Игра - средство повышения интереса к учению.
(2 класс) по теме

1.Для чего нужна игра на уроке?

2.Игры и игровые моменты на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игра –

средство  повышения

интереса  к  учению

                                                                   Из опыта работы

                                                           учителя начальных классов

МБОУ «Криушинская СОШ»

Золотова Ольга Алексеевна

Игра  - средство повышения интереса к учению.

  1. Для чего нужны игры на уроке?

       Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

       Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе.

        Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать.

        При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план; кроме школьных уроков, надо ещё выполнять домашние задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность  интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Необходимо поддерживать  интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости. Чтобы не подорвать любовь к предмету, можно использовать в процессе обучения элементы игры.

       Дети младшего возраста затрудняются сосредоточенно заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет для них непосредственный интерес. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной деятельности ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, он ещё не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.

    Ребятам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности.

  В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение к учебной деятельности может повлечь за собой одно: ребёнок невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога.

      А наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

     Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические,  или обучающие игры. (От греческого слова «дидактикос», которое  означает «обучающий»).

     Дидактические игры с одной стороны  способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой стороны – решают определённую задачу: изучение нового материала или повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.  Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке. Ниже рассмотрим , какие же дидактические игры можно применять на различных уроках в начальной школе.

  1. Формирование вычислительных навыков в процессе игры.

   Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.

Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но

 выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры. На уроках я провожу  следующие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Зоопарк», «Магические квадраты», «Откроем замочек ключиком», «Лучший лодочник», «Хоккей», «Математическое домино». Игровые моменты: «Наряди ёлку», «Лепим снеговика», «Составляем букет для мамы». Чтобы игры проходили интересно, к ним нужно готовить наглядные пособия: это и рисунки сказочных героев, счётный материал, сюжетные  и предметные картинки.

Одна из форм работы,  активизирующая учащихся на уроке математики – это путешествие по станциям:

  • «Сосчитай-ка» -  проведение устного счёта,
  • «Отвечай-ка»  или «Повторяй-ка» - проверка знаний по изученным  темам,
  • «Помогай-ка» - работа в парах,
  • «Думай-ка» - решение задач
  • «Соображай-ка» - задачи повышенной трудности,
  • «Знай-ка» - изучение нового материала,
  • «Поиграй-ка» - математические игры,
  • «Выбирай-ка» - при закреплении материала дети выбирают разноуровневые задания.

3. Игры и игровые моменты на уроках:  а) обучения грамоте, б) русского языка и в) чтения.

    а)  Чтение слогов – слияний обычно проводят по слоговым таблицам. Разнообразить этот вид деятельности можно, применяя пособие «Часовичок-носовичок» или «Солнышко с лучиками». Слоги-слияния помогают читать «Капитаны» и «Штурманы», которые отважно ведут свои корабли и самолёты (на них написаны согласные буквы) к причалам и аэродромам (на них находятся гласные буквы.

      Игра «Чудесный мешочек» помогает усвоить начертания печатных букв. А также игры из книги Волиной «Занимательное азбуковедение».

   б)  Для уроков  русского языка подойдёт игра «Яблонька». Игру можно проводить при закреплении умений подбирать проверочные слова к словам на любое правило. Дети срывают яблочки с буквами и вставляют в слово, с пропущенной орфограммой. По аналогии проводится игра «Птички летят по местам». Также провожу  «Грамматическое лото», «Часики», написание творческих  сочинений  по опорным словам – игра «Помоги Карандашу».

  в)  Игры на уроках чтения применяются особенно широко при изучении крупнообъёмных произведений. Многократное перечитывание вызывает утомление и снижает интерес к чтению у ребёнка, тут на помощь приходит игра в «Театр».  Учитель – режиссёр, а дети – актёры. Объявляется конкурс на лучшее исполнение ролей. Правила игры такие: хорошо знать характер своего персонажа, исполнять роль эмоционально и выразительно. По итогам игры присуждается звание «Лучший актёр» и вручается медаль.

  1. Дидактические игры природоведческого содержания.

   

        Включение игровых приёмов в урок, вызывает интерес к познавательной деятельности, активизирует умственную деятельность детей.  Дидактические  игры природоведческого содержания проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.

Игра «Где растёт?» позволяет проверить знания детей о местопроизростании конкретных овощей или фруктов ( растёт в огороде или в поле). Также можно предложить детям следующие игры:

« В каком виде едим?», «Летает – не летает»,  «Бегает, прыгает, летает»,  «Ботаническое домино», загадки, кроссворды, ребусы.

      Надо помнить и о том, что напряжённая умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр не должна быть  более 8-10минут.

  1. Игровые моменты на уроках технологии.

       Игровые моменты позволяют учителю переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания. Если игра нравится детям, они сразу же включаются в неё, а так как игра носит определённую цель, например воспитание основ культуры труда, расширение технологических знаний, формирование умений по обработке материалов, то дети непроизвольно начинают усваивать тот или иной материал или упражняться в  закреплении знаний , умений и навыков. Чем больше у ребёнка желания участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.

     Игру «Ромашка» можно предложить для проверки усвоения детьми видов бумаги и ткани детям рассказываю  о царице полевых цветов – ромашке, которая сшила  себе платье, лепестки, которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. Закрытыми глазами дети определяют вид материала  (ткань, картон, бумага, полиэтилен).

  1.  Игра в обучении изобразительному искусству.

      Как правило, уроки изобразительного искусства  стоят в расписании последними, и,  несмотря на большой интерес к уроку, дети к этому времени уже немного устают. Надо сделать так, чтобы рисование не превратилось в будничную скучную обязанность, а сохранило праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребёнка, время встречи с прекрасным и проникновения в него. Среди успешной творческой деятельности детей следует особо выделить необходимость чередования

разных видов занятий с использованием дидактических игр и игровых моментов, графических и композиционных упражнений с применением  ИКТ, экскурсий. Важнейшее условие игры, снимающее принудительный характер обучения, является активное действие детей.

      Так, например, игра «Дорисуй предмет» (это может быть круг -  дорисовав его,  получится воздушный шар, арбуз или улыбающаяся рожица) способствует развитию графических навыков.

     Заочная экскурсия в зал картинной галереи познакомит  в занимательной форме с тремя жанрами изобразительного искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом.

     На уроках тематического рисования возможно использование таких игровых моментов, как выполнение  «видеорепортажей» с комментариями, стихами, рассказами, интервью на улицах.

     Интересна в творческом плане игра «Мы художники-мультипликаторы», где ребята покадрово воссоздают любимую сказку.

     Введение дидактических игр и игровых моментов позволяет учащимся в более доступной, занимательной форме научиться познавать красоту окружающего мира, расширять и углублять свои познавательные интересы, овладевать основами изобразительной грамоты.

  1. Игра стимулирует воображение и фантазию детей.

      Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Для того, чтобы на уроках дети работали творчески, с фантазией, необходимо и во внеурочное время проводить с ними игры, включать игровые моменты, направленные на формирование у них воображения и фантазии.

        В заключении отмечу, что применение мною на уроках ряда игр и игровых упражнений  делают процесс обучения более интересным, занимательным. У детей создаётся бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Элементы игры вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Опыт работы показывает, что младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, упражнения, которые носят игровой характер. Кроме того, игровая деятельность способствует формированию всех сторон познавательных процессов личности: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Это позволяет учащимся учиться легко, с увлечением и интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению

Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году  Источник: http://www.otradnoeoch.narod...

Игра - средство повышения интереса к учению.

     Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство....

Проект "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы как средства формирования ключевых компетентностей и повышения интереса к учению"

Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить самого себя. А это развивающее обучение + проектная деятельность ученика и учителя. О...

Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация...