Урок математики 4 класс Тема: "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Хижнякова Галина Николаевна

В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx31.08 КБ
Файл prezentaciya_uroka_matematiki_4_klass.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

                               Урок  математики.

 Тема урока:  Письменное деление на числа, оканчивающиеся  

                        нулями.

Класс:             4

Вид урока:     урок изучения  и первичного закрепления  

                        нового материала                   

Цели урока:   познакомить детей с приёмом письменного

                        деления на числа, оканчивающиеся нулями

                        (без остатка и с остатком);  совершенст-

                        вовать вычислительные навыки,  умение

                        решать задачи на  движение; развивать            

                        внимание,  логическое мышление, умение

                        рассуждать,   умение  работать в команде.                       

Оборудование:  компьютер, проектор, интерактивная доска,

                               презентация Power Point к уроку.                               

Литература:   1.  Математика, учебник для 4 класса начальной        

                           школы. Часть 2. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова,                

                          Г.В.Бельтюкова и др. Москва, «Просвещение»,    

                         2010 год.

                        2. Поурочные разработки по математике. 4 класс.      

                           Автор: О.И.Дмитриева. Москва, «Вако», 2009 год.

                     Ход   урока

 Примечания

  1. Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят).     

Урок математики.

     Вот опять звенит звонок,

      Приглашает на урок.

      Мы будем смекать!

      Мы будем решать!

      Новые приёмы вычислений

      Будем изучать!

Запись даты и названия работы в тетрадях.

  1. Минутка  чистописания.

Повторение нумерации.

  На доске ряд чисел: 60781, 70782, 80783, 90784, 100785.

 - Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд?

- Найдите «лишнее» число. (100785). Докажите.

- Дайте характеристику числу 100785.

- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.

  1. Устный  счёт

         - Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по загадочной и великой стране «Математика» (Слайд 2). Вам предстоит думать, вычислять, соревноваться,  открыть и изучить новую тему.

  1. Игра «Поднимись по лестнице». (Слайд 3).

- Ребята! Страна Математика находится высоко в горах. Но если вы правильно выполните задания, то сможете до неё добраться. Давайте попробуем и поиграем в игру «Поднимись по лестнице».

- На ступеньках  записаны примеры.  Ваша задача: вычислить ответ, найти его на цветке и отправить к своему примеру. Если ответ выбран неверно, ход переходит к другому игроку.  

  - Молодцы! Мы добрались до  страны   Математика.

     2. Математический диктант.

- Но, посмотрите,  двери заперты. Чтобы их открыть, надо подобрать шифр к замку и составить пословицу. Попробуете? Будьте внимательны! 

На доске задание и слова. (Слайд 4).

        Всех,    царица,     математика,    наук.

           2             5                       3                      4

  - Запишите номер примера, в котором допущена ошибка.

          1.  96000 : 100 = 960

          2. 1250 : 10 = 125

       3. 95000 : 1000 = 950

     - Вычислите, запишите ответ.

         350005 – 500*700

     - Запишите номер верного утверждения.

      Чтобы найти делитель, нужно:

  1. Делимое умножить на частное.
  2. Делимое разделить на частное.

     - Реши задачу устно, запиши ответ.

       Ученик решает 10 примеров за 40 минут.

       Сколько времени в среднем идёт на решение

       одного примера?

     - Какой шифр у вас получился?  3 5 2 4

     - Расставьте слова в соответствии с полученными ответами. Прочитайте пословицу.

 Математика – царица всех наук.

     - Как понимаете смысл данной пословицы?

(Математика – царица наук, потому что применяется во всех областях знаний).

     - Запишите пословицу в тетрадь.

     - Молодцы, ребята. Вы без труда подобрали шифр и вошли в страну «Математика». А как надо знать математику, чтобы получить профессию? Ответы детей. (Слайд 5).

      Чтение стихотворения хором.

    3. Индивидуальная и фронтальная работа.   

-  Четвёртый год мы путешествуем по улицам, площадям, переулкам Математики и очень многому научились. Проверим ваши знания.

     а) Индивидуально (2 человека у доски):

 Вычисли:                  Сравни:

500*20                         2500 мм *  25 см

130*300                        6 т 800 кг * 68 ц

300*500                        3 км 205 м * 2350 м

1800:100                       10250 кг * 10 т 2 ц

27000:1000                  5*1000+6*100+7*10+4 * 5647

450*100

     б) Фронтально. (Слайд 6).

      - Частное чисел 350 и 7 увеличь на 20. (70)

      - Из 800 вычти произведение чисел 30 и 9. (530)

      - К 50 прибавь частное чисел 360 и 60. (56)

      - Чему равны 3/5 тонны? (600 кг)

      - Сколько дм в 240 см? (24 дм)

      - Найди периметр квадрата со стороной  9 см.

        (36 см)

      - Чему равна ширина сада, если его площадь 54 кв. м, а длина – 9 м.     (6 м)

   IV.  Изучение нового материала.

   1. Определение темы урока.

     -   Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы (Слайд 7).

