Главные вкладки

    диагностика формирования социальной компетентности
    статья по теме

    В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Саратова, я как член рабочей группы, изучила сначала теоретические аспекты социальной компетентности, проанализировала учебники с точки зрения формирования данной компетентности, а затем приступила к разработке диагностического инструментария.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soc.kompetentnost.docx213.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика социальной компетентности младших школьников

    Цель моего выступления: знакомство   с опытом  работы нашей школы по организации диагностики ключевых компетентностей младших школьников.

         Но сначала несколько слов о том, почему мы берем на себя смелость говорить о ДИАГНОСТИКЕ  ключевых компетентностей, работая по ФГОС только с сентября этого учебного года.

         Дело в том, что на протяжении 3,5 лет наша школа является опытно-экспериментальной площадкой при СарИПКРо (кафедра начального и дошкольного образования) «Формирование ключевых компетентностей младших школьников через развивающие УМК»

    Научным руководителем и куратором площадки является Петрова Елена Ивановна, научный сотрудник ФНМЦ им. Л.В. Занкова ( г. Москва) и работники кафедры СарИПКРо Ценарева Нина Николаевна и Парасотченко Татьяна Валерьевна.

     И 3,5 года назад, на первой встрече   со своими научными руководителями,  мы определились, что такое ключевые компетентности младших школьников, выделили ключевые компетентности, которые будем формировать и диагностировать  в нашем учебном учреждении, и начали данную работу.

          Опыт своей работы в апреле 2011 года мы представляли в Москве на Всероссийской конференции с международным участием.

           

    Неоспоримо, что социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в системе образования.

    В связи с этим совершенствуются педагогические технологии, в том числе и в нашем образовательном учреждении, при разработке которых учитываются основные тенденции развития образования:

    •от репродукции знаний к компетентностному подходу;

              •от механического заучивания к деятельности учащихся;

    •от ориентации на среднего ученика к личностно-ориентированной технологии;

             •от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

    Произошедшие изменения в обществе и связанные с этим перемены в образовании отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах.  Приоритетной целью начального общего образования становится развитие у обучающихся способностей:

    - самостоятельно ставить образовательные цели,

    - проектировать пути их реализации,

    - самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения.

    Иначе говоря, образовательное учреждение ориентировано на формирование  у младших школьников умения учиться в течение всей жизни. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования важным результатом обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи самостоятельно.

    Поэтому, в требованиях к результатам образования уже на первой ступени  стандарт нового поколения определяет необходимость формирования не только триединых результатов, но и ключевых компетентностей младших школьников, имеющих важное значение для различных видов деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования  базируется на компетентностном подходе.

            Целью современного образования является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается  умение действовать в нестандартной ситуации, успешно применяя знания на практике («Я знаю, умею, создаю, получаю результат»).

            Сегодня,  я буду говорить о диагностике только  одной из рассматриваемых в ходе работы площадки   компетентностей –  о социальной компетентности.

           Мы рассматриваем социальную компетентность как одну из основных в окружающей действительности  младшего школьника.

         Младшие школьники нашего образовательного учреждения уже сегодня( вернее вчера):

    - вовлечены в исследовательские проекты,

    - интеллектуальные марафоны ,

    -творческие занятия,

    -спортивные мероприятия…

    в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Учатся принимать решения и проектировать свой образовательный маршрут, формулировать стратегические цели и осознавать собственные возможности.

    Работа в рамках Региональной опытно-экспериментальной площадки, действующей  на базе нашей школы,  позволила нам разработать  и внедрить диагностический инструментарий по измерению сформированности ключевых компетентностей.  

    Из общего количества – 26 классов-комплектов, в эксперименте  задействовано 5 начальных классов – 4  в качестве экспериментальных и 1 контрольный (в котором целенаправленная работа по формированию ключевых компетентностей не велась)

    Что нам позволило вести такую работу:

    1. В школе имеются кадровые условия: высокий профессиональный уровень педагогов начального образования –  на тот момент 95% учителей начальной школы имели  высшую и первую квалификационные категории,

     ¼ учителей начальных классов является победителями конкурса Лучших учителей в рамках ПНПО;

    1. учебно-методические условия, которые позволяют достигать стабильно высоких  результатов качества образовательного процесса;

    1. научно-методические условия: использование педагогами инновационных образовательных технологий и развивающей образовательной системы Л.В. Занкова. А мы знаем, что в основе ФГОС лежат основные принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым, почти все нынешние сотрудники кафедры Л.В. Занкова  ФНМЦ (г.Москва)  привлекались к работе по разработке новых стандартов.

