Игра - средство повышения интереса к учению.
(2 класс) по теме
1.Для чего нужна игра на уроке?
2.Игры и игровые моменты на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра –
средство повышения
интереса к учению
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «Криушинская СОШ»
Золотова Ольга Алексеевна
Игра - средство повышения интереса к учению.
- Для чего нужны игры на уроке?
Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе.
Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать.
При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план; кроме школьных уроков, надо ещё выполнять домашние задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости. Чтобы не подорвать любовь к предмету, можно использовать в процессе обучения элементы игры.
Дети младшего возраста затрудняются сосредоточенно заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет для них непосредственный интерес. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной деятельности ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, он ещё не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.
Ребятам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности.
В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение к учебной деятельности может повлечь за собой одно: ребёнок невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога.
А наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.
Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические, или обучающие игры. (От греческого слова «дидактикос», которое означает «обучающий»).
Дидактические игры с одной стороны способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой стороны – решают определённую задачу: изучение нового материала или повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке. Ниже рассмотрим , какие же дидактические игры можно применять на различных уроках в начальной школе.
- Формирование вычислительных навыков в процессе игры.
Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.
Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но
выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры. На уроках я провожу следующие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Зоопарк», «Магические квадраты», «Откроем замочек ключиком», «Лучший лодочник», «Хоккей», «Математическое домино». Игровые моменты: «Наряди ёлку», «Лепим снеговика», «Составляем букет для мамы». Чтобы игры проходили интересно, к ним нужно готовить наглядные пособия: это и рисунки сказочных героев, счётный материал, сюжетные и предметные картинки.
Одна из форм работы, активизирующая учащихся на уроке математики – это путешествие по станциям:
- «Сосчитай-ка» - проведение устного счёта,
- «Отвечай-ка» или «Повторяй-ка» - проверка знаний по изученным темам,
- «Помогай-ка» - работа в парах,
- «Думай-ка» - решение задач
- «Соображай-ка» - задачи повышенной трудности,
- «Знай-ка» - изучение нового материала,
- «Поиграй-ка» - математические игры,
- «Выбирай-ка» - при закреплении материала дети выбирают разноуровневые задания.
3. Игры и игровые моменты на уроках: а) обучения грамоте, б) русского языка и в) чтения.
а) Чтение слогов – слияний обычно проводят по слоговым таблицам. Разнообразить этот вид деятельности можно, применяя пособие «Часовичок-носовичок» или «Солнышко с лучиками». Слоги-слияния помогают читать «Капитаны» и «Штурманы», которые отважно ведут свои корабли и самолёты (на них написаны согласные буквы) к причалам и аэродромам (на них находятся гласные буквы.
Игра «Чудесный мешочек» помогает усвоить начертания печатных букв. А также игры из книги Волиной «Занимательное азбуковедение».
б) Для уроков русского языка подойдёт игра «Яблонька». Игру можно проводить при закреплении умений подбирать проверочные слова к словам на любое правило. Дети срывают яблочки с буквами и вставляют в слово, с пропущенной орфограммой. По аналогии проводится игра «Птички летят по местам». Также провожу «Грамматическое лото», «Часики», написание творческих сочинений по опорным словам – игра «Помоги Карандашу».
в) Игры на уроках чтения применяются особенно широко при изучении крупнообъёмных произведений. Многократное перечитывание вызывает утомление и снижает интерес к чтению у ребёнка, тут на помощь приходит игра в «Театр». Учитель – режиссёр, а дети – актёры. Объявляется конкурс на лучшее исполнение ролей. Правила игры такие: хорошо знать характер своего персонажа, исполнять роль эмоционально и выразительно. По итогам игры присуждается звание «Лучший актёр» и вручается медаль.
- Дидактические игры природоведческого содержания.
Включение игровых приёмов в урок, вызывает интерес к познавательной деятельности, активизирует умственную деятельность детей. Дидактические игры природоведческого содержания проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.
Игра «Где растёт?» позволяет проверить знания детей о местопроизростании конкретных овощей или фруктов ( растёт в огороде или в поле). Также можно предложить детям следующие игры:
« В каком виде едим?», «Летает – не летает», «Бегает, прыгает, летает», «Ботаническое домино», загадки, кроссворды, ребусы.
Надо помнить и о том, что напряжённая умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр не должна быть более 8-10минут.
- Игровые моменты на уроках технологии.
Игровые моменты позволяют учителю переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания. Если игра нравится детям, они сразу же включаются в неё, а так как игра носит определённую цель, например воспитание основ культуры труда, расширение технологических знаний, формирование умений по обработке материалов, то дети непроизвольно начинают усваивать тот или иной материал или упражняться в закреплении знаний , умений и навыков. Чем больше у ребёнка желания участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.
Игру «Ромашка» можно предложить для проверки усвоения детьми видов бумаги и ткани детям рассказываю о царице полевых цветов – ромашке, которая сшила себе платье, лепестки, которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. Закрытыми глазами дети определяют вид материала (ткань, картон, бумага, полиэтилен).
- Игра в обучении изобразительному искусству.
Как правило, уроки изобразительного искусства стоят в расписании последними, и, несмотря на большой интерес к уроку, дети к этому времени уже немного устают. Надо сделать так, чтобы рисование не превратилось в будничную скучную обязанность, а сохранило праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребёнка, время встречи с прекрасным и проникновения в него. Среди успешной творческой деятельности детей следует особо выделить необходимость чередования
разных видов занятий с использованием дидактических игр и игровых моментов, графических и композиционных упражнений с применением ИКТ, экскурсий. Важнейшее условие игры, снимающее принудительный характер обучения, является активное действие детей.
Так, например, игра «Дорисуй предмет» (это может быть круг - дорисовав его, получится воздушный шар, арбуз или улыбающаяся рожица) способствует развитию графических навыков.
Заочная экскурсия в зал картинной галереи познакомит в занимательной форме с тремя жанрами изобразительного искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом.
На уроках тематического рисования возможно использование таких игровых моментов, как выполнение «видеорепортажей» с комментариями, стихами, рассказами, интервью на улицах.
Интересна в творческом плане игра «Мы художники-мультипликаторы», где ребята покадрово воссоздают любимую сказку.
Введение дидактических игр и игровых моментов позволяет учащимся в более доступной, занимательной форме научиться познавать красоту окружающего мира, расширять и углублять свои познавательные интересы, овладевать основами изобразительной грамоты.
- Игра стимулирует воображение и фантазию детей.
Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Для того, чтобы на уроках дети работали творчески, с фантазией, необходимо и во внеурочное время проводить с ними игры, включать игровые моменты, направленные на формирование у них воображения и фантазии.
В заключении отмечу, что применение мною на уроках ряда игр и игровых упражнений делают процесс обучения более интересным, занимательным. У детей создаётся бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Элементы игры вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Опыт работы показывает, что младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, упражнения, которые носят игровой характер. Кроме того, игровая деятельность способствует формированию всех сторон познавательных процессов личности: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Это позволяет учащимся учиться легко, с увлечением и интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению
Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году Источник: http://www.otradnoeoch.narod...
Игра - средство повышения интереса к учению.
Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство....
Проект "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы как средства формирования ключевых компетентностей и повышения интереса к учению"
Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить самого себя. А это развивающее обучение + проектная деятельность ученика и учителя. О...
Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"
Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...
Игра как средство повышения интереса к изучению иностранного языка в начальной школе
Виды игр, применяемых на уроках английского языка...
Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация
Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация...