

    1. Диапазон опыта………………………………………………………… 4

    1. Теоретическая база опыта……………………………………………... 4

    1. Технология опыта……………………………………………………… 4

    1. Результативность опыта………………………………………………  14

     

    1. Доступность опыта…………………………………………………..... 15

    1. Библиографический список……………………………………………16

    1. Приложение……………………………………………………………. 17

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    1. Наименование опыта: 

    «Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»

    2. Условие возникновения, становления опыта.

    Известно, что нет ребенка, который бы шел в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего, но и у них, по наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения  требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка.

    В наш информационный век учитель должен найти такие формы, методы и приемы обучения, чтобы детям было интересно учиться. Ведь интересно же им смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять на улице.

    Тема самообразования «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению» была выбрана мною не случайно. Изучение игровых интересов и предпочтений младших школьников привело к выводу, что игра занимает реальное место в режиме их жизнедеятельности.

    Основываясь на личном опыте, утверждаю: чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для учащихся, на уроке должна присутствовать игра. Только она может сделать трудоемкое – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.

    Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

    Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов самоконтроля и самооценки.

    3. Актуальность опыта                                                                                        

    С приходом ребенка в школу и началом систематического обучения ведущая деятельность дошкольного периода (игра) начинает вытесняться новой ведущей деятельностью – учебной. Вместе с тем игра остается для детей весьма желательной, хотя и занимает уже меньше времени. Возникает противоречие между желанием играть и долей этой деятельности среди

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    других. А ведь это противоречие можно постепенно преодолевать за счет использования игры в обучении.

    Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности.

    О пользе дидактических игр и заданий известно каждому педагогу. Для усвоения учебных дисциплин и требований программы важна самостоятельная деятельность ученика с раздаточным дидактическим материалом в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. Из сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства обучения и развития умений учащихся, одним из которых и являются занимательные дидактические игры, задания, упражнения, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и повышению заинтересованности детей дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала.

    4. Ведущая педагогическая идея опыта – использование игровых методов в обучении для развития познавательных интересов учащихся.

    5. Длительность работы над опытом: с 2002/2003 учебного года по 2007/2008 учебный год.

    6. Диапазон опыта: единая система «урок – внеклассная работа».

    7. Теоретическая база опыта.

            Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, передовой опыт педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

    6. Технология опыта.

    Может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он не только давать знания, расширяющие кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?

            Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен.

    В практике начального образования при условии разумного использования мощного психолого-педагогического потенциала игры, она

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

    1. Успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
    2. Сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
    3. Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
    4. Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др.

    Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность человека. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [1; с.76].

    Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

    За разумное, дозированное использование игровых приемов, особенно в начальный период обучения ратовал, например, К.Д. Ушинский: «… должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону» [13; с.172].

    Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

    Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[9; с.54]

    Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и т.д. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» постоянно присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от  того, что делится своими знаниями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

    Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников.

    Игра дает возможность учителю тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

    В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему убеждению. Игра, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей, репродуктивной деятельности, позволяет включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик-учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков.

    Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру-труд, дидактические, подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

    Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, называются сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют  в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.

    Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей (все участники), а могут вносить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

    Игра – труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

    Разновидностью игры-труда являются сюжетные игры, в которых закрепляются знания об окружающем мире, дети осваивают самые общие

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    действия и процессы труда. Труд становится необходимым этапом подготовки игры; изготовление костюмов, строительство «гаража», «города», сборка предметов из конструктора, работа на «фабрике игрушек» и т.п.

    Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания. Они требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр младших школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер.

    Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народной) в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют

    1. на предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы;
    2. на настольно-печатные и логические игры;
    3. на словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.

    Важная функция игры – организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдение за действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени («Веселые старты», «Школа мальчиков», длительная игра «Путешествие на остров фантазии», детские праздники и др.) дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов.

            Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. На дидактическую игру отводят третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых ситуациях.

    Дидактические игры демонстрируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.

    Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая игра скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, как правило, действия и включенная в них

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

    При отборе игры  или ее составлении необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов:

    1. дидактическую цель (задачу);
    2. игровое правило;
    3. игровое действие.

    Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

    1. Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить индивидуальный уровень наблюдательности школьников.
    1. Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные  анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
    2. Игра «Кто это?»: развивать умение составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

    Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то…» и отличают данную игру от другой, а игру от дидактического упражнения. Например:

    1. Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли с предметами, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
    2. Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант – ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ноге, угадать загадку, спеть песенку и пр.)
    3. Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то сможешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.

    Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует действие, и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные передвижения, элементы соревнования. Например:

    1. Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.
    1. Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный,

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет предмет в руку и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

    1. Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет. На отгадывание дается одна минута.

    Дидактические игры по числу участников в них делятся на коллективные, групповые и индивидуальные.

    Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Дидактические игры помогают развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

    Художественно-оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу эстетического воспитания.

    Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей 6-летнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

    Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая обретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

    При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному развитию психики детей, их

     

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

    Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализированного) действия с предметами, или их моделями, рисунками, схемами. При этом образе предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

    Таким образом, материальная (или материализированная) форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления или понятия.

    Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Деятельность детей должна быть разнообразной и не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».

    Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения учеников. Для того чтобы игра стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не дает никакого развивающего эффекта.

    Единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостных игровых программ – т.е. систематизированных наборов игр, направленных на достижение общих задач и предлагаемых детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового психолого-педагогического воздействия.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    Удачным примером такого подхода к использованию игр до сих пор остается опыт А.С. Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из них, наиболее интересные, укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии систематизированный комплект, гармонично сочетавшийся со всеми остальными элементами педагогической системы. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей книге или песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Вместе с тем, он хорошо осознавал, что создать какой-либо единственный и идеальный – на все времена и для всех детских учреждений – комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития. При этом обязательное условие своевременности внесения нужных изменений – активное участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании, изменении; однако ведущей и руководящей силой должен оставаться педагог.

    Под руководством Н.Ф. Виноградовой была разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются знания и умения, получаемые детьми. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют развивать индивидуальные особенности детей.

              Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм. Все зависит и от предмета, который преподаешь.

            В работе с детьми шестилетнего возраста игровой материал помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. Так, в игре «Минутка» дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. (Приложение 1.)

    Учитывая особенности речи своих детей, в период обучения грамоте в 1 классе учебной задачей проведения дидактических игр ставлю формирование фонетического слуха в различных его проявлениях. Чаще всего дети нечетко произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Для дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж]  и т.д. хорошо применять на уроках потешки, пословицы, стихи, чистоговорки, скороговорки, всевозможные игры: «Живые звуки», «Кто быстрее, кто больше?», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?», «Кто быстрее поднимется по лесенке?» и др. (Приложение 1.)

    Параллельно развиваю зрительную память в играх «Успей запомнить за одну минуту». Игры «Попугайчики», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции. (Приложение 2.)

                

     Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    Широко применяю дидактические игры на уроках математики. Так, например, при изучении в 1 классе темы «Сложение и вычитание в пределах 10» использую такие игры: «Заселяем дома», «Круговые примеры», «Составь

    картинку», «Собери грибы в корзинку», «Угадай число», «Составим поезд», «Молчанка», «Что изменилось?» и т.д. (Приложение 3.)

    Включение тренинговых упражнений в игровой форме в процесс обучения языку особенно важно для преподавания трудно воспринимающихся детьми некоторых тем. Для стимулирования познавательных функций включаю в уроки русского языка, следующие дидактические игры: «Кто больше придумает?», «Угадай!», «Соединяемся и меняемся», «На что похоже?», «У кого смешнее?», «Мячик-согласователь», «Общее сочинение», «Хитрый фотоаппарат» и т.д. (Приложение 4.)

                 Активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках окружающего мира помогают кроссворды, составляемые детьми. (Приложение 5.) Игры «Овощи-фрукты», «Какое время года», «Кто это?», «Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?» и др. способствуют закреплению материала, развитию внимания. (Приложение 6.)

                 Добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами можно, проводя нестандартные уроки.

    Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее.

            В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, т.к. значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.

            В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.

            В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Для начальной школы наиболее доступными и популярными являются: уроки-исследования, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, уроки-фантазии, уроки в форме соревнований и игр, урок-отчет, уроки на местности (вне класса). (Приложение 7.)

            Все более распространены в начальной школе, используются на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровые формы, или игровое оформление любого вида деятельности – учебной, трудовой,

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия – в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Автогонки» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

            Воспитательная работа, в основу которой положена дидактическая игра, приносит больше пользы, нежели беседы-нравоучения.

    При организации внеурочной работы использую формат игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие аналоги телевизионных игровых программ, «Конкурсы смекалистых», «Турниры знатоков». (Приложение 8.)

    Педагогический эффект этих игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации. И, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего круга, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной речи не находят применения.

    Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозированно использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой необходима для адаптации к изменяющимся ситуациям  и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    развития (иногда его коррекции), гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.

