Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя
методическая разработка по теме

 

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_korovnikova_l.a..doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом (Приложение 1). 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях, в связи с  необходимостью рационально и оперативно использовать новые методы, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных задач.

Организация методической работы в нашей школе включает в себя целый ряд важнейших функций: изучение и анализ состояния дел с учётом нового социального заказа; выбор цели и конкретных задач деятельности; планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей; стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики; проверку, анализ и оценку результатов и т.д.

Очень многое в организации методической работы в школе определяют люди – те, кто учит и воспитывает. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы методической работы, её жизнеспособности и прогресса.

Какие же существуют проблемы эффективной организации методической работы в школе?

1. Проблема организации процесса повышения квалификации педагогов и управленческого состава для работы в новых образовательных условиях.

Какие задачи мы ставим перед собой для решения данной проблемы?

  1. Организовать подготовку учителей и управленческих работников в рамках современных педагогических технологий.
  2. Обеспечить возможность самостоятельного изучения предметной, педагогической, управленческой и другой научно и практико-ориентированной литературы.
  3. Создать условия для организации методологических семинаров с привлечением научных работников вузов города.

2. Проблема вовлеченности педагогов  в инновационную образовательную деятельность школы.

Некоторая отстраненность педагогов от участия в инновационной деятельности является тормозом в достижении успешности развития школы. Для решения этой проблемы решаются следующие задачи: 

  1. Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары).
  2. Поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок и программ, диссеминация их инновационного педагогического опыта.
  3. Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах и в ПНП «Образование».

3. Проблема материально-финансового обеспечения.

Реализации эффективности методической работы препятствует недостаточное материально-финансовое обеспечение школы.

Задачи:

  1. Обеспечить наличие необходимых научных, дидактических и методических материалов.
  2. Приобрести современное интерактивное оборудование.
  3. Обеспечить педагогам школы  возможность круглосуточного доступа в Интернет.

Таким образом, на основе выделенных проблем, нами была разработана модель организации методической работы как сотворчество администратора и учителя.

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Принципы организации методической работы:

  1. Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы.
  2. Единая общешкольная тематика, исходящая из концептуальной идеи развития образовательного учреждения как «Школы взросления».
  3. Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами.
  4. Создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
  5. Личностная ориентация, гуманизация, гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования.

Тема методической работы: создание благоприятных условий развития детей с учетом различий их склонностей и способностей при условии сохранности здоровья путем использования общих и индивидуальных технологий, позволяющих реализовать личностный потенциал каждого ребенка и обеспечивающих посильный вклад каждого в процесс научения и обучения.

Цели методической работы:

  1. Оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации образовательного и воспитательного процессов, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов и администрации в условиях «Школы взросления».
  2. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определённой науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Задачи методической работы:

  1. Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для проектирования образовательного процесса «Школы взросления».
  2. Совершенствование методики преподавания, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических и дидактических материалов, отвечающих современным требованиям науки, педагогики и психологии.
  3. Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий.
  4. Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта «Школы взросления».
  5. Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.

Методическая работа в школе организована на принципах: 

  1. Принцип связи с жизнью, с практической реализацией задач развития школы, актуальности.

Методическая работа в школе ориентирована на полный и точный учёт современного социального заказа общества в условиях социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в стране.

  1. Принцип научности.

Методическая работа направлена на соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.

Принцип дифференцированного подхода.

  1. Учет индивидуальных особенностей педагогов, мысленное объединение их в группы по схожести.

  1. Принцип системности, непрерывности, преемственности. Предусматривает охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года, подчиненных единству целей и задач.

  1. Принцип оперативности, гибкости, мобильности. В условиях динамического развития школы требуется умение оперативно и гибко реагировать на все изменения.

  1. Принцип создания благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.

В нашей школе методическая работа включает в себя пять направлений деятельности.

  1. Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; создание базы данных о педагогических работниках; анализ состояния и результатов деятельности работы ШМО; выявление затруднений дидактического и методического характера.

