Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

    В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказано, что наилучшим образом строить занятия в сочетании игр и релаксационных упражнений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_socialnoy_kompetentnosti.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система работы по формированию и развитию социальной компетентности

     у младших школьников с нарушением  интеллекта

    Тематический план

    Содержание

    Время

    Общее время

    Блок I. Цель: совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы, развитие коммуникативных умений, положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного

    Занятие 1.

    а) Игра «Давайте познакомимся!»

    б) Игра «Визитная карточка»

    в) Игра «Гусеница»

    Занятие 2.

    а) Игра «Раздувайся, пузырь»

    б) Игра «Паровозик»

    в) Игра «Уменьшить время»

    Занятие 3.

    а) Упражнение «Хлопок по спине»

    б) Игра «Кто первый прыгнет в круг»

    в) Игра «Порхание бабочки»

    Занятие 4.

    а) Приветствие

    б) Игра «Изобрази явление»

    б) Игра «Все – некоторые – только я»

    Занятие 5.

    а) Приветствие

    б) Игра «Паровозик»

    в) Игра «Охота за сокровищем»

    Занятие 6.

    а) Приветствие

    б) Игра «Последовательные картинки»

    В) Игра «Прогулки с компасом»

    Занятие 7.

    а) Приветствие

    б) Игра «Слушай хлопки»

    б) Игра «Корабли и скалы»

    Занятие 8.

    а) Приветствие

    б) Игра «Картинки-загадки»

    б) Игра «Ветер в ивах»

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    15 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    20 мин

    20 мин

    20мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    20 мин

    Блок II.

    Цель: установление межличностного доверия, развитие эмпатии, развитие психических процессов

    Занятие 9.

    а) Приветствие

    б) Игра «Космонавты»

    в) Игра  «Рефлексия»

    Занятие 10.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    б) Игра «Робот»

    Занятие 11.

    а) Приветствие

    б) Игра «Посуда»

    в) Игра «Зеркало»

    Занятие 12.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Опаздывающее зеркало»

    Занятие 13.

    а) Приветствие

    б) Игра «Космонавты»

    в) Игра  «Несколько мячей»

    Занятие 14.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    б) Игра «Встаньте в круг»

    Занятие 15.

    а) Приветствие

    б) Игра «Посуда»

    в) Игра «Постройтесь по росту»

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    15 мин

    5 мин

    5 мин

    10мин

    5 мин

    10 мин

    10мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    10мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    20 мин

    25 мин

    20 мин

    25 мин

    20 мин

    25 мин

    20 мин

    Блок III.

    Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, коммуникативных навыков, развитие личностной сферы

    Занятие 16.

    а) Приветствие

    б) Игра «Посуда»

    в) Игра «Постройтесь по росту»

    Занятие 17.

    а) Приветствие

    б) Игра «Космонавты»

    в) Игра  «Счет до десяти»

    Занятие 18.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    б) Игра «Гомеостат»

    Занятие 19.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Шеренга»

    Занятие 20.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Фигуры»

    Занятие 21.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Общий брезент»

    Занятие 20.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Переход через болото»

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    5 мин

    10 мин

    10 мин

    20 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    Описание игр

    Блок I. Цель: совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы, развитие коммуникативных умений, положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного

    Занятие 1.

    а) Игра «Давайте познакомимся!» (Р.Калинина)

    Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: любой.

    Количество играющих: любое. Приспособления: надувной мяч.

    Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому он будет бросать мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч и т.д.

    Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми,  вовлечь в общение стеснительных детей.

    б) Игра «Визитная карточка»

    Цель: развитие групповой сплоченности.  С этой игры можно начать работу с новым классом. В то же время ее можно повторить несколько раз в течение года, так как она требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал.

    Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме.

    Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».)

    Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например – сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».)

    Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например – чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».)

    Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я — Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д.

    При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника.

    в) Игра «Гусеница»

    Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их  - нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры  - пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
        Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи добились все?

    Занятие 2.

    а) Игра «Раздувайся, пузырь» (Р.Калинина)

    Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

    Возраст: любой.

    Количество играющих: группа, класс.

    Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

    Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся!

          Получается большой круг. Затем учитель (воспитатель, кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - «пузырь»  лопается, все сбегаются к центру («пузырь»  сдулся) или разбегаются по комнате (разлетаются пузырьки).

    Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Игра способствует эмоциональной разгрузке.

    б) Игра «Паровозик»

    Цель: создание положительного эмоционального фона, повы шение уверенности в себе, сплочение группы, формирование про извольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.

