Протокол №2 заседания МО учителей начальных классов
методическая разработка по теме

 

 

Повестка заседания

1.      Анализ работы МО в 2010 - 2011 году и корректировка задач МО на 2011 – 2012 учебный год.

2.      Организация внеурочной деятельности в школе на 201-2012 уч.г. презентация программы внеурочной деятельности «Путь к успеху» на 2011-2015 уч.г.

3.      Экспертизы рабочих программ по внеурочной деятельности для обучающихся 1, 2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_uchiteley_nachalnyh_klassov_no2.doc606.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,

с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 5-47-85

ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. 02 ТОГНШ О74

e-mail: tnos1@yandex.ru

Протокол № 2 заседания методического объединения

 учителей начальных классов

 от 15 сентября 2011 - 2012 учебного года.

В составе МО: 18 человек

Присутствовали:  18 человек

Повестка заседания

  1. Анализ работы МО в 2010 - 2011 году и корректировка задач МО на 2011 – 2012 учебный год.
  2. Организация внеурочной деятельности в школе на 201-2012 уч.г. презентация программы внеурочной деятельности «Путь к успеху» на 2011-2015 уч.г.
  3. Экспертизы рабочих программ по внеурочной деятельности для обучающихся 1, 2 классов.

По первому вопросу слушали руководителя МО Пшеничникову О.А., зам.директора по ВР (отчет о работе МО прилагается).

По первому вопросу постановили  определить тему работы на 2011-2012 уч.г. «Системно – деятельностный подход как основа построения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения», определить в качестве основных задач на 2011 – 2012 учебный год:

- повышение качества преподавания с использованием современных технологий;

- применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя воспитательные, развивающие и обучающие цели

 -  развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии  с новыми стандартами образования.

 -  совершенствование учебных планов и программ.

- обмен опытом (открытые уроки, внеклассные мероприятия, открытые занятия факультативных курсов и др.);

- выявление и поддержка одаренных учащихся.

По второму вопросу слушали Пшеничникову О.А., которая ознакомила присутствующих с организацией внеурочной деятельности в школе для 1, 2 классов на 2011-2012уч.г.

(выступление прилагается)

По второму вопросу постановили:

  1. Начать работу по реализации программы внеурочной деятельности «Путь к успеху».
  2. Осуществлять мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности 1 раз в четверть по картам занятости.
  3. Составить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут.

По третьему вопросу слушали  учителей начальных классов Котову Л.Ю, Безъязыкову Т.Ю., Малицкую Н.А., Улыбину Г.В., Минакову С.В., Харлову Г.Н., Волкову Р.А.

На экспертизу были представлены рабочие программы по внеурочной деятельности сроком реализации 4 года «Одаренные дети», «Я познаю мир», «Юный исследователь», «Уроки этикета», «Игровичок», программы развития классных коллективов.

        В качестве экспертов работали: Пшеничникова О.А., зам.директора по ВР, Салина Л.А., зам.директора по УР, Улыбина Г.В., учитель начальных классов.

Изучение документов свидетельствует о наличии единых требований к оформлению рабочих учебных планов (название, пояснительная записка, задачи, требования к учащимся, компетенции, результаты деятельности), соответствии структуры документа содержанию (развернутое тематическое планирование, списки литературы для учеников и учителей, контрольно – измерительные материалы). Все программы содержат подробные пояснительные записки, где прописаны цели, задачи, содержание учебных курсов, прогнозируемые результаты обучения. Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в соответствии с требованиями Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности.

Экспертиза проводилась по пятибалльной системе. Результаты проведенной экспертизы показывают, что все рабочие программы набрали от 3 до 5 баллов, что соответствует допустимому и оптимальному уровню.

По третьему вопросу постановили:

Утвердить рабочие программы по внеурочной деятельности для 1, 2 классов, представленные на МО утвердить, при работе с программами учесть рекомендации экспертов.

 

Рекомендации методического объединения:

  1. Определить тему работы на 2011-2012 уч.г. «Системно – деятельностный подход как основа построения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения».
  2. Начать работу по реализации программы внеурочной деятельности «Путь к успеху».
  3. Осуществлять мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности 1 раз в четверть по картам занятости.
  4. Составить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут.
  5. Утвердить рабочие программы по внеурочной деятельности для 1, 2 классов, представленные на МО утвердить, при работе с программами учесть рекомендации экспертов.

Проголосовали «за» - 18 человек          

                    «против» - 0

                    «воздержались» - 0

Председатель МО классных руководителей Пшеничникова О.А.__________

Сектретарь МО классных руководителей Прилуцкая Т.А. _______________

                                                                     15 сентября 2011 года.    

       

Выступление на МО классных руководителей. 15.09.2011г.

«Анализ деятельности методического объединения классных руководителей за 2010-2011 уч.г.»

Докладчик: Пшеничникова О.А., зам.директора по ВР

Деятельность школы по работе с классными руководителями осуществлялась посредством работы методического объединения (МО) классных руководителей, проведения открытых классных мероприятий, создания «копилки» интересных педагогических идей, анкетирования педагогов, проведения консультаций для классных руководителей, инициативных групп.