  1. Информационная деятельность: формирование банка нормативно-правовой и научно-методической информации; информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей; информирование о содержании образовательных программ, новых УМК, рекомендациях, нормативных и локальных актах; создание банка данных инновационных педагогических технологий на электронных и бумажных носителях; создание медиотеки современных учебно-методических материалов.

  1. Организационно-методическая  деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период аттестации; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; сопровождение базовой педагогической деятельности учителя как предметника и классного руководителя (ШМО); участие в разработке программы развития школы; научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары); поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок, диссеминация их инновационного педагогического опыта; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; методическое сопровождение профильного обучения, организация элективных курсов; методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ; обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы, программного обеспечения.

  1. Консультативная  деятельность: организация консультационной работы для педагогов по вопросам педагогики и психологии; популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований; консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся.

  1. Контрольно-оценочная деятельность: проведение мониторинговых процедур и рассмотрение методик с позиций критериев нового качества образования. Актуальным представляется вопрос о методах самооценки педагога. Огромная роль отводится психологу.

Методическая работа в школе должна создавать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

Процедуры  методической работы: посещение занятий с последующим обсуждением; работа с методической и научной литературой; индивидуальное и групповое консультирование; анкетирование, опросы и их анализ; тренинговые процедуры.

Формы  методической работы

Блок

Формы

Поисковая работа и научные исследования педагогов

Участие в работе опытно-экспериментальных площадок, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание методических разработок, статьи в журналах

Разработка методической документации

Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, разработка локальных актов (положения о смотрах, конкурсах, выставках и т.п.), экзаменационных материалов, анкет, методик диагностики учащихся  

Подготовка учебных видеозаписей, мультемедийных презентаций

Видеозаписи уроков, внеклассных мероприятий, тематические мультемедийные презентации, слайд-шоу

Профессиональное развитие педагогов

Круглые столы, индивидуальные консультации, проблемно-проектные семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Классный руководитель года» и т.д.

Диссеминация инновационного педагогического опыта

Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статьи, монография, наглядный материал), презентации, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, методсоветах, создание информационной базы о передовом и инновационном опыте

Формы  предъявления и обобщения передового и инновационного педагогического опыта:

  1. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.
  2. Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
  3. Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.
  4. Составление информационных карт передового и инновационного опыта и создание информационной базы.
  5. Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.
  6. Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
  7. Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, организация консультаций, выставок.

Формы  повышения профессионального мастерства учителя:

  1. Самообразование.
  2. Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
  3. Рефлексия и анализ собственной деятельности.
  4. Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приёмов и находок на уроке.
  5. Разработка собственных средств наглядности.
  6. Самостоятельное проведение исследований.
  7. Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.
  8. Разработка диагностических процедур, заданий и тестов, проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения.
  9. Подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчёта о достигнутом – в конце года.
  10. Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег.
  11. Персональные консультации.
  12. Собеседование с администрацией.
  13. Индивидуальная работа с наставником.
  14. Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя ШМО.
  15. Разработка собственной программы самообразования.
  16. Разработка авторского курса и учебного пособия.

Показатели эффективности внедрения модели организации методической работы в «Школе взросления»:

  1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
  2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
  3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  4. Овладение современными методами обучения и воспитания.
  5. Положительная динамика качества образования.
  6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
  7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
  8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
  9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Разработана горизонтальная система повышения квалификации педагогического коллектива, основные компоненты которой стали педагогические и методические советы, система открытых уроков по единой методической теме, семинары, конференции, индивидуальные консультации.

Педагогические советы на протяжении ряда лет проходят в нетрадиционной форме. В процессе подготовки к педсоветам педагоги школы провели серию открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые показали высокий уровень владения педагогами инновационными и здоровьесберегающими технологиями. Решение педсоветов позволило спланировать систему работы, обеспечивающую формирование новой модели «Школы взросления» с постановкой конкретных задач на следующий этап развития.