    Конечно, игра, как и любое другое средство обучения, не является универсальным, решающим все проблемы учебного процесса. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.

    Однако следует помнить, что игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Она способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. В игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни: терпение, взаимоуважение, взаимопомощь.

    7. Результативность опыта.

            Использование игровых методов позволило добиться стабильных результатов в обучении: 

    Сформированность учебных навыков по предметам с 2004 по 2007 годы

    Предмет

    2004-2005 учебный год

    2005-2006 учебный год

    Всего уч-ся

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    Всего уч-ся

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    1.

    Чтение

    8

    2

    4

    2

    -

    8

    2

    4

    2

    -

    2.

    Русский язык

    8

    -

    5

    3

    -

    8

    -

    5

    3

    -

    3.

    Математика

    8

    -

    6

    2

    -

    8

    -

    6

    2

    -

    4.

    Окружающий мир

    8

    4

    3

    1

    -

    8

    4

    3

    1

    -

    5.

    Изо/труд

    8

    3

    4

    1

    -

    8

    3

    4

    1

    -

    6.

    Музыка

    8

    4

    3

    1

    -

    8

    4

    3

    1

    -

    Сведения о качестве знаний по предметам с 2004 по 2007 годы

    Предмет

    2004-2005

    3 класс

    2005-2006

    4 класс

    2006-2007

    1 класс

    1.

    Чтение

    75%

    75%

    2.

    Русский язык

    62,5%

    62,5%

    3.

    Математика

    75%

    75%

    4.

    Окружающий мир

    87,5%

    87,5%

    5.

    Изо/труд

    87,5%

    87,5%

    6.

    Музыка

    87,5%

    87,5%

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

    8. Доступность опыта

            Данный опыт может быть широко применен учителями начальных классов школы, района, студентами.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                    Приложение 1

    Учебные игры в период обучения грамоте

    Игра «Минутка»

    В начале урока: Внимание! Проверь, дружок,

                                Готов ли ты начать урок?

                                Все ль на месте, все ль в порядке:

                                Книги, ручки и тетрадки?

            Пока стрелка на часах-циферблатах пройдет круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.

    В конце урока: Скоро прозвенит звонок.

                              Собери в портфель, дружок,

                              Аккуратно, по порядку,

                              Книги, ручку и тетрадки.

    Игра «Живые звуки»

            Эта игра проходит после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «речка». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зеленая, красная, зеленая, синяя и красная фишки.

            Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:

            Вариант 1 – играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова – какой первый звук в слове? Третий? Четвертый? Второй? Пятый?

            Вариант 2 – учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.

            Итак, у доски дети выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук».

            Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук… второй гласный звук… третий согласный звук…»

            

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                     Приложение 1

    Постепенно часть заданий в этой игре учитель передает классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. Дети увлеченно придумывают все более сложные

    задания: «Пусть звук «к» сядет на место, но сначала назовет слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовет в классе три предмета, которые начинаются с него или с его твердой пары» и т.д.

    Чистоговорки,  скороговорки, считалки, стихи

    1. На сосне сидит сова,

    Под сосной стоит лиса.

    На сосне сова осталась,

    Под сосной лисы не стало.

    1. Вот со звуком С считалка:

    САНИ, СОК, СОВА, СКАКАЛКА.

    Выходи на слово СТУК,

    Назови в нем первый звук!

    1. Слушай и запоминай,

    Звонко, чисто называй

    Все слова со слогом ЗА:

    БИРЮЗА, ЗАВОД, КОЗА.

                    Слушай и запоминай

                    Звонко, чисто называй

                    Все слова со слогом ЗЫ:

                    ПУЗЫРИ, ВОЗЫ, ТАЗЫ.

    Слушай и закрой глаза.

    Вот слова со слогом ЗА:

    СТРЕКОЗА, ЗАБОР, ГРОЗА.

    Повтори, открыв глаза!

                     Вот со звуком С слова:

                     САХАР, САД, САЛЮТ, СОВА.

                     Не подходит слово «звон»! –

                     Выходи из круга вон!

    1. У Любашки – шляпка,

    У Полюшки – плюшка,

    У Ильюшки – шлюпка,

    У Павлушки – клюшка.

    1. Пушистая кошка на солнышке сушит

    Шерстку на спинке, хвостик и уши.

         

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                       

                                                                                                                       Приложение 2

    Игры, способствующие развитию памяти и фонетического слуха

    Игра «Успей запомнить за одну минуту»

            Эта игра развивает зрительную память.