       500 * 6 : 100                 Е

       4000 * 3 : 100                Н

       320 : 40 * 1000              Е

       950 – 720 + 42               Д

       140 : 70 * 2000              И

       50 * 40 : 1000                Е

       (270 – 50) * 10              Л   

  272     30     2200     8000     120      4000     2

   Слово записывается в тетради.        Проверка.

У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу.

  1. Сообщение темы урока (Слайд 8).                                                                                             
  2. Вхождение в тему (Слайд 9).                                                                                             

 - Предлагаю вам найти значение выражения 7200 : 900.

 - Получается?

 - Кто объяснит, как вычисляли?

7200 : 900 = 7200 : (100 * 9) = (7200 : 100):9= =72:9=8

  1. Объяснение нового  материала.

      1. Приём письменного деления без остатка.                                                                                       

    а)  - Этот пример можно записать в столбик.  

     Чтобы легче было подобрать цифру частного, удобно  

    каждое число разделить на ?  (100).                      

     Получается: 72 : 9 = 8 – частное.

     Проверяем. 8 * 900 = 7200 – верно.

            б) Закрепление. Работа по учебнику,

                № 111, с. 23 (2 примера – у доски;

                                       2 примера – сам-но). Проверка.

       2. Приём письменного деления с остатком.

       а) - Вы научились делить на числа, оканчивающиеся нулями, когда не было остатка. Этим же приёмом пользуются и при делении с остатком.

     Надо разделить 7350 на 800. 

Запись примера учителем в столбик.

      - Разделю мысленно каждое слагаемое на 100, а полученное число 73 разделю на 8, получится 9 – это частное.

     Проверяю: 9*800=7200,    7350 – 7200 = 150 – это остаток. Сравню остаток с делителем. 150<800, значит

частное нашли правильно. Читаю ответ: 9, остаток 150.

       б) Закрепление.  № 112,  с.23 (2 примера – у доски,

  1. примера – сам-но). Проверка.
  1. Физ. минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Ногами потопали,

Руками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся.  (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И считать мы продолжаем.

  1. Решение задач.

а) Работа по учебнику, с.23, № 115. 

     - Мы продолжаем путешествовать по стране «Математика».  Вместе с туристами из задачи  №115 отправляемся в плавание по самой крупной реке Восточно-Европейской равнины…? (Волге). (Слайд 10).                                                                                             

     Чтение задачи, запись условия на рисунке.

     - Составьте план решения задачи.

     Запись  решение задачи. (1 ученик – у доски). Проверка.

   - А какая самая главная и крупная река в нашем крае? (Река Кубань). 

Кто помнит её длину?   (941 км, более 700 км – на территории Краснодарского края).

      б) Составление и решение задачи по рисунку.

Самостоятельная работа.

    - Ребята, мы с вами очень далеко уплыли из нашей страны Математика, но пора возвращаться. А вернёмся мы на поезде. Для этого нужно составить задачу по рисунку и решить её. (Слайд 11).

     Дети составляют и решают задачу, затем 1 ученик объясняет решение задачи у доски.

  1. Тестирование.

     - Посмотрите, куда привез нас поезд! (Слайд 12).

     - А встречает нас сама царица этой замечательной страны – царица Математика. Ей очень понравилось, как вы работали на уроке, но на прощание она хочет проверить, как вы усвоили полученные знания.

(Слайд 13).     Тест.     

  1. Обобщение.   ( Слайд 14).                                                                                 

- Царица Математика хочет услышать, что нового вы узнали на уроке?

     - Чему учились в сказочной стране «Математика»?     

   IX. Итог урока.

    Оценивание учителем ответов учащихся. 

     - Царица Математика благодарит всех  за урок и говорит, что вы «МОЛОДЦЫ» и предлагает вам выполнить домашнее задание.

       X. Домашнее задание.

   № 116, с.23.

  1. Рефлексия. 

- Ребята, вам понравилось наше путешествие по стране Математика?

- Вы всё знаете и умеете?

 -   У меня на столе лежат картинки: солнышко, тучка и дождевая тучка (Слайд 15). Кому было легко выполнять все задания, кто быстро и правильно вычислял, легко усвоил новую тему  – возьмите солнышко и прикрепите его к доске. Кто немного затруднялся при выполнении заданий -  выберите тучку. А кому было очень трудно – повесьте дождевую тучку.

ответы детей

играют 2 команды: команда мальчиков и команда девочек

дети записывают цифры в тетрадь

 

ученик записывает на доске, объясняет орфограммы

проверяют сильные ученики

проверка идёт по ходу решения выражений

ответы

детей

1 ученик

у доски показывает движения

дети составляют план и объясняют ход решения задачи

ответы

детей

слабые учащиеся пользуются памяткой «Как решить задачу»

дети выполняют тест самостоя-тельно, затем проверка у доски

ответы детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паспорт мультимедийной разработки Автор: Хижнякова Галина Николаевна Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» 352360, Краснодарский край, станица Тбилисская, ул.Октябрьская, 133, телефон: 8(86158)2-46-51 Должность: учитель начальных классов Предмет: математика Класс: 4 Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Тип: презентация Power Point Источники: собственная разработка; диск «50000 клипартов»; коллекция картинок для уроков математики Е.М.Савченко; http://go.mail.ru/search_images?q

