Главные вкладки

    "Деление с остатком.Терминология" (УМК "Гармония")
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Савина Елена Станиславовна

    Урок позволяет учащимся освоить предметный смысл деления с остатком. В ходе урока ребята пытаются стать "философами", учатся рассуждать и доказывать свои предположения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx29.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                Конспект урока математики в 4 «б» классе

    Савиной Елены Станиславовны, учителя первой квалификационной категории

    МБОУ «Средняя школа №5»

                                  Тема: «Постановка учебной задачи.  Запись деления с остатком. Терминология»

                                                                            (Учебник: Математика 4 класс Истомина Н.Б.(1 часть)

    Формируемые умения/ личностные качества

    (планируемые результаты обучения)

    Предметные умения:

    - Формировать умение делить с остатком.

    - Совершенствовать владение приёмами табличного и  внетабличного  умножения и деления.

    Универсальные учебные действия:

    Личностные УУД:

    • Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
    • Способствовать развитию самооценки;
    • Формировать уважительное отношение к мнению других людей.

    Регулятивные УУД:

    • Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

    или учиться определять границы собственных знаний; Оставить что-то одно

    • Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость.
    • Планировать совместно с учителем свои действия;
    • Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;
    • Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;
    • Осуществлять самоконтроль.

     Познавательные УУД:

    • Проводить наблюдения за объектами предмета,
    • Вычерпывать информацию, представленную схематически;
    • Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.

      Коммуникативные УУД:

    • Учиться формулировать цель деятельности на уроке;
    • Сотрудничать с учителем, одноклассниками;
    • Отвечать на вопросы учителя.

    Тип урока: Урок знакомства с новым материалом

    Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор,  учебник  (Истомина Н.Б. Математика: 4 класс: Учебник. – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2014), раздаточный материал,  

    Цель урока: 

    Помочь освоить предметный смысл деления с остатком;

    продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком;

    совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.

                                                                                                       Содержание урока

                Этапы

                                                                    Ход урока

    1.Оранизационный момент, мотивация

    - Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать высказыванием: «Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2)

    – Как вы думаете, о каком человеке так говорят? (Ответы детей)
    – Да, действительно. И эта фраза сказана о великом человеке - Ломоносове М.В. (Слайды  3-4).

    - В конце 1730 года, будучи уже девятнадцатилетним  юношей, Михайло Ломоносов ушел в Москву  учиться. Им был проделан путь  около 1100км за три морозные  недели и в январе 1731 года он прибыл в Москву. А.С. Пушкин сказал о нем так: «Историк, риторик, механик, химик, математик, минералог, художник, стихотворец».                                                                      
    – А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что для этого надо сделать? 
    (Выход на ответ – познавать, узнавать)
    – Значит, вперед! Сегодня мы будем много исследовать, и открывать новые знания!

    2.Актуализация знаний и фиксирование момента затруднения.

    –  Возьмите лист для исследований. Выявите закономерность и запишите ряд чисел. (Слайд 5 )

    - Если вы справились с заданием, возьмите за это жетон.

    - Предлагаю вам несколько задач. Запишите решение каждой  в виде выражения и найдите его значение.

    1.Ломоносов закупил для опытов 16 пробирок для соли, а для воды 80 пробирок. На  сколько больше пробирок он закупил для воды, чем для соли?

    2.Площадь стола у М.В.Ломоносова составляет 32 кв.дм. Площадь, занятая книгами в 4 раза меньше. Какая площадь занята книгами?

    3.За 1 день Михайло Ломоносов изучил 10 букв латинского алфавита. Сколько букв он изучит за 3 дня?

    - Возьмите жетон, если выполнили задание правильно.

    - В ваших листах записаны выражения, найдите их значения.(Слайд 6)

    35:7                               3600:9

    12:2                               240:3

    48:4                               420:6

    14:4

    -Можно взять жетон тем, кто решил примеры правильно.

    -Какой пример вызвал затруднение?

    -Каждому числу в ответе соответствует определенная буква, составьте слово.

     -Какое слово у вас получилось?

