Работа с одарёнными детьми
методическая разработка по теме

Смирнова Елена Александровна

Теоретический материал по работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми в начальной школе»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться в терминологии. При характеристике познавательных возможностей учащихся, используют такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. Определения вы видите на слайде:

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Существует несколько определений одарённости, которые вы видите на слайде. Некоторые учёные считают одарённость системным развивающимся качеством психики, другие – совокупностью задатков, талантливостью.

Одарённость – это:

  1. системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
  2. общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
  3. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок и способностей;  
  4. талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Одаренные дети:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз можности и проявления;
  2. имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  3. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до школьном и младшем школьном возрасте);
  2. дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре деленной области науки (подростковый возраст);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре чаются в старшем школьном возрасте).

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

  1. Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;
  2. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.
  3. Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной  системой саморегуляции.
  4. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.
  5. Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2.  Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или  иное дело.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

При обучении в школе у одарённых детей, существуют определённые проблемы: 

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. У таких детей можно наблюдать нарушения в поведении, что можно объяснить тем, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Стремление к совершенству (перфекционизм) Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать.
  4. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей желанием  достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.      
  5. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими проблемами, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
  6. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети часто монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с одноклассниками, которых раздражает жажда такого внимания.      

Выделяют особенности личности одаренных детей:

  1. с гармоничным типом развития;
  2. с дисгармоничным типом развития.

Какие рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми с  гармоничным типом развития

  1. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
  2. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость. Такие дети стремятся добиться совершенства в выполнении деятельности, у них устойчиво высокая самооценка. Поощрение одаренного ребенка должно быть сдержанным – нельзя постоянно его хвалить.

  1. Наиболее важной характеристикой личности детей с дисгармоничным типом развития является особая  система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.
  2. Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном  развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность
  3. Повышенная реактивность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. Например, критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторые психосоматических заболеваний.
  4. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием.
  5. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка такого типа развития повышенное внимание родителей, значение семьи является решающим.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности, представленные на слайде:

  1. общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
  2. информационно - коммуникативная одаренность;
  3. творческая одаренность;
  4. социальная одаренность;

спортивная одаренность.

Интеллектуальные возможности детей можно определить путём:

  1. тестирований;
  2. анализа списков победителей турниров разного ранга;
  3. наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;
  4. опроса учителей и родителей о детях, которые проявляют способности не по возрасту;
  5. анализа внешкольной занятости и её результативности

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми представлены на слайде.

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

  1. проблемный,
  2. поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  1. эвристический,

Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.  Эвристический  метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

  1. исследовательский,

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

  1. проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

В урочной деятельности используются  следующие виды деятельности:

  1. проблемно-развивающее обучение;
  2. работа в малых группах;
  3. проектно-исследовательская деятельность;
  4. игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнять задачи.

  1. Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Это  разноуровневые тесты, презентации, тренажёры; информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей
  2. творческие и нестандартные задания.
  3. Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
  4. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.

1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой – либо деятельности: учебная, художественная, физическая и т.д.

На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные и физические потребности.

2 этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками, которые вы видите на слайде:

  1. обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  2. работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать учащихся;
  3. стимулировать познавательные  способности учащихся;
  4. принимать взвешенные  психолого-педагогические решения;
  5. анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  6. отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. 

Конечно, каждый учитель в  работе   с одарёнными  детьми  должен использовать            дифференцированный  подход, который позволяет  расширять  и углублять образовательное  пространство предмета, учитывать   индивидуальное  продвижение каждого одаренного ученика  из  какой  бы  категории  он  не был. Использовать индивидуальные,  парные, групповые  формы работы,     различного рода    задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.   Применять технологию проблемного обучения,  метод  проекта, технологию развития критического мышления   через  чтение и письмо,   творческие   и  нестандартные   задания,   что   является хорошим    стимулом для младшего школьника    к самостоятельной  поисково-творческой деятельности

О том, как в нашей школе организована научно-исследовательская работа с одарёнными детьми расскажет Савельева В.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....