В школе огромное внимание уделяется повышению квалификации педагогического коллектива в аспекте обогащения теоретическими знаниями и практическим опытом, новейшими разработками в области педагогики и психологии, внедрения здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, в вопросах гражданско-патриотического, семейного и нравственного воспитания

Пути повышения квалификации

  1.  Повышение квалификации, сопровождающееся выдачей документа      соответствующего образца:
  1. РАО г. Москва «ФГОС: актуальные проблемы введения» (администрация – 3 человека).

в ГОУ ДПО НИРО по плану за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации 98% педагогов (Приложение 2).

  1. в ГОУ ДПО НИРО по договору на базе школы в 2008-2009 учебном году прошли 25 педагогов по теме «Менеджмент в образовании: организационная культура ОУ»
  2. в ГОУ ДПО НИРО по договору на базе школы в 2009-2010 учебном году прошли 20 педагогов по теме «Организация проектной деятельности с использование ИКТ»
  3. в ГОУ ДПО НИРО по договору на базе школы в 2009-2010 учебном году прошли 16 педагогов по теме «Обучение для будущего» в рамках проекта Intel
  4. в ГОУ ДПО НИРО по договору на базе школы в 2010-2011 учебном году прошли 7 педагогов по теме «Теория и методика преподавания в начальной школе в рамках введения ФГОС».
  5. прошли курсовую подготовку на базе ГОУ ДПО НИРО 17 человек, переподготовку в ВУЗах – 2 человека.
  6. в НП ЦЗПТ по программам: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ОУ» - 3 человека, «Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе» - 2 человека.
  1. Творческие группы учителей и весь коллектив повышал свою квалификацию в        рамках работы опытно-экспериментальных площадок  по темам: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе  проектной деятельности» (уровень НИРО) и «Создание педагогической системы использования здоровьесберегающих технологий в ОУ» (городской уровень).
  2. Аттестация педагогических кадров (Приложение3).
  3. За последних два года увеличилось число педагогических работников, использующих компьютерные технологии на уроках и внеклассных мероприятиях. Было проведено исследование, целью которого явилось изучение применения учителями информационно-коммуникативных технологий, отношения к ним, уровня информационной культуры педагогов и имеющихся у них компетенций. Большинство учителей (более 80 %) осознают необходимость использования ИКТ в образовательном процессе, присутствует положительная динамика повышения компетентности учителей в области информационных технологий  и более эффективного использования информационных ресурсов (Приложение 4).
  4. Педагоги нашей школы активно участвуют в научных конференциях, семинарах:
  1. октябрь 2008 г. - приволжская межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве региона»,
  2. ноябрь 2008 г –  региональная конференция «Реализация ПНПО: системные эффекты, проблемы, решения».
  3. 2008 г -  областной научно-практический семинар «Сетевой проект: нижегородская инновационная школа».
  4. 2008 г. - региональная научно-практическая конференции по проблеме «Формирование профессиональной компетенции учителя в условиях инновационного содержания».
  5. 2009 гг. – августовская педагогическая Интернет-конференция по вопросу обсуждения проекта национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
  6. 2009 г. – авторский семинар Ш.А. Амоношвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям  в образовательном процессе».
  7. 2009 год – районный семинар-практикум по решению заданий части С из материалов ЕГЭ по математике.
  8. 2009 год – городской         семинар «Портфолио» как педагогическая технология развития учебной компетенции учащихся».
  9. 2010 г. – всероссийская  научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин».
  10. 2010 год – всероссийский марафон «Открытый урок».
  11. 2010 год – девятый московский педагогический марафон учебных предметов.
  12. 2010 год -  форум городских школ здоровья «Здоровый ребёнок – в здоровой школе».
  13. 2010 год – городской семинар «Эффективное использование инновационных технологий».
  14. 2010 год – районный семинар-практикум «Делимость чисел (в рамках подготовки к ЕГЭ».
  15. 2010 год – всероссийский семинар «ФГОС НОО: актуальные проблемы введения»
  16. 2010 год – городские семинары «Подготовка и создание условий к введению ФГОС НОО».
  17. 2011 год – Всероссийский форум «Здоровьесберегающие технологии» в рамках Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в г. Ульяновске.
  18. 2011 год – всероссийский марафон «Открытый урок».
  19. 2011 год – модульный авторский семинар «УМК «Планета знаний» как средство обеспечения ФГОС НОО и совершенствования преподавания предметов».
  1. В соответствии с общей методической темой школы, с темами ШМО были выбраны темы  самообразования учителей. В анализах по плану самообразования каждый педагог показал результативность и определил задачи на следующий год.
  2. Педагоги школы готовы к постоянному развитию и самосовершенствованию. Более того, в условиях реализации ПНП «Образование» у инициативных педагогов появилась возможность реализовать свои потенциальные ресурсы,  в результате чего возрастает мотивация к труду (Приложение 5).