    1. Сколько слияний ты запомнил с гласной о? (На доске 10 слияний.)
    2. Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки? (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите.)
    3. Кто больше всех запомнит слов-описаний друга-котенка? (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает.)

    Игра «Попугайчики»

    Мы не девочки, не мальчики,

    Все сейчас мы попугайчики.

    Попугай, не зевай,

    Вместе с нами повторяй:

    «Соне в оконце светит солнце».

    Игра «Эхо»

    Посмотрите, как играем

    Мы в лесное эхо.

    Все мы звуки повторяем,

    Чисто, без помехи:

    «Фа-ва, фа-ва – на дворе растет трава,

    Фу-ву, фу-ву – Федя рвет козе траву.

    Фы-вы, фы-вы – много он сорвал травы».

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                 Приложение 3

    Математические игры

    Игра «Составим поезд»

    Поезд составляется из паровоза (рисунок на карточке), вагонов – карточек, на каждой их которых записан пример; ответ решенного примера указывает номер этого вагона.

            Учитель может предложить двум командам детей, состоящим из 5 человек, два набора вагонов – карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 5.

    1 набор: 4 – 3, 1 + 1, 5 – 2, 1 + 3, 1 + 4

    2 набор: 5 – 4, 5 – 3, 2 + 1, 2 + 2, 2 + 3

            Выигрывает команда, которая быстрее и правильно составит поезд.

    Игра «Заселяем дома»

            На каждом «этаже» должно быть, например, 7 жильцов. Указано, сколько из них уже въехало. Дети, выставляя карточку с цифрой, говорят, сколько жильцов еще должно въехать.

            Удобно домик для этой игры сделать с прозрачными карманами, что позволит его использовать более универсально, т.е. рассмотреть состав разных чисел.

    Игра «Что изменилось?»

            Учитель выставляет на одной из полочек, например, 7 игрушечных машинок и говорит: «На одной стоянке стояло 7 машин, на другой стоянке машин нет». Дети закрывают глаза. В это время учитель переставляет одну из машинок на другую полочку и спрашивает:

    1. Что изменилось? (Одна из машин «переехала» на другую стоянку.)
    2. Сколько машин осталось на первой стоянке? (6.)
    3. Сколько машин стало на второй стоянке? (1.)

    Далее игра проходит аналогично: дети снова закрывают глаза, а в это время еще одна машина «переезжает» на вторую стоянку. И т.п.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                              Приложение 4

    Игры на уроках русского языка

    Игра «Кто больше придумает?»

    Игроки делятся на группы по рядам. Каждой группе педагог предлагает выбрать какой-либо согласный или гласный звук. Затем ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с заданного звука. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.

    Игра «Мячик-согласователь»

    Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Собака, гулять». Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов, и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз – в зависимости от ситуации состояния детей.

    Упражнение «Соединяемся и меняемся»

            К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:

    КТО

    ПРИШЕЛ

    ЗДРАВСТВУЙ

    ДЕДУШКА

    КАТЯ

    ЛЮБИТ

    ЦВЕТЫ

    !

    ?

    !

    .

            Взявшись за руки, они составляют три группы – предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь «слова» и «знаки», и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложение и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).

    Варианты: Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                    Приложение 5

    Творчество детей

    Кроссворды

    Словарная работа

    О

    О

    О

    А

    А

                                                                                                                                   

             (молоко)                                                                  (капуста)

    О

    О

    О

    О

                (мороз)                                                                  (корова)

             Эти кроссворды для урока русского языка составил ученик 2 класса Филатов Александр.

    Птицы

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    1. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
    2. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
    3. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
    4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
    5. Любимое лакомство аиста, цапли? (Лягушка.)
    6. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
    7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
    8. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)

    Кроссворд «Птицы» для урока природоведения составил ученик 3 класса Дзвинык Анатолий.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                             Приложение 6

    Игры на уроках окружающего мира

    Игра «Какое время года?»

            Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение.

    Игра «Кто это?»

            1 вариант. Игроки поочередно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

            2 вариант. Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:

    Ровным шагом и подскоком

    Мы идем в руке рука.

    Вы скажите – мы покажем.

    Сделайте… вот так!

    После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идет (зайчик прыгает и т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

            В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

    Игра «Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?»

            Перед началом игры педагог показывает изображение животного, а дети обсуждают, где оно живет, как передвигается. Далее выбираются пять капитанов, каждый из которых получает треугольники разных цветов; остальные дети получают картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. По сигналу педагога дети, на чьих картинках изображены животные, которые летают, становятся возле капитана с голубым  треугольником, изображением плавающих животных – с синим треугольником, с изображением бегающих животных – с зеленым, прыгающих – с красным, ползающих – с желтым.

