Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnye_priemy_deleniya.docx31.73 КБ
Файл ustnye_priemy_deleniya.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Педагогическая цель

Закрепить умения пользоваться приёмом письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями (без остатка и с остатком); совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи на движение; развивать внимание, логическое мышление, умение рассуждать

Тип урока

Закрепление изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Владеть вычислительными умениями и навыками; пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; выполнять устно сложение, вычитание и умножение чисел; уметь решать задачи изученных видов, решать примеры на деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Личностные результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера; уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность; высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Основные понятия и термины

Деление, остаток,

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 4 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, карточки для самостоятельной работы

Этап урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

     -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна.

     -Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно, на урок торопит нас – Математика сейчас.

-Ты готов начать урок?

Ну-ка проверяй, дружок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Я желаю всем удачи.

За работу! В добрый час!

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку, мотивирует на выполнение действий.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на урок.

II. Устный счет

Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры.

1) Игра «Поднимись по лестнице»

2) Математический диктант

3) Индивидуальная и фронтальная работа

         - Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по загадочной и великой стране «Математика». Вам предстоит думать, вычислять, соревноваться, открыть и изучить новую тему.

- Ребята! Страна Математика находится высоко в горах. Но если вы правильно выполните задания, то сможете до неё добраться. Давайте попробуем и поиграем в игру «Поднимись по лестнице».

- На ступеньках записаны примеры.  Ваша задача: вычислить ответ, найти его на цветке и отправить к своему примеру. Если ответ выбран неверно, ход переходит к другому игроку.  

  - Молодцы! Мы добрались до страны Математика.

- Но, посмотрите, двери заперты. Чтобы их открыть, надо подобрать шифр к замку и составить пословицу. Попробуете? Будьте внимательны! 

На доске задание и слова. (Слайд 4).

  Всех,   царица,     математика,    наук.

      2             5                 3                  4

- Запишите номер примера, в котором допущена ошибка.

 1.  96000: 100 = 960

 2. 1250: 10 = 125

 3. 95000: 1000 = 950

 - Вычислите, запишите ответ.

350005 – 500*700

- Запишите номер верного утверждения.

Чтобы найти делитель, нужно:

  1. Делимое умножить на частное.
  2. Делимое разделить на частное.

  - Реши задачу устно, запиши ответ.

Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько времени в среднем идёт на решение одного примера?

- Какой шифр у вас получился?  3 5 2 4

- Расставьте слова в соответствии с полученными ответами. Прочитайте пословицу.

 Математика – царица всех наук.

 - Как понимаете смысл данной пословицы?

(Математика – царица наук, потому что применяется во всех областях знаний).

     - Молодцы, ребята. Вы без труда подобрали шифр и вошли в страну «Математика». А как надо знать математику, чтобы получить профессию? Ответы детей.

      Чтение стихотворения хором.   

-  Четвёртый год мы путешествуем по улицам, площадям, переулкам Математики и очень многому научились. Проверим ваши знания.

     а) Индивидуально (2 человека):

 Вычисли:                  Сравни:

500*20                         2500 мм *  25 см

130*300                        6 т 800 кг * 68 ц

300*500                        3 км 205 м * 2350 м

1800:100                       10250 кг * 10 т 2 ц

27000:1000                  5*1000+6*100+7*10+4 * 5647

450*100

     б) Фронтально.

 - Частное чисел 350 и 7 увеличь на 20. (70)

 - Из 800 вычти произведение чисел 30 и 9. (530)

 - К 50 прибавь частное чисел 360 и 60. (56)

 - Чему равны 3/5 тонны? (600 кг)

 - Сколько дм в 240 см? (24 дм)

 - Найди периметр квадрата со стороной 9 см. (36 см)

 - Чему равна ширина сада, если его площадь 54 кв. м, а длина – 9 м.     (6 м)

 - Площадь прямоугольника 36 см2. Его длина 4 см. Определите периметр прямоугольника.

Даёт целевую установку, следит за ответами учащихся, исправляет ошибки, работает с м/м презентацией.

Ставит учебную задачу – составить пословицу из предложенных слов, предлагает задания для устного вычисления.

Даёт индивидуальные задания учащимся, следит за правильностью выполнения устных заданий.