Диссеминация инновационного опыта школы осуществляется по разным каналам, в том числе в ходе проведения на базе школы:

  1. 2008, 2009  - областной семинар «Формирование математического мышления младших школьников средствами инновационного содержания».
  1. март 2008 год – районный семинар «Педагогический эксперимент».
  2. ноябрь 2008 г. - мастер-класс для учителей района по решению задач заочной математической школы при МГУ им. Ломоносова по теме: «Методы решения задач с параметрами».
  3. декабрь 2008 г - районный семинар «Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе».
  4. февраль 2009 г. -  мастер-класс  для учителей района «Метод проектов: брюкское и ирландское вязание».
  5. март 2009 г -  районный семинар-практикум «Решение задач по физике (в рамках подготовки к ЕГЭ)».
  6. март 2009 год – городской семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство района и города».
  7. август 2009 г. - обсуждение проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  8. октябрь 2009 г. – районный семинар «Методика решения задач на % в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ».
  9. октябрь 2009 г. – районный круглый стол «Эффективные методы организации подготовки учащихся к ЕГЭ (математика)».
  10. октябрь 2009 г. – районный семинар «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса».
  11. ноябрь 2009 г. – районный семинар «Организация методической работы в школе».
  12. ноябрь 2009 г. – районный семинар «Стратегии обучения при подготовки к ЕГЭ (англ.яз.)».
  13. декабрь 2009 г. – районный семинар «Организационная культура как средство управления профессиональной деятельностью образовательного учреждения».
  14. март 2010 г. -  городской семинар по профилактики асоциального поведения подростков и молодёжи.

февраль 2010 г. - областной семинар по проблеме:

Проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве региона

Приволжская межрегиональная научно-практическая конференция

28-29 октября 2008 г.

Г. Нижний Новгород

Проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве региона

Приволжская межрегиональная научно-практическая конференция

28-29 октября 2008 г.

Г. Нижний Новгород

  1. «УМК «Планета знаний» как инновационное средство внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»30 марта 2011 г. – областной семинар: «Организация проектной деятельности младших школьников».
  2. 28 апреля 2011 г. - областной семинар: «First rules для учителя начальной школы в рамках введения ФГОС»».

Педагогический коллектив планирует эффективно решать поставленные перед собой задачи в рамках реализации проектов программы развития школы.

        Проблема гуманизации не может быть решена, если делать ставку на отдельных творческих, инновационно настроенных людей. Особое внимание необходимо обращать на формирование инновационной культуры как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Это связано с тем, что культура, специфика профессии и личность – три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное.

Исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные (социокультурные) качества личности:  духовность, гражданственность и эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становиться свойствами учащихся.

        Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура.

Коллектив в большинстве своем мотивирован к инновационной деятельности, основное содержание работы составляют познавательные мотивы, связанные с активизацией учебного процесса из-за внедрения нового и осваивания новых методик преподавания. Творческая активность администрации, учительства и педагогов – необходимое условие радикальных изменений в образовании, а значит и в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы организаций методической работы в школе».

Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...

Сочетание инновационных и традиционных моделей и технологий проектирования и организации методической работы.

Доклад был написан для выступления на районном семинаре заместителей директора школы по УВР....

Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов.

Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов....

Модель организации профориентационной работы в условиях социального партнерства школы и ВУЗа ( на примере МОБУ СОШ №17 г.Якутска).

В целях повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников вся учебно - воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на учени...