Слайд 2

УРОК МАТЕМАТИКИ 4 КЛАСС Автор: Хижнякова Г.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5» ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края МАТЕМАТИКА

Слайд 3

МАТЕМАТИКА 1 4 55 + 23 99 100 5 =

Слайд 4

5600 : 70 МАТЕМАТИКА 250 * 200 150 * 200 20180 : 10 80 * 600 20 000 : 200 35000 : 5 00 300 * 20 50150 : 10 900 * 300 50 * 400 32000 : 800 81000 : 900 54000 : 60 6000 5015 70 80 900 270000 40 20000 90 48000 100 30000 2018 50000 30000 2018 70 100 48000 50000 5015 900 270000 40 20000 90

Слайд 5

ВСЕХ 2 5 3 4 , ЦАРИЦА , МАТЕМАТИКА , НАУК. Вычислите, запишите ответ: 350005 – 500*700 Реши задачу, запиши ответ: Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько минут в среднем идёт на решение одного примера? Запишите номер примера, в котором допущена ошибка: 1. 96000 : 100 = 960 2. 1250 : 10 = 125 3. 95000 : 1000 = 950 Запишите номер верного утверждения: Чтобы найти делитель, нужно: 1. Делимое умножить на частное. 2. Делимое разделить на частное. - 3, 5, 2, 4.

Слайд 6

Чтоб врачом, моряком Или лётчиком стать, Надо твёрдо на «5» Математику знать! Добро пожало вать ! МАТЕМАТИКА

Слайд 7

Частное чисел 350 и 7 увеличь на 20. Из 800 вычти произведение чисел 30 и 9. К 50 прибавь частное чисел 360 и 60. Чему равно 3 / 5 тонны? Найди периметр квадрата со стороной 9 см. Чему равна ширина сада, если его S=54 кв.м, а его длина 9 м? 70 530 56 600 кг 36 см 6 м Сколько дм в 240 см? 24 дм

Слайд 8

500 * 6 : 100 4000 * 3 : 100 320 : 40 * 1000 950 – 720 + 42 140 : 70 * 2000 50 * 40 : 1000 (270 – 50) * 10 Е Н Е Д И Е Л 272 30 2200 8000 120 4000 2 МАТЕМАТИКА

Слайд 9

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. познакомиться и отработать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями МАТЕМАТИКА

Слайд 10

7200 : 900 = 7200 : (100 * 9) = (7200 : 100):9 = = 72 : 9 = 8 7200 900 7200 8 0 Проверка. 8 * 900 = 7200 7200 – 7200 = 0 - верно 7350 900 7200 150 8 Проверка. 8 * 900 = 7200 7350 – 7200 = 150 150 < 900 - верно

Слайд 11

6 км / ч ? дней по 5 часов 3690 км 1 / 3 Задача № 115 .

Слайд 12

1230 км 10 ч ? км / ч Составить по рисунку задачу и решить её. МАТЕМАТИКА

Слайд 13

МАТЕМАТИКА

Слайд 14

Тест « Проверь себя» 1. Частное чисел 4200 и 20 равно: а) 220 б) 221 в) 210 2. Делимое – 3500, частное – 700, делитель равен: а) 5 б) 50 в) 500 3. Значение выражения 320 *10 : 800 равно: а) 44 б) 4 в) 40 4. При делении числа 623 на 300 остаток равен: а) 3 б) 13 в) 23 5. Остаток должен быть: а) меньше делителя; б) больше делителя; в) равен делителю.

Слайд 15

МАТЕМАТИКА Молодцы ! Спасибо за урок! Д/З № 116, с. 23

Слайд 16

Рефлексия ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО, ПОТОМУ ЧТО УМЕЮ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО ВЫЧИСЛЯТЬ, РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПУТЕШЕСТВИЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНОЕ, НО НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ МНЕ БЫЛО СКУЧНО! Я МЕДЛЕННО СЧИТАЮ, МНЕ ТРУДНО БЫЛО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс по теме "Деление на числа, оканчивающиеся нулями" ("Школа России")

Предлагаю вашему вниманию разработку урока математики в 4 классе "Деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Конспект урока математики по теме "Письменные приемы деления в пределах 1000"

На материале урока дети повторяют геометричкеский материал, учатся чертить план школьного двора. проводится работа экологичесого направления об охране первоцветов....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями. Закрепление изученного». Класс: 4

laquo;Закрепление изученного».Создать условия для отработки вычислительных приемов умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать умение решать задачи....

Проверочная работа по математике 4 класс на тему: "Деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Проверочная работа по математике 4 класс на тему: "Деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Конспект урока по математике на тему: "Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями".

Цель урока:Познакомить с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями.Формировать вычислительные навыки.Продолжить работу над развитием наблюдательности,сообразительно...

Конспект урока по математике на тему: "Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями".

Цель урока:Познакомить с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями.Формировать вычислительные навыки.Продолжить работу над развитием наблюдательности,сообразительно...