Главное в методической работе  – оказание реальной действенной помощи классным руководителям. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого  потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В состав методического объединения входят 16 классных руководителей 1-4 классов, социальный педагог и психолог. Основными задачами школьного методического объединения классных руководителей в 2010-2011 учебном году являлись:

  1. Повышение качества воспитывающей деятельности.
  1.  Организация информационно – методической помощи классным  руководителям.
  1. Координирование планирования, организации педагогического анализа воспитательных мероприятий классов.
  1.  Работа по направлениям воспитательной работы на учебный год.
  1. Повышение профессионального  мастерства классных руководителей: активное включение их  в инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
  2. Осуществления первого этапа перехода на новые образовательные стандарты.

Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

Различные по содержанию,  цели и задачи деятельности МО  одинаковы по своей сущности, уровню, характеру и  ориентированы на профессиональные запросы, потребности, интересы участников МО и коллектива учителей школы в целом. Поскольку любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала, все усилия участников МО были направлены на активное воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования.

   Также на основании анализа итогов прошлого года и собеседования с классными руководителями была определена на 2010-2011 учебный год тематика заседаний МО, которые являются одной из форм повышения уровня профессиональной компетенции педагогов.

На них   рассматривались конкретные проблемы развития воспитания: вопросы содержания, вопросы методики и технологии воспитательного процесса, вопросы социального воспитания, психологической службы.

  1. «Утверждение плана работы школы по программе развития воспитания на 2010-2011уч.г.»
  2. «Состояние работы в школе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».
  3. Семинар. «Игровые технологии при обучении детей правилам дорожного движения».
  4. Обучающий семинар «Знакомство с примерной программой воспитания и социализации личности младшего школьника» (ФГОС).
  5. Обучающий семинар «Примерная программа духовно-нравственного развития младшего школьника».
  6. Обучающий семинар «Создание образовательных программ внеурочной деятельности».
  7. «Анализ воспитательной работы школы по программе развития воспитания «Вместе мы – сила» на 2010-2011уч.г.»

Кроме этого,  по мере надобности с классными руководителями проводились консультации (самая  доступная и легко организуемая форма методической помощи).  

Вопросы консультаций:

  1. каким должен быть анализ (самоанализ) работы классного руководителя;  чем анализ отличается от отчета о работе;
  1. планирование работы классного руководителя: формы и содержание;
  1. как организовать классное самоуправление;
  1. как сделать классное дело интересным и содержательным;
  1. инновации в воспитании;
  1. организация социально-психологической помощи детям и родителям;
  1. теория и практика личностно-ориентированного воспитания;
  1. приобщения родителей к воспитательной работе в классе;
  2. создание образовательных программ внеурочной деятельности.

Особое место в работе МО отводилось консультированию классных руководителей по вопросу   их воспитательных функций, которые собственно и определяют содержание педагогической работы:

  1. аналитико-прогностической;
  2. организационно-координирующей;
  3. коммуникативной;
  4. предупредительно-профилактической;
  5. охранно-защитной;
  6. коррекционной.

        В 2010-2011 учебном году методическим объединением классных руководителей осуществлялась работа по организации воспитательной деятельности школы в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов. Для этого классными руководителями были изучены федеральные нормативные документы, регулирующие деятельности образовательного учреждения в данном направлении. Для планирования и организации внеурочной деятельности на следующий учебный год (2010-2011 уч.г.) из числа классных руководителей были созданы творческие группы, деятельность которых регулировалась Положением о временных творческих группах (приказ № 207/1п  от 28.09.2009г). Целью работы групп является организация деятельности по следующим направлениям данной темы:

  1. Организация внеурочной деятельности на 2010-2011 уч.г.
  2. Создание расписания внеурочной деятельности на 2010-2011 уч.г.
  3. Разработка образовательных программ по приоритетным направлениям воспитательной работы на 2010-2011 уч.г.

        Педагогами изучены федеральные и локальные нормативные документы по ФГОС, изучен образовательный запрос родителей, общественности в области воспитания подрастающего поколения, проанализировано состояние воспитательного процесса в школе на данный период.

        Результатом работы творческих групп классных руководителей стало: разработка системы внеурочной деятельности в школе на 2010-2011 уч.г., расписания внеурочной деятельности на 2010-2011 уч.г., создание программы внеурочной деятельности на 2010-2011 уч.г.

        Разработанные материалы и опыт работы творческих групп были представлены на педагогическом совете школы в мае 2011 года «Переход образовательного учреждения на новые федеральные образовательные стандарты», и на районном координационно-методическом совете директоров образовательных учреждений Колпашевского района, который состоялся 28.03.2011г. на базе МОУ «Тогурская НОШ», тема «Организация внеурочной деятельности в МОУ «Тогурская НОШ» (докладчик О.А.Пшеничникова, зам.директора по воспитательной работе).

