"Деление с остатком.Терминология" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Савина Елена Станиславовна

Урок позволяет учащимся освоить предметный смысл деления с остатком. В ходе урока ребята пытаются стать "философами", учатся рассуждать и доказывать свои предположения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Конспект урока математики в 4 «б» классе

Савиной Елены Станиславовны, учителя первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа №5»

                              Тема: «Постановка учебной задачи.  Запись деления с остатком. Терминология»

                                                                        (Учебник: Математика 4 класс Истомина Н.Б.(1 часть)

Формируемые умения/ личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Предметные умения:

- Формировать умение делить с остатком.

- Совершенствовать владение приёмами табличного и  внетабличного  умножения и деления.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
  • Способствовать развитию самооценки;
  • Формировать уважительное отношение к мнению других людей.

Регулятивные УУД:

  • Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

или учиться определять границы собственных знаний; Оставить что-то одно

  • Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость.
  • Планировать совместно с учителем свои действия;
  • Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;
  • Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;
  • Осуществлять самоконтроль.

 Познавательные УУД:

  • Проводить наблюдения за объектами предмета,
  • Вычерпывать информацию, представленную схематически;
  • Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.

  Коммуникативные УУД:

  • Учиться формулировать цель деятельности на уроке;
  • Сотрудничать с учителем, одноклассниками;
  • Отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: Урок знакомства с новым материалом

Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор,  учебник  (Истомина Н.Б. Математика: 4 класс: Учебник. – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2014), раздаточный материал,  

Цель урока: 

Помочь освоить предметный смысл деления с остатком;

продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком;

совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.

                                                                                                   Содержание урока

            Этапы

                                                                Ход урока

1.Оранизационный момент, мотивация

- Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать высказыванием: «Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2)

– Как вы думаете, о каком человеке так говорят? (Ответы детей)
– Да, действительно. И эта фраза сказана о великом человеке - Ломоносове М.В. (Слайды  3-4).

- В конце 1730 года, будучи уже девятнадцатилетним  юношей, Михайло Ломоносов ушел в Москву  учиться. Им был проделан путь  около 1100км за три морозные  недели и в январе 1731 года он прибыл в Москву. А.С. Пушкин сказал о нем так: «Историк, риторик, механик, химик, математик, минералог, художник, стихотворец».                                                                      
– А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что для этого надо сделать? 
(Выход на ответ – познавать, узнавать)
– Значит, вперед! Сегодня мы будем много исследовать, и открывать новые знания!

2.Актуализация знаний и фиксирование момента затруднения.

–  Возьмите лист для исследований. Выявите закономерность и запишите ряд чисел. (Слайд 5 )

- Если вы справились с заданием, возьмите за это жетон.

- Предлагаю вам несколько задач. Запишите решение каждой  в виде выражения и найдите его значение.

1.Ломоносов закупил для опытов 16 пробирок для соли, а для воды 80 пробирок. На  сколько больше пробирок он закупил для воды, чем для соли?

2.Площадь стола у М.В.Ломоносова составляет 32 кв.дм. Площадь, занятая книгами в 4 раза меньше. Какая площадь занята книгами?

3.За 1 день Михайло Ломоносов изучил 10 букв латинского алфавита. Сколько букв он изучит за 3 дня?

- Возьмите жетон, если выполнили задание правильно.

- В ваших листах записаны выражения, найдите их значения.(Слайд 6)

35:7                               3600:9

12:2                               240:3

48:4                               420:6

14:4

-Можно взять жетон тем, кто решил примеры правильно.

-Какой пример вызвал затруднение?

-Каждому числу в ответе соответствует определенная буква, составьте слово.

 -Какое слово у вас получилось?

400  12  6    70    5    70   400   80

 Ф     и    л    о     с     о     ф      ы

3. Выявление места и причины затруднения

– Запишем пример, который вызвал затруднение,  мои дорогие философы. (14:4). Можем ли мы его решить? (Ответы детей: я не могу, а если могу, то не могу обосновать ответ)
– Так, значит, что мы сейчас должны сделать? 
(Остановиться и подумать).

– Почему не смогли разделить? (Не знаем способ деления с остатком)

- Какова цель сегодняшнего урока? (Открытие нового способа  деления с остатком.)

4. Реализация проекта

– Сейчас  вам предстоит  работать в группах. Пользуясь учебником, познакомьтесь с рассуждениями героев Миши и Маши на с.38-39 и приготовьтесь объяснить, как выполнять деление в таких случаях.

Идет работа в группах; проверка и защита проекта от групп.

- Что предлагают сделать наши герои в первую очередь? (Нужно сделать рисунок). Продемонстрируйте это на доске.

- Какое равенство вы можете записать к данному рисунку?

- Как называются компоненты при делении с остатком? (Слайд 7 )

- Как вы можете сформулировать правило, соблюдаемое при делении? (Слайд 8)

- Ребята, которые давали правильные ответы, могут взять по жетону.

– Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что М.В. Ломоносов был бы за вас рад! Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть!

5.Динамическая пауза

-Предлагаю вам игру «Топай-хлопай». Я буду вам показывать выражения. Если это будут табличные случаи деления, вы должны хлопнуть в ладоши. Если случай не из таблицы, вам нужно топнуть.

6. Использование открытого способа деления с остатком

– А как, вы думаете, мои маленькие философы, достаточно ли имеющихся у нас знаний? 
– Давайте ответим на этот вопрос, поработав по группам над заданием со слайда.(Слайд 9)

 - Теперь обратитесь к учебнику  – нашему другу и помощнику (стр.40№104).(Слайд 10)

- Ученики, комментирующие задания, могут получить по жетону.

7.Самостоятельная работа по эталону

- Поработайте в группе и выполните рисунки к равенствам (стр.40 №105)

8.Включение в систему знаний

– Перед вами  задача, давайте прочитаем(Слайд) 11

Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 46 медных шариков и разложил их в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?
– Что известно в задаче?
– Что надо найти? 
(Сколько шариков в каждой пробирке)
 Можем сразу ответить на вопрос задачи? Задачу решает 1 человек с комментированием у доски.

46 : 5 = 9 ш. (ост. 1) – в каждой пробирке.

(Комментарий: 46 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 46 (9 и 1 остаток). Проверяю: делимое 46 равно произведению делителя 5 и частного 9 + остаток 1.

Ученик, который решал задачу, берет себе жетон.

9.Рефлексия учебной деятельности

– Какую цель ставили? (Научиться делить с остатком)
– С какими затруднениями столкнулись?
– Какого результата достигли? (Слайд 12)

- И я, и Ломоносов М.В. конечно рады, что вы такие отличные философы-исследователи! 
–  Как вы считаете, надо ли потренироваться в решении примеров на деление с остатком? Тогда – домашнее задание.

Д.З. стр.41 №107 стр.40 уч.правило

– А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек – эти ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают – «4». Остальные постарайтесь потренироваться дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки.

-Хочется урок закончить стихотворением.(Слайд 13)

– Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление числа 2 и соответствующие случаи деления, закрепление"

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.Структура урока полностью соответствует логике пров...

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок по математике 2 класс. Истомина Н.Б.Тема: Деление числа на 1, на само себя, деление нуля на число, невозможность деления на нуль.

Открытый урок математики был проведён перед аттестацией для коллег школы и администрации. Был отмечен плавный переход от одного этапа урока к другому, удачный подбор заданий к устному счёту и ум...

«Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...

Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....

Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...