Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе
статья по теме

Болвачева Татьяна Владимировна

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной молодёжи.

По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, для развития творческого потенциала ребенка, формирования у него умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач и в нашем лицее, как учебных, так и практических.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnye_tehnologii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В соответствии с «Программой развития лицея на период 2010 – 2015 годы», которую мы с вами уже обсуждали, приоритетным направлением в развитии лицея является проектное обучение.

Новые информационные технологии - информационные технологии с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующие персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Основными принципами новых компьютерных технологий являются:

- интерактивный режим работы с компьютером;

- интегрированность с другими программами.

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной молодёжи. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, для развития творческого потенциала ребенка, формирования у него умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач и в нашем лицее, как учебных, так и практических. Я, конечно, буду говорить в первую очередь о начальной школе.

Педагогические цели использования информационных технологий:

- развитие мышления;

- эстетическое воспитание;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

- формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации;

- обеспечение побудительных мотивов, обусловливающих активизацию познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

На уроках с применением ИКТ очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение детей в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно проходит на хорошем эмоциональном уровне, что подразумевает заинтересованность детей, потому что скоро дети обнаруживают у себя состояние «власти» над умной машиной. Это придает им уверенность. У детей возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые преподавателем наиболее успешно работающие дети начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно - воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Наиболее широко в учебном процессе я использую такие программные средства учебного назначения:

- обучающие программы, которые дают возможность активизировать школьников младшего звена и индивидуализировать их работу;

- контролирующие, обучающие и комбинированные программы позволяют учителям оперативно изменять содержание учебного курса, трудности заданий, работать учащимся в индивидуальном темпе.

Контроль, в этом случае, становится более объективным, так как имеется возможность доступа анализа всем учащимся.

Т.О. тестовая система, которая является самой распространенной из компьютеризованных систем, позволяет реализовать учителю более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу. Использование информационных технологий является эффективным средством управления познавательной деятельности детей.

Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий. Использование компьютерных программ способствует развитию интереса у детей к предмету, повышает уровень их самостоятельной работы, а значит и учебного процесса в целом.

Информационные технологии – это совокупность методов, используемых для обработки информации. Особенность заключается в том, что при изучении этих дисциплин цифровая техника, средства мультимедиа и носители информации стали объектами учебного процесса.

Современные технические средства и программное обеспечение позволяет реализовать метод проектов, который предполагает изучение операционной системы, текстовых редакторов, электронных таблиц, издательских систем, электронных презентаций дизайнерских и звукозаписывающих программ с использованием мультимедийных энциклопедий и возможностей Интернет. Для нас сейчас (по крайней мере для меня точно) – это является логичным шагом в освоении новой методики, особенно в развитии талантливых детей.

В ходе реализации этого метода ребята раскрывают интересующую их тему, применяя различные прикладные программы, и далее всю накопленную информацию организовывают в один проект. Дети в этом случае выступают активными участниками процесса, у них вырабатывается критическое мышление и собственный взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект может быть использован для подробного анализа, понимания ошибок, причин неудач, формирует интерес к новому заданию.

В разновидность компьютерных практикумов я пытаюсь уже включать формирование и обработку практических навыков при решении заданий различных уровней сложности. Конечно с моей помощью. Для этого – сама должна понимать и владеть новыми технологиями.

Сегодня в учебном процессе нашли наибольшее применение компьютерные презентации с использованием мультимедийных технологий. Важной особенностью мультимедийных технологий является ее интерактивность, при этом основная роль отводится не компьютеру, а нам учителям.

Внедрение мультимедийных презентаций в учебный процесс способствует формированию понимания того, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения. Компьютерные презентации применяются при выступлениях на конференциях и научных чтениях, могут быть использованы на уроках в процессе объяснения материала преподавателем.

Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта. Для каждой презентации выполняется единая последовательность действий: создание презентации, редактировании текста, формирование и редактирование презентации, добавление объектов, формирование и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок в электронных презентациях. Во время демонстрации слайдов можно воспроизводить видеоролики, музыкальное сопровождение.

Для реализации метода проекта используются мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты, которые стали теперь доступны нам в любое время (как мы заметили из доклада И.А.) Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, применять знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся. Уже в 3-4 классах ученики готовятся к защите работы: презентации проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования.

Педагоги используют компьютерную технику в качестве средств обучения. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к выполнению заданий из готовых источников, самостоятельный поиск.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Наш лицей обеспечен современными компьютерными, электронными ресурсами, доступом в Интернет, все это способствует внедрению новых информационных технологий в учебно-образовательный процесс.

В практику работы большинства учителей начальной школы, наряду с традиционной методикой, входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, технологические интеллект-карты, технология модульного обучения. С использованием компьютерных технологий для педагогов начальных классов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьника к каждому из изучаемых предметов.

Использование проектной деятельности и информационных технологий способствует развитию у младшего школьника:

- логического, творческого, критического мышления;

- способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;

- целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;

- способностей к самопознанию и самопониманию;

- эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;

- информационной компетентности.

Результаты деятельности начальной школы показывают, что учащиеся, в основном, с удовольствием учатся, повышается интеллектуальный потенциал, легче усваивается материал, имеются хорошие навыки учебной деятельности. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

В качестве основного вывода выступает тезис: создание благоприятных педагогических условий для развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого потенциала и способствует реализации развивающего потенциала.

Руководитель методического объединения

учителей начальных классов

МОУ лицея № 15  г. Ставрополя                                                     Т.В.Болвачева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс дей...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...

Доклад «Использование ИКТ и применение метода проекта вне урока в начальной школе»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМОУЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВТема по самообразованию: «Использование ИКТ и применение метода проекта на уроках и вне урока в начальной школе»Тема выступления: «Использ...