Главные вкладки

    справочник терминологии для учителя
    методическая разработка на тему

    Толоконникова Дарья Юрьевна

    Что такое толерантность, компетенции, компетентность, какие бывают компетентности и другое 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon spravochnik_terminologiy.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Толерантность  - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

    Черты толерантности:

    1.Расположенность к другим

    2. Снисходительность

    3. Терпение

    4. Чувство юмора

    5. Чуткость

    6. Доверие

    7. Альтруизм

    8. Терпимость к различиям                                          

    9. Умение владеть собой

    10. Доброжелательность                                                                              

    11. Умение не осуждать других

    12. Гуманизм

    13. Умение слушать

    14. Любознательность

    15. Способность к сопереживанию

    Компетенция - от лат. competere — соответствовать, подходить. Область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами;

    Компетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

    Образовательная компетентность — способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности.

    Коммуникативная компетентность: Социальная компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Видами  коммуникативных действий являются:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Познавательные компетентности:

    1.Общеучебные:

    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
    2. поиск и выделение необходимой информации;
    3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
    4. знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
    5. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    7. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
    9. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
    10. определение основной и второстепенной информации;
    11. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    12. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    2. Логические:

    1. анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
    2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
    3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    4. подведение под понятия, выведение следствий;
    5. установление причинно-следственных связей,  
    6. построение логической цепи рассуждений,
    7. доказательство;
    8. выдвижение гипотез и их обоснование.

     Постановка и решение проблемы:

    1. формулирование проблемы;
    2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные компетентности: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные компетентности:

    1. целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
    4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
    6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
    7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

    Ключевые компетенции

    Изучать:

    • уметь извлекать пользу из опыта;

    • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

    • организовывать свои собственные приемы изучения;

    • уметь решать проблемы;

    • самостоятельно заниматься своим обучением.

    Искать:

    • запрашивать различные базы данных;

    • опрашивать окружение;

    • консультироваться у эксперта;

    • получать информацию;

    • уметь работать с документами и классифицировать их.

    Думать:

    • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

    • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

    • уметь противостоять неуверенности и сложности;

    • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

    • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

    • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

    • уметь оценивать произведения искусства и литературы.  

    Сотрудничать:

    • уметь сотрудничать и работать в группе;

    • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

    • уметь договариваться;

    • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

    Приниматься за дело:

    • включаться в проект;

    • нести ответственность;

    • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

    • доказывать солидарность;

     • уметь организовывать свою работу;

    • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

    Адаптироваться:

    • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

    • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

    • показывать стойкость перед трудностями;

    • уметь находить новые решения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Терминология родственных отношений"

    Исследованы 40 терминов родства.Указаны лексико-семантические отношения слов,рассмотрены классификации разных тематических групп...

    Открытый урок математики в 1-м классе (УМК "Гармония"). Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией.

    Очень важно, чтобы учащиеся поняли смысл математических действий и усвоили математическую терминологию с первых уроков. Представленный урок построен с учетом методов развивающего обучения, на ка...

    "Деление с остатком.Терминология" (УМК "Гармония")

    Урок позволяет учащимся освоить предметный смысл деления с остатком. В ходе урока ребята пытаются стать "философами", учатся рассуждать и доказывать свои предположения....

    Тест по математике "Математическая терминология" 4 класс

    Тест по математике "Математическая терминология" 4 класс Iполугодие "Школа России"...

    технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

    Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

    Терминология по физической культуре

    Терминология по физической культуре...

    Презентации по математике для учащихся 2 класса по теме: "Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление".

    Презентации  к урокам математики   во 2 классе по теме: " Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление"....