         В ходе работы экспериментальной площадки членами рабочей группы были:

    - уточнены теоретические аспекты ключевых компетентностей,

    -  обобщены  компетенции ведущих компетентностей;

    -  проанализированы и отобраны учебники с точки зрения возможностей формирования ключевых компетентностей младших школьников.

    Все вышесказанное позволило нам в рамках нашей школы разработать модель формирования ключевых компетентностей и  на первом этапе приступить к  внедрению  компетентностного подхода.

    Мы предоставляем вашему вниманию Карту педагогической деятельности по внедрению компетентностного подхода.

    Аспект

    Деятельность учителя  

    1.Обществоведческий (знания об обществе, правилах и способах поведения)

    Специально организованное наблюдение, обсуждение литературных произведений, информирование уч-ся о политической обстановке в стране; разработка «Кодекса чести» ученика

    (окр.мир раздел «Россия – Родина моя», лит. чтение раздел «О нашей Родине», беседы «День единения России», «Дружба крепкая...», «Слово не воробей...», «Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать добрые дела», «Как учиться, чтобы учиться хорошо»).

    2. Организаторский

    (сотрудничество, работа в команде)

    Групповая работа:

    -вовлечение уч-ся в групповую деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы;

    -необходимость индивидуального вклада в результат учения;

    -оптимизация непосредственного взаимодействия уч-ся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения задач;

    -наличие достаточно развитых социальных умений и навыков;

    -необходимость рефлексии группового процесса

    3.Коммуникативный

    Диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, уроки –экскурсии, коллективные способы обучения  - организация презентаций собственный исследований,

    участие в олимпиадах

    4.Управленческий (способность принимать собственные решения)

    Проектная деятельность

    5. Определяющий

    (способность делать осознанный выбор)

    Систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора (выбор варианта в практической работе) ,(окр. мир, лит.чтение, рус.язык--  оценка ситуации, поступков ).

    6.Психологический

    (создание благоприятного психологического климата, владение  приемами ненасильст-венного разрешения конфликтов.)

    Создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции

    (новая модель оценивания достижений школьников; выстраивание положительных взаимоотношений).

     Достижение цели наиболее эффективным путем (окр. мир, лит. чтение - сочинение рассказов по картинке).

    7.Социальный

    (наличие опыта выполнения разно-образных социальных ролей)

    Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми  (ролевые игры).

    8.Рефлексивный

    (социальная целостность, умение определить личност-ную роль в обществе, стремление к осознанию собствен-ных потребностей и целей)

    Формирование адекватной самооценки

    (любой предмет  -оценка выполнения своей работы).

    Таким образом, изучив и внедрив компетентностный подход в образовательный процесс нашей школы, мы могли  перейти к следующему, второму, этапу: формированию ключевых компетентностей у младших школьников.

    Но чтобы говорить об эффективности любой работы, необходимо ее диагностировать на каких определенных этапах.

    Теперь конкретно остановимся на диагностике уровня сформированности социальной компетентности младших школьников.

    При разработке диагностического инструментария мы пользовались  пособием Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.- Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008.

    Диагностика проводилась в виде тестов. На выполнение  тестового задания отводилось 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться учителем в зависимости от подготовки и уровня класса.

    Каждый тест содержал 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.

    Руководитель экспериментальной площадки совместно с рабочей группой разработали инструкции учителю и обучающимся, которые мы предлагаем вашему вниманию вместе с пакетом документов.

    Правильность каждого задания оценивалась:

    1. I уровня сложности одним баллом,
    2.  II уровня – двумя баллами,
    3. III уровня - тремя баллами.

    По результатам проверки подсчитывался суммарный балл.

    Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.

    Уровни сформированности компетентности:

    1. Ученик, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень,

    свыше 70 %;

    1.  от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %
    2. от 12 до 14 баллов – низкий уровень,до 50 %
    3. от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.

    Если говорить о социальной компетентности, то выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:

    1. Уметь вести и быть ведомым.
    2. Уметь взаимодействовать с окружающими.
    3. Уметь налаживать контакты.
    4. Уметь выбирать приоритеты.
    5. Уметь ставить перед собой цель.
    6. Уметь планировать  свою деятельность.
    7. Уметь организовывать свободное время.

    Диагностика уровня сформированности социальной компетентности

    для учащихся 3 классов.

    Апрель 2011г.

       в)Делу- время, потехе-час.

