Главные вкладки

    «Метод проектов на уроках в начальной школе»
    статья по теме

    Толоконникова Дарья Юрьевна

     

    В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

    Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

    Проектный метод– это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

    Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

    С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

    Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedsovete_tolokonnikovoy_dyu.docx29.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

    г. Ивантеевки Московской области

    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

    по теме

    «Метод проектов на уроках в начальной школе»

    (из опыта работы)

    Подготовила учитель начальных классов

    Толоконникова Дарья Юрьевна

    21 марта 2011 г.


    В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

    Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

    Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

    С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

    Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

    Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

    Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

    Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

    Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

    Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

    В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

    Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

    Проекты могут классифицироваться:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

    1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
    2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
    3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  
    4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
    5. Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. 

    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

    Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

    Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

    Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

    1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

    2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

    Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

    Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

            

    Я поделюсь своим опытом работы над проектами.

    Так во 2-м классе  на уроке внеклассного  чтения мы читали стихотворение о снежинках.

    Танцуют белые снежинки

    Сегодня в небе белый вальс,

    Словно хрустальные пылинки

    Они покроют все тот час.

    И пусть их танец - лишь мгновенье,

    Не умалить тем красоты,

    Их малость - путь к соединенью,

    А краткость - знак большой судьбы!

    - Необходимостью было и то: выяснить, как образуются снежинки. Вот и получили дети задание: найти всевозможную информацию о снежинках. Мы разбились на микрогруппы.  Каждая получила задание: одна группа искала информацию в словарях и энциклопедиях – что такое снежинки, как они образуются. Другая группа находила другие стихи о снежинках, третья – рассказы и сказки, четвертая – песни о снежинках, третья – разновидности снежинок – картинки с изображением снежинок, четвертая – загадки, пятая – подобрать образцы  для урока труда и способы вырезания снежинок из бумаги. И шестая группа – «эксперты», которые отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и мне представили на проверку. Работа заняла неделю. На уроке внеклассного чтения мы читали стихи, загадки, сказки о снежинках, на уроке окружающего мира вели разговор – как образуется снег, и какие бывают снежинки. На уроке труда дети сами вырезали снежинки. Моя работа заключалась в том, чтобы это все оформить на компьютере, т.к. необходимо соблюдать здоровьесберегающие технологии. А когда вся информация была собрана и обработана, я готовый материал отдала обратно детям и они уже сами раскладывали в папку. Вот так и получился альбом.

    Следующий своеобразным моно-проектом по окружающему миру стал альбом «Тайна моей фамилии». Я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает моя фамилия, откуда она произошла, показала оформление и дала домашнее задание: узнать и рассказать о своей фамилии. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказывал о происхождении своей фамилии.

    В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. Они заранее определяют тему следующего урока и готовят с удовольствием не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются,  разбиваются на микрогруппы, выбирают  и распределяют материал: кто и про что будет готовить, чтобы материал был не повторяющимся, а разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. У нас  с ними договоренность: что подготовленный материал они мне заранее показывают, мы с ними обсуждаем и выбираем самое главное. О составленных презентациях они заранее предупреждают, чтобы я могла подготовить технику. Одним из главных условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет искать информацию – готовит пересказ учебного материала, а кто хочет получить обязательную отличную отметку – тот ищет дополнительно. Для учителя метод проекта решает еще одну проблему – накопляемость отметок в журнале.

    Первые презентации были неумелыми, и мы их разбирали: в чем ошибки и как их исправить. Дети четко усвоили, что «краткость – сестра таланта», в презентации картинок должно быть больше, а текста меньше. Не брать материал из учебника, а только дополнительный. Анимацию лучше не использовать, если в этом нет особой необходимости.

    По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад.  Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад. «Каша из топора». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. За проделанную работу ребенок получил 2 отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.

    Урок прошел увлекательно, всем было интересно.

    У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проектов в обучении.

    Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

    Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

    Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

    Памятка для учителя.

    1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
    2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
    3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
    4. Создать психологический комфорт:
    5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
    6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
    7. в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.
    8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
    9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
    10. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

    Памятка для родителей.

    1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
    2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
    3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
    4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
    5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
    6. Не сдерживайте инициативу.
    7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
    8. Не раздражайтесь.
    9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
    10. Учите доводить дело до конца.

    Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта.

    Правила презентации для ученика:

    1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
    2. Найди удобное положение тела и место для рук.
    3. Спокойно посмотри на слушателей.
    4. Назови тему.
    5. Заинтересуй слушателей выступлением.
    6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
    7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
    8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
    9. Логично закончи свое выступление.

    Памятка для учителя по подготовке к презентации.

    1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
    2. Почему начали работу над проектом?
    3. Решили ли вы проблему?
    4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
    5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
    6. Помогите оценить процесс проектирования.
    7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
    8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
    9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
    10. Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование. Лучше выделить номинации.

    Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

    Плюсы проектной деятельности:

    + навыки самообразования и самоконтроля;

    + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

    + навыки групповой деятельности;

    + индивидуальный подход;

    + интерес к познавательной деятельности

    Минусы проектной деятельности:

    - возрастает нагрузка на учителя;

    - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

    - психологические коммуникативные проблемы;

    - проблема субъективной оценки.

    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.  Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

     В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

    Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

    Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

    Метод проектов на уроках в начальной школе

    Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

    Метод проектов на уроках в начальной школе.

    Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

    Метод проектов на уроках в начальной школе

    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

    Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

    1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...

    «Метод проектов на уроках в начальной школе»

    учебно -методический материал, включающий опыт работы по данной теме...