        Наряду с наметившимися тенденциями в воспитательной работе, необходимо отметить слабые стороны в работе классных руководителей. Не все классные руководители имеют высокий уровень владения новыми формами воспитательной работы и воспитательными технологиями, это показывает посещение заместителем директора по воспитательной работе открытых внеклассных мероприятии, организуемых классными руководителями, а так же классных часов. Работа по стандартам второго поколения предполагает широкое использование инновационных форм работы, при которых будет осуществляться эффективная социализация личности младшего школьника, раскрытие его потенциальных возможностей и становление его как личности. Поэтому одним из главных направлений методической работы классных руководителей должно стать повышение уровня квалификации педагогов по освоению и внедрению в воспитательный процесс новых воспитательных технологий, отвечающих требованиям ФГОС.

Тема и задачи работы методического объединения на 2011-2012 уч.г.        

- определить тему работы на 2011-2012 уч.г. «Системно – деятельностный подход как основа построения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения», определить в качестве основных задач на 2011 – 2012 учебный год:

- повышение качества преподавания с использованием современных технологий;

- применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя воспитательные, развивающие и обучающие цели

 -  развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии  с новыми стандартами образования.

 -  совершенствование учебных планов и программ.

- обмен опытом (открытые уроки, внеклассные мероприятия, открытые занятия факультативных курсов и др.);

- выявление и поддержка одаренных учащихся.

Выступление на МО классных руководителей. 15.09.2011г.

«Организация внеурочной деятельности в МОУ «Тогурская НОШ»

на 2010-2011 уч.г.»

Докладчик: Пшеничникова О.А., зам.директора по ВР

Добрый вечер, уважаемые педагоги! В этом году мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний.  Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее методическое объединение посвящено очень важной теме.

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО».

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинался переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.

-        Действительно, в предыдущей версии определение стандарта  было таким: «Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе.

Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ. Все эти требования отражены в образовательной программе школы.

В школе создана прочная система воспитательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив вышел на качественно новый уровень подхода к воспитанию.

 Процесс воспитания детей 10 лет назад и сегодня имеет существенное различие. В настоящее время существует ряд социальных и экономических явлений, негативно влияющих на процесс воспитания подрастающего поколения нашей страны:

  1. расслоение населения (в том числе детей) по уровням обеспеченности;
  2. плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать);
  3. резкое снижение уровня чтения;
  4. ограниченность общения со сверстниками;
  5. разрастание в обществе форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
  6. экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

Поэтому, воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.  Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.

Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Дети должны иметь возможность для развития во всех сферах своей деятельности, а не только на уроках. Именно поэтому в учебном плане в новом стандарте предусмотрена внеурочная деятельностьучащихся. В школе разработана программа внеурочной деятельности «Путь к успеху».

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Презентация программы внеурочной деятельности

«Пусть к успеху» на 2011- 2015уч.г.

Мы определили 5 приоритетных направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное. ВД объединяет все виды деятельности школьников: игровую, досуговую, спортивную, трудовую, познавательную и т.д. (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации школьников. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Итак, перед нами встала задача правильно организовать систему внеурочной деятельности как  сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Содержание деятельности обучающихся начальных классов  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Исходя из вышесказанного мы определили цель Программы внеурочной деятельности: формирование образовательного пространства школы для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся в свободное от учебы время посредством интеграции ресурсов ОУ, УДО и социальных партнеров.

Участники программы

В реализации программы участвуют:

  1. обучающиеся 1-4 классов
  2. администрация школы
  3. педагоги школы, реализующие программу;
  4. заведующая библиотекой;
  5. педагоги дополнительного образования;
  6. социальные партнеры: МОУ «Детская школа искусств с.Тогур», МУ ДОД «Культурно-досуговый центр «Лесопильщик», ДЮСШ, ДЭБЦ, сельская детская библиотека;
  7. родители обучающихся

Модель внеурочной деятельности в школе.

Образовательные программы внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительное

Спортивный час «Игровичок»

Пшеничникова О.А.

Общекультурное

Экскурсия «Я познаю мир»

Пшеничникова О.А.

 Социальное

Классный час

Пшеничникова О.А.

Духовно-нравственное

«Уроки этикета»

Харлова Г.Н.

Общеинтеллектуальное

«Умники и умницы»

Коррекционно-развивающий час

«Юный исследователь»

Волкова Р.А.

Волошина Н.А.

Котова Л.Ю.

Расписание занятий по внеурочной деятельности на 2011-2012 уч.г.

В результате реализации системы работы по данному направлению предполагается получить следующие общие результаты:

  1. создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  2. активное, массовое  участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
  3. формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  4. творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  5. развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;
  6. приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
  7. получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
  8. удовлетворения обучающихся и родителей школьной жизнью;
  9. сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.

Вывод:        

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом, воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни, формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели  – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов

Протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов...

Протокол № 3 заседание МПО учителей начальных классов от 09.01.2018г.

Тема: Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ.Форма работы: проблемный семинар...

Протокол № 2 заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской обл. от 03. 10. 2018 г.

Протокол № 2 заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской обл.  от 03. 10. 2018 г....

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов

Протокол № 3 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД у младших школьников"....

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....