                                                                            III уровень

                1.В свободное время я обычно:

                а) лежу на диване перед телевизором

                б) бесцельно слоняюсь по улице

                в) посещаю кружки по интересам

        2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:

        а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции

        б) будешь посещать кружки и секции по настроению

        в) не будешь, так как это отнимает много времени

                3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях  друг с другом:

               а) Живут как кошка с собакой.

               б) Живут душа в душу.

               в) Все идет как по маслу.

             4.  «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.

    -Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...

    Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!

    Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»  

    Как можно сказать про Диму:

             а) Много слов, но мало дела.

             б) Умелые руки не знают скуки.

             в) Обещанного три года ждут.

    Полученные данные мониторинга были сведены нами в таблицы для анализа сформированности каждой из отслеживаемых компетенций. Всего 7 таблиц по каждой компетенции.

    Пример одной из них:

    Таблицы сформированности социальной компетентности

    обучающихся 3в класса

    апрель 2011 г.

    Таблица №1

    Ф.И.уч-ся

    Социальная компетентность

    Уровни сформированности (в баллах)

    не сформирова

    ны

    низкий

    средний

    высокий

    1.Антонов К.

    умение вести и быть ведомым

    +

    2.Батяйкина Т.

    +

    3.Васильев М.

    +

    4.Володина Т.

    +

    5.Грибанова М.

    +

    6.Голованов Н.

    +

    7.Джумшудов Т.

    +

    8.Ефремычева Е.

    +

    9.Исмаилов А.

    +

    10.Купин И.

    +

    11.Кнышева М.

    +

    12.Маханов К.

    +

    13.Масасин Н.

    +

    14.Нохратская О.

    +

    15.Роганов В.

    +

    16.Сердюк А.

    +

    17.Севостьяненко А.

    +

    18.Трибунский Д.

    +

    19.Тимошенко А.

    +

    20.Токунова А.

    +

    21.Целихина М.

    +

    22.Чванова О.

    +

    23.Чиженкова Д.

    +

    24.Шаховцев А.

    +

    Таблица №2

    ……

    Таблица № 7

    Результаты проведенных мониторингов

    Результаты первого этапа мониторинга (ноябрь 2009г.) были проанализированы в рамках круглого стола с участниками и научными руководителями эксперимента.

    1-е классы

    По итогам были сделаны следующие выводы:

    1. Высокий уровень сформированности ключевых компетентностей показали ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова и УМК «Школа 21 века», так как данные системы  направлены на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, а также на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

    1. Уровень сформированности компетентностных умений учеников зависит от профессионализма педагога, в какой мере он владеет методикой развивающего обучения, компетентностного подхода.

    1. Для достижения высоких результатов очень важно говорить о необходимости формирования компетентностей у педагогов, и у них – в первую очередь. Учитель старой формации, пусть даже профи, работающий по традиционным принципам организации образовательного процесса, сможет дать детям отличные предметные знания, но не достичь метапредметного результата.

          Данные задачи решались коллективом через работу ШМО и другие направления методической работы  посредством целенаправленного комплексного введения в урочную и внеурочную деятельность практических заданий и мероприятий, направленных на формирование обобщённых учебных умений.

    Вторым важным моментом стало прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами начальной школы в АПКПРО (г. Москва) и ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

    На следующей диаграмме продемонстрированы результаты входного и итогового мониторинга в следующем учебном году, когда эти учащиеся обучались во втором классе.

    2-е классы

            

    На двух следующих диаграммах представлены результаты мониторингов в 3  классах.

    3-е классы

    4-е классы

    И наконец этот учебный год.

    ?

    Исходя из результатов мониторингов видно, что ученики экспериментальных классов , показывают стабильно высокие результаты.

    Учащиеся овладевают основными ключевыми компетентностями  в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

    Но на каждом уроке речь должна идти  о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования.

    Опытно-экспериментальная площадка на базе нашей школы работает четвертый ( завершающий) год. За данный период проделана большая работа, накоплен  опыт по формированию личности ученика новой школы и диагностике сформированных знаний и компетентностей. Но еще большее предстоит сделать.

    « Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»- говорили древние. Формирование ключевых компетентностей  учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход позволяет ответить на вопрос, какой результат образования необходим личности  и востребован современным обществом.

    Диагностика социальной компетентности младших школьников

    Цель моего выступления: знакомство   с опытом  работы нашей школы по организации диагностики ключевых компетентностей младших школьников.

    Неоспоримо, что социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в системе образования.