Внимательно слушают учителя, устно вычисляют ответ на примеры, исправляют собственные ошибки.

Принимают учебную задачу, устно решают задания, номер правильного ответа записывают в тетрадь.

Учащиеся индивидуально решают задания, представленные на карточках; устно решают примеры, представленные на слайде.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Постановка темы и целей урока

 -   Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы.

       500 * 6 : 100                 Е

       4000 * 3 : 100               Н

       320 : 40 * 1000             Е

       950 – 720 + 42              Д

       140 : 70 * 2000             И

       50 * 40 : 1000               Е

       (270 – 50) * 10             Л    

  272     30     2200     8000     120      4000     2

       У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу. Слово записывается в тетради

Даёт целевую установку – определить тему урока путем решения примеров и составления слова.

Решают примеры, из предложенных букв составляют слово.

2) Вхождение в тему урока

- Предлагаю вам найти значение выражения

7200 : 900.

 - Получается?

 - Кто объяснит, как вычисляли?

7200 : 900 = 7200 : (100 * 9) = (7200 : 100):9= =72:9=8

Показывает на доске алгоритм решения примера.

Под руководством учителя осуществляют решение примера по алгоритму.

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

Цель: совершенствовать навыки решения задач на смекалку;

развивать внимание и логическое мышление.

1. Работа с примером.

- Посмотрите на примеры.

46 : 10             600 : 100         4658 : 1000

520 : 10           727 : 100         8000 : 1000

- На какие две группы их можно разделить? (Примеры на деление без остатка и примеры на деление с остатком.)

- Запишите примеры в два столбика.

520 : 10                       46 : 10                    

600 : 100                     727 : 100                              

8000 : 1000                 4658 : 1000

- Давайте вспомним, как разделить на 10, 100 и 1000. (Чтобы число разделить на 10, нужно убрать один ноль. Чтобы число разделить на 100, нужно убрать два нуля. Чтобы число разделить на 1000, нужно убрать три нуля.)

- Пользуясь этим правилом, найдите значения выражений первого столбика. (Ответы: 52, 6, 8.)

- Рассмотрим выражения второго столбика. Можем ли мы 46 разделить на 10 без остатка?(Нет. Без остатка не делится.)

- Сколько единиц можно без остатка разделить на 10? (40)

- Выполните деление этого числа на 10. (Разделим 40 на 10, получим 4, 4 это частное.)

- Как узнать, сколько единиц остается в остатке? (46 – 40 = 6, 6 это остаток. 46 : 10 = 4 (ост.6))

- Есть еще 1 способ деления, подумайте, какой… (Нужно закрыть в числе столько цифр, сколько нулей в делителе. Получим целое число, а то, что закрыли – остаток.)

- Решите аналогично второй пример с объяснением. (727 : 100; 700 : 100 = 7; 7 это частное. 727 – 700 = 27; 27 это остаток. 727 : 100 = 7 (ост.27))

- Решите аналогично третий пример с объяснением. (4658 : 1000; 4000 : 1000 = 4; 4 это частное. 4658 – 4000 = 658; 658 это остаток. 4658 : 1000 = 4 (ост.658))

Задаёт учащимся вопросы, вспоминают, как разделить число на 10, 100, 1000.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют алгоритм решения примеров с деление на 10, 100, 1000.

Физминутка.

Цель: профилактика переутомления на уроке.

1. Комплекс упражнений

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Ногами потопали,

Руками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся.  (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И считать мы продолжаем.

Читает физминутку, показывает образец выполнения.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

2. Решение задачи

Сшили за 1 день

Количество дней

Сшили всего

?

? на 5 м. больше

6 д.

12 м.

?

100 м.

- О чем говорится в задаче? (О мешках)

- Что известно? (Что за 6 дней сшили 12 мешков)

- Что неизвестно? (За сколько дней сошьют 100 спальных мешков и сколько мешков шили за 1 день)

- Какой главный вопрос задачи? (За сколько дней сошьют 100 мешков?)

- Можем мы сразу на него ответить? (Нет)

- Почему? (Потому что не знаем, сколько мешков шьют за 1 день)

- А можем узнать? (Да)

- Как? (Мы общее количество мешков разделим на количество дней)

- А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Мы не знаем, сколько мешков стали шить)

- А как это узнать? (К мешкам, которые шили за 1 день прибавить 5)

- А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Как? (Мы общее количество мешков разделим на количество, сшитое за 1 день)

- Сколько действий в задаче? (В задаче 3 действия)

- Запишите ответ самостоятельно.