            Выигрывает та команда, которая быстро и правильно нашла своего капитана.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                      Приложение 7

            Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков:

    Уроки в форме соревнований и игр

    1. Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина…)
    2. Дети делятся на команды (3-4 команды).
    3. Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связано с темой урока.
    4. Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
    5. Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
    6. Необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды.

    На такие уроки можно приглашать родителей.

    Уроки – путешествия

    1. Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.

    2.  Учитель готовит нужный раздаточный материал.

    3. Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.

    4.  Ход путешествия фиксируется в тетрадях (контурных картах).

    5. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.

    Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала

    1. Учитель готовит необходимый дидактический материал.
    2. Дети готовят к уроку сообщения.
    3. На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
    4. Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока.
    5. Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.

    Урок – сказка

    1. Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
    2. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
    3. Задания должны усложняться по ходу урока.
    4. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                             Приложение 7

    Фрагмент урока русского языка,

    проведенного в форме игры – сказки,

     1 класс

    Тема: Сказка о парных согласных.

            Жили-были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с, г-к. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.

            Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.    СТОЛ(Б)?(П)?

            Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.    СА(Д)?(Т)?

            Неподалеку строился дом. Последний этаж остался незаконченным. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове. ЭТА(Ж)?(Ш)?

            Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и A никак не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

            АРБУ(З)?(С)              УЛО(В)?(Ф)                 СТО(Г)?(К)

            Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: «В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».

            Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, этажи – этаж, арбузы – арбуз, уловы – улов, стога – стог.

            Все стало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                  Приложение 8

    Игра «Звездный час»

    1 класс

            В игре участвуют 5 команд по 2 человека. У каждой команды – карточки с цифрами от 0 до 9.

            Правила игры. После прочтения задания ведущим каждая команда в течение минуты обсуждает, а затем дает ответ с помощью карточки. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Выигрывает та команда, которая получит больше звездочек.

    Чтение

    На доске карточки с изображением:

    1. Мальвины
    2. Буратино
    3. Пьеро
    4. Красной Шапочки
    5. Карабаса Барабаса

    Вопросы:

    1. Кто «лишний»? (4)
    2. Кто был обманут в Стране дураков? (2)

    Дополнительную звезду получает тот, кто назовет автора сказки.

    Математика

    Вопросы:

    1. Сколько треугольников на чертеже? (6)

    1. Сколько прямоугольников на чертеже? (7)

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                       Приложение 8

    Выбери правильный ответ:

    1. Сумма этих двух чисел равна 16. (7+9)

    Ответы:

    1

    2

    3

    6 + 8

    7 + 9

    9 + 9

    Русский язык

    1. Укажи количество предложений в тексте, выбрав правильный ответ. (4)

    Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница.

            Ответ:

    1

    2

    3

    5

    4

    3

    1. В каком слове неправильно стоит ударение? (0)

    шарики

    уточка

    карандаш

    1

    2

    3

    1. В каких словах согласные буквы при письме надо проверять? (2, 3)

    место

    арбуз

    грядка

    двор

    1

    2

    3

    4

    Окружающий мир

    1. Правильно ли указан порядок времен года. Если нет, то покажи, какие карточки надо поменять местами. (2, 3)

    лето

    зима

    осень

    весна

    1

    2

    3

    4

    1. Правильно ли указан порядок дней недели. Если нет, то покажи, какие карточки надо поменять местами. (3, 7)

    суббота

    воскресенье

    пятница

    вторник

    среда

    четверг  

    понедельник

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области» Козлитина Ирина Владимировна

                                                                                                                                    Приложение 8

    1. С какого месяца начинается зима? (2)

    ноябрь  

    декабрь  

    январь

    февраль

    1

    2

    3

    4

    1. Продолжи предложения:

    Капустница, комар, муха – это… (насекомые).

    Аист, сорока, кукушка – это… (птицы).

    Мышь, лиса, белка – это… (звери).

    Окунь, щука, лещ – это… (рыбы).

             птицы            

    рыбы

    насекомые    

    звери

    1

    2

    3

    4

    Подведение итогов игры, награждение победителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры как средство познавательного интереса на уроках обучения грамоте"

    Успешность обучения,прочность сформированных знаний,умений и навыков зависит от сформированности интереса к предмету,от активной познавательной деятельности.В теории обучения разрабатываются различные...

    Игра - средство повышения интереса к учению.

    1.Для чего нужна игра на уроке?2.Игры и игровые моменты на уроках....

    Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

    В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

    Игра - средство повышения интереса к учению.

         Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство....

    Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"

    Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...