    Дети сидят на стульчиках. Ребенка, который будет первым изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

    «Паровозик» отправляется в путь — ребенок встает со стуль чика и медленно бежит по кругу, произнося: «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается около одного из де тей, произносит его имя. Названный по имени ребенок стано вится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок ста новится «вагончиком». Игра заканчивается, когда последний из детей изобразит «паровозик».

    в) Игра «Уменьшить время»

    Занятие 3.

    а) Упражнение «Хлопок по спине»

    б) Игра «Кто первый прыгнет в круг»

    Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля.

    С помощью ленты на полу выкладывается круг. Дети стоят по внешнему периметру круга.

    Психолог: «Я буду называть разные слова, но когда вы услы шите слово дом сразу же прыгайте в круг».

    После нескольких проигрываний слово меняется.

    в) Игра «Порхание бабочки»

    Цель: релаксация и развитие воображения. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль ту ловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

    Психолог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокой но. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плав ного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этого цвет ка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую сере динку цветка. Вдохните еще раз ее аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях...»

    Занятие 4.

    а) Приветствие

    б) Игра «Изобрази явление»

    Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

    Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, кача ются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психо лог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

    «дует ветер» — дует, вытянув губы;

    «качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками;

    «падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз;

    «идет дождь» — пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот;

    «появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

    Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

    в) Игра «Все – некоторые – только я» Цель: развитие групповой сплоченности. В круг ставятся стулья — на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, общий для всех ребят, сидящих в кругу, подходящий только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.
        Можно начать игру, приведя ребятам примеры разных признаков: «Все, кто пришел сегодня в школу; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе красная лента». Водящий может использовать эту игру, выбирая признаки, которые помогут ему больше узнать об одноклассниках, например: «Все, кто хочет пойти в поход» или «Все, кто любит сериал «Вавилон-5»». В то же время у ведущего должно остаться право накладывать вето на вопрос, который может стать оскорбительным для кого-то.
        В качестве домашнего задания предложить ребятам выбрать несколько признаков, относящихся к каждой категории, а затем использовать их в игре на следующих уроках.

    Занятие 5.

    а) Приветствие

    б) Игра «Паровозик»

    Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение уверенности в себе, сплочение группы.

    Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровоз» везет детей, преодолевая с «вагончиками» различные препят ствия. В конце игры образуется хоровод.

    Задание «Найди предметы, похожие на круг,

    прямоугольник, треугольник, овал».

    Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

    Каждый ребенок выбирает какую-либо геометрическую фор му в качестве образца и подбирает изображения предметов, имеющих сходную форму.

    Круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко.

    Прямоугольник — чемодан, кирпич, телевизор, книга, дом.

    Треугольник — крыша дома, елка.

    Овал — огурец, яйцо, листок.

    в) Игра «Охота за сокровищем»

    Цель: развитие групповой сплоченности.

    Для каждого из участников игры понадобится вот такая карточка:

    с

    Имя

    Сходство

    Различие

    1

    с

    с

    с

    2

    с

    с

    с

    3

    с

    с

    с

    ...

    с

    с

    с

    10

    с

    с

    с

         Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего — найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.
        Перед началом игры ведущий может привести примеры сходств и различий (и я, и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него никто из животных не живет; и она, и я хотим стать фотомоделями, но я люблю миндальные пирожные, а она — мороженое).

    Занятие 6.

    а) Приветствие

    б) Игра «Последовательные картинки»

    Цель: развитие мышления, речи, совершенствование комму никативных навыков.

    Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются.

    Дети раскладывают их в определенной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

    в)Игра «Прогулки с компасом»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

    Ребята делятся на пары. В каждой паре один человек «турист» (ведомый), а второй — «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» — передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» — направлять его движение.

    Занятие 7.

    а) Приветствие

    б) Игра «Слушай хлопки»

    Цель: развитие слухового внимания, способность к волево му управлению поведением.

    Психолог договаривается с детьми о том, что на определенное количество хлопков они будут выполнять заданное движение. На пример, услышав один хлопок — присесть, два хлопка — помахать руками, три хлопка — подуть, четыре — поднять руки.

    Затем включают музыку, дети движутся по кругу. Когда му зыку выключат и прозвучит определенное количество хлопков, дети выполняют заданное движение.

    б) Игра «Корабли и скалы»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

         Половина играющих  - «корабли», половина - «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» — не допустить «кораблекрушения». Потом играющие меняются ролями.

    Занятие 8.

    а) Приветствие

    б) Игра «Картинки-загадки»

    Цель: развитие мышления и речи.