1) 120:6=20 (м.) - шили за 1 день.

2) 20+5=25 (м.) - стали шить.

3) 100:25=4 (д.) – сошьют 100 мешков.

Ответ: за 4 дня.

Задает вопросы учащимся, осуществляет подробный анализ задачи.

Отвечают на вопросы учителя, записывают решение задачи в тетрадь самостоятельно. Осуществляют проверку.

3. «Найди ошибку»

95:10=5(ост.9)    (9(ост.5))                                

254:100=25 (ост.4)  (2(ост.54))

758:10=75 (ост.8)                              

125 :10= 1(ост.25)   (12(ост.5))                  

1847:1000= 184 (ост.7)   (1(ост.847))

Предлагает учащимся исправить ошибки, допущенные при решении примеров.

Находят ошибки в решении примеров, справляют их, аргументируя свой ответ.

VII. Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1) Обобщающая беседа.

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Как делить на 10, 100 и 1000?

- Как узнать, сколько единиц остается в остатке?

2) Рефлексия

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам выбрать начало любого высказывания и закончить его теми словами, которые больше всего вам подходят.

1.сегодня я узнал…         2.было интересно…

3.было трудно…              4.я выполнял задания…

5.я понял, что…               6.теперь я могу…

7.я почувствовал, что…  8.я приобрел…

9.я научился…                 10.у меня получилось …

- Наш урок подошел к концу. Было очень приятно с вами работать. До свидания!

Предлагает учащимся провести рефлексию, дополнив высказывание  

Выбирают высказывание и дополняют его

Учитель: __________________ (Головко Е.В.)                                        Методист: _____________________ (Пейсахович Е.И.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА 1 4 55 + 23 99 100 5 =

Слайд 2

5600 : 70 МАТЕМАТИКА 250 * 200 150 * 200 20180 : 10 80 * 600 20 000 : 200 35000 : 5 00 300 * 20 50150 : 10 900 * 300 50 * 400 32000 : 800 81000 : 900 54000 : 60 6000 5015 70 80 900 270000 40 20000 90 48000 100 30000 2018 50000 30000 2018 70 100 48000 50000 5015 900 270000 40 20000 90

Слайд 3

ВСЕХ 2 5 3 4 , ЦАРИЦА , МАТЕМАТИКА , НАУК. Вычислите, запишите ответ: 350005 – 500*700 Реши задачу, запиши ответ: Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько минут в среднем идёт на решение одного примера? Запишите номер примера, в котором допущена ошибка: 1. 96000 : 100 = 960 2. 1250 : 10 = 125 3. 95000 : 1000 = 950 Запишите номер верного утверждения: Чтобы найти делитель, нужно: 1. Делимое умножить на частное. 2. Делимое разделить на частное. - 3, 5, 2, 4.

Слайд 4

Чтоб врачом, моряком Или лётчиком стать, Надо твёрдо на «5» Математику знать! Добро пожало вать ! МАТЕМАТИКА

Слайд 5

Частное чисел 350 и 7 увеличь на 20. Из 800 вычти произведение чисел 30 и 9. К 50 прибавь частное чисел 360 и 60. Чему равно 3 / 5 тонны? Найди периметр квадрата со стороной 9 см. Чему равна ширина сада, если его S=54 кв.м , а его длина 9 м? 70 530 56 600 кг 36 см 6 м Сколько дм в 240 см? 24 дм

Слайд 6

Площадь прямоугольника равна 36 кв.см . Его длина 4 см. Определите периметр прямоугольника. 36:4=9 (см) – ширина прямоугольника. (9+4)*2 = 26 (см) – периметр прямоугольника.

Слайд 7

500 * 6 : 100 4000 * 3 : 100 320 : 40 * 1000 950 – 720 + 42 140 : 70 * 2000 50 * 40 : 1000 (270 – 50) * 10 Е Н Е Д И Е Л 272 30 2200 8000 120 4000 2 МАТЕМАТИКА

Слайд 8

Вспомнить…… Закрепить….. Повторить….. Узнать……. Обобщить…… Познакомиться….. Усвоить………