Развитие познавательных процессов.
статья по теме

Канторшина Ольга Валерьевна

Развитие познавательных процессов на уроках. Методическая тема по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie__poznavatelnyh_processov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие  познавательных процессов.



Познавательные процессы- это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.







Мышление – познавательная деятельность человека по выявлению внешне скрытых особенностей объекта, характеризующаяся обобщенностью и опосредованностью; применение, преобразование и обновление запаса полученных в учении знаний.



Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки.



Анализ-  выделение  свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: все кислые. Сначала у каждого объекта проверяется наличие или отсутствие этого признака , а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».



Синтез- соединение различных элементов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг- друга прцессы( анализ осуществляется через синтез, а синтез- через анализ.



Сравнение- логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта.



Например: 1) на доске два яблока –маленькое желтое и большое красное. У детей набор фигур : синий  треугольник, красный квадрат, круг зеленый маленький , круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.



Задание : найди среди своих фигур похожую на яблоки.



-какую фигуру можно назвать похожей на яблоки?



Классификация- разделение множества на группы по какому- либо признаку, который называют «основание классификации».Классификацию можно проводить:



- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки)



- по размеру



- по цвету



- по форме



Например: на доске несколько кругов одинакового размера но разного цвета.  Задание: раздели круги на две группы.



По какому признаку это можно сделать?



Обобщение- это оформление в словесной ( вербальной) форме результатов процесса сравнения. При  формулировке обобщения педагог помогает детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.



Например: найди лишнюю фигуру из заданных. Почему она лишняя?



Чем похожи остальные?



Память- включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. В младшем возрасте  целенаправленному развитию больше поддаются два вида памяти: образная и словесная. Развитие  словесной памяти проводится путем заучивания различных считалок,стихов. Развитию образной памяти способствуют следующие игры: «Что пропало?» рассмотрев с ребенком  2-4 небольших предмета на столе, педагог накрывает их платком и под платком прячет один в руке .



«Что изменилось?»на столе выстраивается небольшая сюжетная группа, ребенок должен запомнить ее, затем педагог изменяет 1-2 детали. Задача ребенка- заметить, что изменилось:



- Мишка сидел на стуле, теперь на полу.



Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), внимание способствует повышению их эффективности.



Воображение- процесс преобразования имеющихся представлений. Создание новых образов на основе имеющихся. Полезны упражнения вида «На что это похоже?».









Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий- важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.



Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.



Подлинная активность проявляется не только ( и не столько) в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в их самостоятельном преобразовании на основе субъектного опыта, который у каждого уникален и неповторим.



Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с  индивидуальными ценностями  ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.



Механизм становления познавательной активности можно выразить весьма лаконично формулой С.Л. Рубинштейна : «внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое.»





Самостоятельная работа как средство развития познавательной активности.





Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей- процесс сложный, порой противоречивый, но при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.



Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование. Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них учащихся, то увидим, что одна и та же форма работы может проходить на разных уровнях самостоятельности.



Наиболее яркий пример этого- пересказ.



1.Подробный  пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.



2.Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.



3. Краткий пересказ- новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.



Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. По уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.



К первой группе относятся работы воспроизводящего характера, выполняя их школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное.



Например:



-Какие сказки Пушкина ты читал или слышал?



-Кому из поэтов принадлежат строчки…?



-Вспомни пословицы о труде.



Вторая группа- работы воспроизводящие но с элементами творчества.



-Почему раздел  назван «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»?



-Что ты заметил схожего и различного в написании этих слов? Коса-коза, грипп-гриб.



Третья группа- такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.



Это частично поисковые работы.



-Почему сказки. Сложенные русским народом давным- давно, живут и сегодня?



-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?



Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах четвертой группы. Это творческие работы поискового характера.



-Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя.



-Придумай текст с описанием.



Планируя самостоятельную работу. Учитель должен исходить из того, что различное сочетание самостоятельных работ  только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий. Независимых от дидактических целей.



Не менее важно и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будут развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становятся убеждениями.



Познавательная деятельность ребят не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. Одной из распространенных форм внеклассной работы по развитию у учащихся познавательной деятельности являются викторины и конкурсы. С большим удовольствием участвуют в литературных викторинах: «Знаете ли вы сказки?». Не менее интересны и полезны конкурсы любителей русского языка, знатоков математики.



К двум зайчатам в час обеда



Прискакали три соседа.



В огороде зайцы сели



И по три морковки съели.



Кто считать, ребята , ловок,



Сколько съедено морковок?





Пять зайчат сидят в углу,



Чистят репу на полу.



Насчитали 20 штук,



Как делить- забыли вдруг!





В 1 классе школьники знакомятся с окружающим миром. Обогатить знания, полученные на уроке, поможет клуб «Почемучек».занятия в клубе можно проводить в форме встреч и заседаний. Большой интерес вызывают задания для групп: 1 группа- подготовить вопросы по заданной теме.



2группа-составить коллективный рассказ или сказку об одном из животных.



3 группа- сделать рисунки животных.



Также в работе клуба используется работа с постоянно сменяемыми стендами.



Например :в центре стенда большая ромашка, освещенная лучами солнца. Внизу на стеблях травы записаны вопросы:



-Почему осенью листья на деревьях желтеют?



-Растет ли дерево зимой?



-Какие цветы нельзя рвать?



-С какими деревьями дружат подберезовики, маслята, лисички, боровики?



Чтобы ответить на эти вопросы ребятам нужно посоветоваться с родителями, учителем, посмотреть книги. Так постепенно школьники приучаются к мысли, что узнать что-то новое они могут не только на уроке, но и самостоятельно.



Особо следует остановиться на играх- путешествиях. Учащиеся младших классов с удовольствием отправляются путешествовать в мир профессий, в город веселых мастеров, любимых занятий, по своей улице, городу. Такие творческие игры эффективно решают познавательные и воспитательные задачи. Игра помогает включить школьников в творческий поиск.







Повышение качества учебы школьников- одна из важнейших задач. Ее осуществление должно проходить не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов.В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес и познавательная активность. Познавательный интерес и познавательная активность не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул, как средство активизации, позволяющие сделать процесс обучения привлекательным.

























































ЛИТЕРАТУРА.



1.Белошистая  А.В. Обучение математике в начальной школе. Москва Айрис дидактика.2006.



2.Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе.// Начальная школа.1986.№12.



3.Карина Л.П. самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности.//Начальная школа.2004.№7.



4.Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся.// Начальная



школа.2003.№2.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

упражнения на развитие познавательных процессов

упражнения на развитие познавательных процессов...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов ребенка на разных этапах его развития.

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к...