Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования
материал (1 класс) на тему

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_i._a._preemstvennost.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение учителя 1 класса Поповой Ирины Анатольевны о преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

С 1 сентября 2011 года в нашей школе реализуется новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Наши первоклассники стали первопроходцами Стандартов нового поколения, которые помимо знаний предполагают воспитание и развитие учеников. Цели в образовании Стандартов первого поколения: усвоение знаний, умений и навыков, Стандартов первого поколения: общекультурное, личностное и познавательное развитие, которое базируется на деятельностном подходе.

Что же такое развитие?

Развитие – это не количество знаний, которые получит школьник, а умение пользоваться ими, применять их в самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартной ситуации. Развитие – это не наличие знаний, а умение их добывать; умение определять своё незнание. Учебная деятельность невозможна, если у школьника не развита контролирующая и оценивающая деятельность.

По новым стандартам ученик – равноправный участник обучения, он в равной мере с учителем отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он с помощью учителя анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути исправления.

Ученику предоставляется право выбора способа деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез, в нахождении пути решения задачи.

Итак, Стандарты нового поколения ставят перед школой цели, которые включают  развитие самостоятельной личности, адаптированной к современным условиям жизни.

Подготовка детей в детском саду является ступенькой к вступлению ребёнка в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную. Подготовка в детском саду определяет успешность вхождения в учебную деятельность в школе. Чем лучше готов организм малыша ко всем изменениям, связанными с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее будет проходить приспособление к школе.

Что же такое готовность к школе?

  1. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психологии – мотивация к обучению.
  2. У него должна быть сформирована позиция школьника: умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
  3. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего дня.
  4. У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения знаниями.

     Важен не столько объём знаний, сколько их качество. Важно развивать его речь, способность различать звуки; создавать условия для развития моторики, движений руки и пальцев. Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.

Что же можно считать достаточным для успешного начала школьного обучения в современных условиях?

  1. 1.Произвольное внимание, память.
  2. Предпосылки учебной деятельности.
  3. Умение решать учебные задачи.
  4. Развитая речь.
  5. Элементарные математические представления.
  6. Представления об окружающем мире.
  7. Подготовленность руки к письму.
  8. Умение общаться.
  9. Желание учиться, интерес к школе.

В нашем первом классе 9 человек, из них 3 девочки и 6 мальчиков. Формирование коллектива началось в детском саду. Серков  Игорь влился в коллектив 1 сентября. На данный момент мальчик чувствует себя в классе достаточно комфортно, хотя друзей у него пока нет.

Вообще, класс не делится на микрогруппы, пока нет дружеских отношений, наблюдается соперничество между детьми, иногда агрессивность по отношению друг к другу. Нередко возникают конфликты. Причины: неприятие чужого мнения, стремление быть первым. В классе нет лидера, отверженным можно считать Кошкарова Максима, которому часто не хватает внимания одноклассников, на это он болезненно реагирует.

29 сентября была проведена диагностика умственного развития детей. Общий процент по классу 62.

Планируется в конце второй четверти провести диагностическое обследование после изучения курса «Грамота», предусмотренное программой по которой обучаются первоклассники «Школа 21 века».

Хочется отметить неравнодушное отношение воспитателей к своим выпускникам. Ими были посещены уроки по различным предметам. После чего был проведён анализ, обмен мнений.

Перед собой ставлю цель: формирование классного коллектива, развитие личности каждого ребёнка, его самостоятельности, самоконтроля.

На первом этапе обучения в школе, игра остаётся очень важной деятельностью. Но игра особая, способствующая развитию личности ребёнка. Поэтому мной была выбрана воспитательная система с использование игровой модели.

Основу организации классного коллектива составляет игра «Весёлый поезд», представляющая собой систему организации деятельности младших школьников, способствующую развитию личности каждого.

На 4 года дети становятся командой. В пути школьников сопровождают проводники (родители, учителя).

Маршрут путешествия:

1 класс «Озеро поручений»

2 класс «Река Почемучек»

3 класс «Радуга творческих дел»

4 класс Город Самоумейск».

Экипаж выбирает командира, остальные выбирают поручения.

Разведчики должны всё знать.

Когда на сцене выступать,

Болельщиков, где нужно собирать.

Затейники, вы игры затевайте,

На переменках и праздниках

Со всеми поиграйте.

Старатели без дела не сидите,

Цветы полейте, мусор уберите.

Чтоб порядок в классе сохранить,

Дежурство надо нам установить.

А чистюли – санитары

Поверяйте руки наши.

Мудрейшие. Викторину проведут,

Загадки классу загадают,

От двоек всех ребят спасут.

В конце каждой четверти поезд делает остановку, предназначенную для анализа, подведения итогов, смены поручений.

Классный коллектив живёт по своим законам:

  1. 1.Иди в школу с хорошим настроением. Пусть школа будет тебе в радость.
  2. Учись не для кого – нибудь, а для себя. Чем больше знаешь, тем интереснее с тобой друзьям.
  3. Не зазнавайся!
  4. Придумал – предложи, пообещал -  выполни, не подводи одноклассников.
  5. Помни: как будешь себя вести в школе, так к тебе и будут относиться.

Таким образом, включение каждого ребёнка в совместную деятельность, позволяет мне провести коррекцию отношений внутри коллектива и способствует его развитию, а также самоопределению личности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывны...

План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования

План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2013-2014 уч.г.Цели:Комплексная подготовка детей к школеСовершенствование единого образовательного простра...

Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...