    400  12  6    70    5    70   400   80

     Ф     и    л    о     с     о     ф      ы

    3. Выявление места и причины затруднения

    – Запишем пример, который вызвал затруднение,  мои дорогие философы. (14:4). Можем ли мы его решить? (Ответы детей: я не могу, а если могу, то не могу обосновать ответ)
    – Так, значит, что мы сейчас должны сделать? 
    (Остановиться и подумать).

    – Почему не смогли разделить? (Не знаем способ деления с остатком)

    - Какова цель сегодняшнего урока? (Открытие нового способа  деления с остатком.)

    4. Реализация проекта

    – Сейчас  вам предстоит  работать в группах. Пользуясь учебником, познакомьтесь с рассуждениями героев Миши и Маши на с.38-39 и приготовьтесь объяснить, как выполнять деление в таких случаях.

    Идет работа в группах; проверка и защита проекта от групп.

    - Что предлагают сделать наши герои в первую очередь? (Нужно сделать рисунок). Продемонстрируйте это на доске.

    - Какое равенство вы можете записать к данному рисунку?

    - Как называются компоненты при делении с остатком? (Слайд 7 )

    - Как вы можете сформулировать правило, соблюдаемое при делении? (Слайд 8)

    - Ребята, которые давали правильные ответы, могут взять по жетону.

    – Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что М.В. Ломоносов был бы за вас рад! Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть!

    5.Динамическая пауза

    -Предлагаю вам игру «Топай-хлопай». Я буду вам показывать выражения. Если это будут табличные случаи деления, вы должны хлопнуть в ладоши. Если случай не из таблицы, вам нужно топнуть.

    6. Использование открытого способа деления с остатком

    – А как, вы думаете, мои маленькие философы, достаточно ли имеющихся у нас знаний? 
    – Давайте ответим на этот вопрос, поработав по группам над заданием со слайда.(Слайд 9)

     - Теперь обратитесь к учебнику  – нашему другу и помощнику (стр.40№104).(Слайд 10)

    - Ученики, комментирующие задания, могут получить по жетону.

    7.Самостоятельная работа по эталону

    - Поработайте в группе и выполните рисунки к равенствам (стр.40 №105)

    8.Включение в систему знаний

    – Перед вами  задача, давайте прочитаем(Слайд) 11

    Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 46 медных шариков и разложил их в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?
    – Что известно в задаче?
    – Что надо найти? 
    (Сколько шариков в каждой пробирке)
     Можем сразу ответить на вопрос задачи? Задачу решает 1 человек с комментированием у доски.

    46 : 5 = 9 ш. (ост. 1) – в каждой пробирке.

    (Комментарий: 46 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 46 (9 и 1 остаток). Проверяю: делимое 46 равно произведению делителя 5 и частного 9 + остаток 1.

    Ученик, который решал задачу, берет себе жетон.

    9.Рефлексия учебной деятельности

    – Какую цель ставили? (Научиться делить с остатком)
    – С какими затруднениями столкнулись?
    – Какого результата достигли? (Слайд 12)

    - И я, и Ломоносов М.В. конечно рады, что вы такие отличные философы-исследователи! 
    –  Как вы считаете, надо ли потренироваться в решении примеров на деление с остатком? Тогда – домашнее задание.

    Д.З. стр.41 №107 стр.40 уч.правило

    – А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек – эти ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают – «4». Остальные постарайтесь потренироваться дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки.

    -Хочется урок закончить стихотворением.(Слайд 13)

    – Урок окончен. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление числа 2 и соответствующие случаи деления, закрепление"

    Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.Структура урока полностью соответствует логике пров...

    методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

    Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

    Урок по математике 2 класс. Истомина Н.Б.Тема: Деление числа на 1, на само себя, деление нуля на число, невозможность деления на нуль.

    Открытый урок математики был проведён перед аттестацией для коллег школы и администрации. Был отмечен плавный переход от одного этапа урока к другому, удачный подбор заданий к устному счёту и ум...

    «Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»

    Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...

    Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

    Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...

    Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

    Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....

    Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

    Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...