    В связи с этим совершенствуются педагогические технологии, в том числе и в нашем образовательном учреждении, при разработке которых, учитываются основные тенденции развития образования:

    •от репродукции знаний к компетентностному подходу;

              •от механического заучивания к деятельности учащихся;

    •от ориентации на среднего ученика к личностно-ориентированной технологии;

              •от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

             Произошедшие изменения в обществе и связанные с этим перемены в образовании отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах.  Приоритетной целью начального общего образования становится развитие у обучающихся способности:

              - самостоятельно ставить образовательные цели,

    - проектировать пути их реализации,

    -самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения.

    Иначе говоря, образовательное учреждение ориентировано на формирование  у младших школьников умения учиться в течение всей жизни. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования важным результатом обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи самостоятельно.

    Поэтому, в требованиях к результатам образования уже на первой ступени  стандарт нового поколения определяет необходимость формирования не только триединых результатов, но и ключевых компетентностей младших школьников, имеющих важное значение для различных видов деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования  базируется на компетентностном подходе.

              Целью современного образования является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается  умение действовать в нестандартной ситуации, успешно применяя знания на практике («Я знаю, умею, создаю, получаю результат»).

            Сегодня,  я буду говорить о диагностике только  одной из рассматриваемых в ходе работы площадки   компетентностей –  о социальной компетентности.

           Мы рассматриваем социальную компетентность как одну из основных в окружающей действительности  младшего школьника.

    Младшие школьники нашего образовательного учреждения уже сегодня( вернее вчера):

    - вовлечены в исследовательские проекты,

    - интеллектуальные марафоны ,

    -творческие занятия,

    -спортивные мероприятия…

    в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Учатся принимать решения и проектировать свой образовательный маршрут, формулировать стратегические цели и осознавать собственные возможности.

    Работа в рамках Региональной опытно-экспериментальной площадки «Формирование ключевых компетентностей младших школьников через инновационные учебно-методические комплекты», действующей  на базе нашей школы,  позволила нам разработать  и внедрить диагностический инструментарий по измерению сформированности ключевых компетентностей.  

            Из общего количества – 26 классов-комплектов, в эксперименте  задействовано 5 начальных классов – 4  в качестве экспериментальных и 1 контрольный (в котором целенаправленная работа по формированию ключевых компетентностей не велась)

            Что нам позволило вести такую работу:

    1. В школе имеются кадровые условия: высокий профессиональный уровень педагогов начального образования –  на тот момент 95% учителей начальной школы имели  высшую и первую квалификационные категории,

    5  учителей начальных классов является победителями конкурса Лучших учителей в рамках ПНПО;

    1. учебно-методические условия, которые позволяют достигать стабильно высоких  результатов качества образовательного процесса;
    2. научно-методические условия: использование педагогами инновационных образовательных технологий и развивающей образовательной системы Л.В. Занкова. А мы знаем, что в основе ФГОС лежат основные принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым, почти все нынешние сотрудники кафедры Л.В. Занкова  ФНМЦ (г.Москва)  привлекались к работе по разработке новых стандартов.

    В ходе работы экспериментальной площадки членами рабочей группы были:

    - уточнены теоретические аспекты ключевых компетентностей,

    -  обобщены  компетенции ведущих компетентностей;

    -  проанализированы и отобраны учебники с точки зрения возможностей формирования ключевых компетентностей младших школьников.

    Все вышесказанное позволило нам в рамках нашей школы разработать модель формирования ключевых компетентностей и  на первом этапе приступить к  внедрению  компетентностного подхода.

    Мы предоставляем вашему вниманию Карту педагогической деятельности по внедрению компетентностного подхода

    Аспект

    Деятельность учителя  

    1.Обществоведческий

    Специально организованное наблюдение, обсуждение литературных произведений, информирование уч-ся о политической обстановке в стране; разработка «Кодекса чести» ученика

    2. Организаторский

    Групповая работа:вовлечение уч-ся в групповую деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы

     (сотрудничество, работа в команде)

    3.Коммуникативный

    Диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, уроки –экскурсии, коллективные способы обучения  - организация презентаций собственный исследований,

    участие в олимпиадах

    4.Управленческий (способность принимать собственные решения)

    Проектная деятельность

    5. Определяющий

    (способность делать осознанный выбор)

    Систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора.

    6.Психологический

    Создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции

    7.Социальны

    Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми  (ролевые игры).

    8.Рефлексивный

    Формирование адекватной самооценки

    Таким образом, изучив и внедрив компетентностный подход в образовательный процесс нашей школы, мы могли  перейти к следующему, второму, этапу: формированию ключевых компетентностей у младших школьников.

    Но чтобы говорить об эффективности любой работы, необходимо ее диагностировать на каких определенных этапах.

