Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе: проблемы, опыт, перспективы.
статья по теме

 Борозденко Оксана Александровна

 

Нашей основной задачей мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников  школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности.Все направления здоровьсбережения дают возможность ребёнку чувствовать себя уверенно и комфортно, а самое главное сохранить физическое и психическое здоровье.Мы поняли, что необходимо организовать такую  учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития пальцев рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. [1]

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. [3]

Нарушение речи  является достаточно распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия и других процессов, у детей возникнут трудности в общении с окружающими, а также определенные изменения личности, когда закомплексованность будет мешать ему учиться, и раскрывать природные и интеллектуальные возможности.

Так же у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Отмечаются трудности в  воспроизведении поз руки и пальцев, затруднения  при выполнении попеременных движений,  движения неточные, неплавные и т.д.

В условиях нашего детского сада, на логопедическом пункте оказывается специализированная логопедическая помощь детям нуждающихся в коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, лексико – грамматического строя речи и т.д.  

Учитывая взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и  развития речи ребенка (об этом говорилось ранее) одним из направлений работы учителя – логопеда, и является формирование и развитие пальцевой моторики у детей дошкольного возраста.

Для этого, с  целью развития мелкой моторики пальцев рук, в своей работе я использую различные виды пальчиковой гимнастики. Работу по развитию мелкой моторики  провожу систематически, уделяя ей 3 – 5 мин ежедневно.  Пальчиковая гимнастика проводится  и в начале занятия – для разминки, и в середине – для отдыха, а так же в качестве дополнительной паузы - наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания; и в конце занятия. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе.

В работе используются игры и упражнения с речевым сопровождением. Например, игра с пальчиками: «Фрукты».

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга. На последнюю строку все пальцы сжимаются и разжимаются.

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз -

Это самый вкусный груз! [2]

Также в работе по развитию мелкой моторики пальцев рук  применяю самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Массаж может производиться взрослым или самостоятельно самим ребенком. Упражнения использую как с речевым  и без речевого сопровождения.

Вот некоторые упражнения без использования  речевого сопровождения: поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны, разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивные движения пальцев вперед-назад, вверх-вниз, по кругу;  сгибание-разгибание всех пальцев одновременно и т.д.

Так же использую массаж с использованием предметов: массаж поверхностей ладоней  мячиками – ежиками, прыгунками, шишками; массаж шестигранными карандашами (грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания,  снимают напряжение); массаж грецкими орехами (каштанами) и т.д.

Особенно ребята любят выполнять такой вид упражнения как конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов. Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать каких - либо предметы или живых существ. Это помогает так же ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, мы разыгрываем сценки или небольшие сказки, распределив роли между логопедом и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

Бабочка:

руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

Коза рогатая:

указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

И игры со спичками, палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений, предметов, складывание колодцев. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Упражнение «Это дом» – выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

Цель: учить действовать по представлению; продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; учить собирать дом по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

Методические рекомендации: педагог рассматривает предмет вместе с ребенком; показывает, как надо выложить на столе данный предмет.

Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка!

Так же использую: игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры; игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивают хорошую тренировку пальцев; игры с разноцветными прищепками, стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев; собирание пирамидок, матрешек, кубика - Рубика и игрушек-вкладышей; нанизывание бус, рисование по трафарету букв, геометрических фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков.

Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики подобраны в всоответсвии с последовательности лексических тем на весь учебный год.

При такой целенаправленной работе идет развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников с нарушением речи, а также развитие связной речи, мышления и других психических функций.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д. Подготавливают руки к письму.

Литература:

1. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч.1. М., 1930.– 238 с.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

3. Озеров В.П. Психомоторные особенности человека./ Озеров В.П. – Дубна: Феникс 2002. – 316 с.

4. Плотникова Н.А. Основные направления реализации равных возможностей в образовании детей с нарушениями речи в условиях детского сада /Н.А. Плотникова //Дошкольное образование в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. семинара.. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Премена», 2010. – 339.с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы

Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...

Эссе "Современная начальная школа: проблемы и перспективы"

  Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять у...

«Предмет религиозной культуры в светской школе: проблемы и перспективы».

Современный процесс образования, без всякого сомнения, невозможно представить без знакомства с многовековой культурой православия, сформировавшей духовный и культурный облик России. На современно...

Оценка эффективности внеурочной деятельности

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственн...

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...