справочник терминологии для учителя
методическая разработка на тему

Что такое толерантность, компетенции, компетентность, какие бывают компетентности и другое 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_terminologiy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность  - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Черты толерантности:

1.Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям                                          

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность                                                                              

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

Компетенция - от лат. competere — соответствовать, подходить. Область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами;

Компетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Образовательная компетентность — способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности.

Коммуникативная компетентность: Социальная компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные компетентности:

1.Общеучебные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  4. знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  5. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  9. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  10. определение основной и второстепенной информации;
  11. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  12. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Логические:

  1. анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  4. подведение под понятия, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей,  
  6. построение логической цепи рассуждений,
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные компетентности: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные компетентности:

  1. целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Ключевые компетенции

Изучать:

• уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.  

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

 • уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Терминология родственных отношений"

Исследованы 40 терминов родства.Указаны лексико-семантические отношения слов,рассмотрены классификации разных тематических групп...

Открытый урок математики в 1-м классе (УМК "Гармония"). Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией.

Очень важно, чтобы учащиеся поняли смысл математических действий и усвоили математическую терминологию с первых уроков. Представленный урок построен с учетом методов развивающего обучения, на ка...

"Деление с остатком.Терминология" (УМК "Гармония")

Урок позволяет учащимся освоить предметный смысл деления с остатком. В ходе урока ребята пытаются стать "философами", учатся рассуждать и доказывать свои предположения....

Тест по математике "Математическая терминология" 4 класс

Тест по математике "Математическая терминология" 4 класс Iполугодие "Школа России"...

технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

Терминология по физической культуре

Терминология по физической культуре...

Презентации по математике для учащихся 2 класса по теме: "Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление".

Презентации  к урокам математики   во 2 классе по теме: " Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление"....