    Теперь конкретно остановимся на диагностике уровня сформированности социальной компетентности младших школьников.

    При разработке диагностического инструментария мы пользовались  пособием Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.- Самара: Издательство «учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008.

             Диагностика проводилась в виде тестов. На выполнение  тестового задания отводилось 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться учителем в зависимости от подготовки и уровня класса.

             Каждый тест содержал 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.

    Правильность каждого задания оценивалась:I уровня сложности одним баллом,  II уровня – двумя баллами, III уровня - тремя баллами.

              По результатам проверки подсчитывался суммарный балл. Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.

    Уровни сформированности компетентности:

    1. Ученик, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень,

    свыше 70 %;

    1.  от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %
    2. от 12 до 14 баллов – низкий уровень,до 50 %
    3. от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.

    Если говорить о социальной компетентности, то выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:

    1. Уметь вести и быть ведомым.
    2. Уметь взаимодействовать с окружающими.
    3. Уметь налаживать контакты.
    4. Уметь выбирать приоритеты.
    5. Уметь ставить перед собой цель.
    6. Уметь планировать  свою деятельность.
    7. Уметь организовывать свободное время.

       в)Делу- время, потехе-час.

    III уровень

                1.В свободное время я обычно:

                а) лежу на диване перед телевизором

                б) бесцельно слоняюсь по улице

                в) посещаю кружки по интересам

        2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:

        а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции

        б) будешь посещать кружки и секции по настроению

        в) не будешь, так как это отнимает много времени

                3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях  друг с другом:

               а) Живут как кошка с собакой.

               б) Живут душа в душу.

               в) Все идет как по маслу.

             4.  «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.

    -Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...

    Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!

    Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»  

    Как можно сказать про Диму:

             а) Много слов, но мало дела.

             б) Умелые руки не знают скуки.

             в) Обещанного три года ждут.

    Полученные данные мониторинга были сведены нами в таблицы для анализа сформированности каждой из отслеживаемых компетенций. Всего 7 таблиц по каждой компетенции.

    Пример одной из них:

    Таблицы сформированности социальной компетентности

    обучающихся 3в класса

    апрель 2011 г.

    Таблица №1

    Ф.И.уч-ся

    Социальная компетентность

    Уровни сформированности (в баллах)

    не сформирова

    ны

    низкий

    средний

    высокий

    1.Антонов К.

    умение вести и быть ведомым

    +

    2.Батяйкина Т.

    +

    Результаты проведенных мониторингов

    Результаты первого этапа мониторинга (ноябрь 2009г.) были проанализированы в рамках круглого стола с участниками и научными руководителями эксперимента.

    1-е классы

    По итогам были сделаны следующие выводы:

    Высокий уровень сформированности ключевых компетентностей показали ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова и УМК «Школа 21 века», так как данные системы  направлены на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, а также на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

    Уровень сформированности компетентностных умений учеников зависит от профессионализма педагога, в какой мере он владеет методикой развивающего обучения, компетентностного подхода.

    Для достижения высоких результатов очень важно говорить о необходимости формирования компетентностей у педагогов, и у них – в первую очередь. Учитель старой формации, пусть даже профи, работающий по традиционным принципам организации образовательного процесса, сможет дать детям отличные предметные знания, но не достичь метапредметного результата.

          Данные задачи решались коллективом через работу ШМО и другие направления методической работы  посредством целенаправленного комплексного введения в урочную и внеурочную деятельность практических заданий и мероприятий, направленных на формирование обобщённых учебных умений.

    Вторым важным моментом стало прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами начальной школы в АПКПРО (г. Москва) и ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

    На следующей диаграмме продемонстрированы результаты входного и итогового мониторинга в следующем учебном году, когда эти учащиеся обучались во втором классе.

    2-е классы

    На двух следующих диаграммах представлены результаты мониторингов в 3  классах.

    3-е классы

    4-е классы

    И наконец этот учебный год.

    ?

    Исходя из результатов мониторингов видно, что ученики экспериментальных классов , показывают стабильно высокие результаты.

    Учащиеся овладевают основными ключевыми компетентностями  в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

    Но на каждом уроке речь должна идти  о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования.

    Опытно-экспериментальная площадка на базе нашей школы работает четвертый ( завершающий) год. За данный период проделана большая работа, накоплен  опыт по формированию личности ученика новой школы и диагностике сформированных знаний и компетентностей. Но еще большее предстоит сделать.

    « Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»- говорили древние. Формирование ключевых компетентностей  учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход позволяет ответить на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

    В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

    Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

    Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....