    На столе психолога стоит коробка с 12 предметными картин ками. Психолог предлагает одному из детей подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится водящим.

    б) Игра «Ветер в ивах»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

    Эта игра предназначена для более старших ребят, уже более или менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих — не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
        Проводя игру, учитель должен быть уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.

    Блок II. Цель: установление межличностного доверия, развитие эмпатии, развитие психических процессов

    Занятие 9.

    а) Приветствие

    б) Игра «Космонавты»

    Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных дви жений, коммуникативных навыков.

    Психолог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики — в ракету. Нам предстоит отпра виться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и медленно, так как на нас надеты специ альные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один — старт!» Дети имитируют движение двигателя.

    Психолог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного. Внимание: нам пора возвра щаться. Ракета взлетает». Дети имитируют звук двигателя.

    Психолог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю. По лет прошел спокойно и успешно».

    в) Игра  «Рефлексия»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

         Играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в несколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде получает одно очко.
    По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «са-мо-...». Последним слогом может быть «лет», «кат», «вар», «свал», «суд», «гон». Задача первого игрока, назовем его «подстраивающимся», — понять, почувствовать своего партнера и произнести последний слог, одинаковый с ним. Задача второго игрока, «ускользающего», — произнести отличающийся слог. Обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

    Занятие 10.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точ но реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

    Психолог просит детей изобразить с помощью выразитель ных движений кенгуру, кузнечика, лягушку. Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предла гается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем включают музыку, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыку выключают и звучит команда «Кенгуру», дети быстро выполняют соответствующее движение.

    Игра продолжается.

    б) Игра «Робот»    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.   Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре — «робот», второй — «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями.

    Занятие 11.

    а) Приветствие

    б) Игра «Посуда»

    Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, коммуникативных навыков.

    Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением посуды. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название какой-либо посуды. Ребенок, у которого находится соответствующая картин ка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пой манным, игрок должен быстро назвать посуду, изображенную на карточке любого игрока. После того как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается дог нать его, а игрок — побыстрее назвать следующую посуду.

    в) Игра «Зеркало»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

    Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре — «человек», второй — «зеркало». «Человек» начинает медленно и плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание.

    Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
        В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче — «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?

    Занятие 12.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

    Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением рыбы.

    Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название какой-либо из рыб. Ребенок, у которого находится соответствующая картин ка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок быстро называет рыбу, изображенную на кар точке любого игрока. После того как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок — побыстрее назвать следующую рыбу.

    б) Игра «Опаздывающее зеркало»

    Цель: развитие безусловного доверия и эмпатии.

         Когда ребята освоятся в роли «зеркал» и упражнение станет для них достаточно легким, игру можно усложнить. «Человек» начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаздывая на один или два такта. Этот вариант потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и собранности.

    Занятие 13.

    а) Приветствие  

    б) Игра «Самолеты»

    Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, совершенствование коммуникативных навыков.

    Дети сидят на корточках, изображая самолеты на аэродроме.

    Психолог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, подня лись и полетели».

    Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.

    Психолог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на кор точки, ждут команды психолога.

    Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты приле тают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.

    в) Игра  «Несколько мячей»

    Для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Играющие достаточно свободно становятся в круг. Задача — перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик.

    Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч. Со сколькими мячами удастся играть вашей группе?

    Занятие 14.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    б) Игра «Встаньте в круг»

    Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

    В эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка, — не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.
        Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен).  Игру можно повторить несколько раз.

    Занятие 15.

    а) Приветствие

    б) Игра «Посуда»

    в) Игра «Постройтесь по росту»

    Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

    Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму — играющие должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту.

    Блок III.

    Цель: развитие производственного контроля и самоконтроля, коммуникативных навыков, развитие личностной сферы

    Занятие 16.

    а) Приветствие

    б) Игра «Рыбы»

    б) Игра «Переходы со стулом»

    Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

         Ведущий просит ребят стать в круг, держа перед собой стулья. По сигналу они должны перестроиться и стать по росту, по алфавиту имен, по каким-то другим признакам. Глаза в этом случае закрывать не надо, главное, чтобы задание выполнялось в абсолютной тишине, так, чтобы стулья не стукались друг о друга.

    Занятие 17.

    а) Приветствие

    б) Игра «Космонавты»

    в) Игра  «Счет до десяти»

    Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

    Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, но не просто так, а соблюдая одно условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой — «два», третий — «три» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.

    Занятие 18.

    а) Приветствие

    б) Игра «Будь внимателен»

    б) Игра «Гомеостат»

    Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

    Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

    Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

    Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

    Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

    Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики

    В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...

    Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

    Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....