Социальная адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии.  Цель программы:  формирование навыков социальной адаптации у детей  с нарушением интеллекта  посредством сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots._adaptatsiya.docx62.32 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии.

Составитель: воспитатель КОУ «Полтавская школа-интернат» Махиборода Валентина Ивановна

                                    Пояснительная записка

Сегодня перед педагогами коррекционных школ – интернатов ставятся сложные задачи не только по обеспечению полноценного развития, обучения, воспитания, коррекции имеющихся недостатков у  детей с ограниченными возможностями, но и оказанию им помощи в социальной адаптации.

Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет, и, как правило, большинство из них  не имеют опыта благополучной семейной жизни.  Социальное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью отличается целым рядом особенностей. У них  нет навыков продуктивного общения, контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Дети, приходящие в  школу,  трудно привыкают к новым требованиям,  к повседневным обязанностям, к новому коллективу. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию, плохо приспосабливается к окружающей среде.

Одним из современных методов   в области обучения и воспитания, помогающих  снять эти проблемы, является метод сказкотерапии.  «Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому ещё не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразие ассоциаций. Для одних «сказкотерапия»  - это лечение сказками. Для других – приём коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.  Известно, что даже простое чтение сказки помогает пережить различные жизненные трудности и преодолеть их вместе с её героем.                      

 Психологический и развивающий потенциал сказки оказывает положительное влияние в период адаптации, помогает у детей снять чувство тревожности, страха, изменить самооценку, развить творческое воображение, коммуникативные способности, способствовать более успешной школьной адаптации детей.  Важно также и то, что сказка знакомит с родным языком (у детей с нарушениями интеллекта  в заключениях о развитии нередки указания на недостаточное развитие речи, ОНР, ЗПР). И, конечно же, именно сказка – одна из тех сфер творчества, где ребёнок, наделённый фантазией и воображением, без напряжения может создать свои миры, своих героев, испытывая чувство гордости оттого, что он  что – то  творит. Сказкотерапия предлагает детям выигрышные для них роли, условия, ситуации, в которых у них возникает желание изменить своё поведение и отношение к миру.

Интерес психологов к сказке существует давно. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

  Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Анализ методической литературы по данному вопросу показывает, что  существует немало публикаций с описанием  методов и форм работы с детьми в этом направлении  Зинкевич-Евстигнеева  Т.Д., Крюкова С.В., Васькова, А.А.,  Политыкина,  однако  недостаточно апробированных коррекционно – развивающих программ,  направленных на социальную адаптацию  детей с учётом отклонений в развитии.  

Поэтому на сегодняшний день возникает необходимость  разработки  программы, которая призвана помочь детям коррекционной школы  развить адаптивные навыки и социальную активность, сформировать поведенческие навыки в микро и макро-социуме.  Использование в работе  метода  сказкотерапии  поможет  детям  безболезненно социально адаптироваться, справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у них нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию в окружающей среде. Этим отмечается актуальность данной программы.

 В основу программы  «Социальная  адаптация младших школьников                                                                          с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии» легла программа «Адаптация учащихся с/к класса VII вида» Е.М. Ивановой. 

    Начальная диагностика моих 12 воспитанников  проводилась  по методикам:                                                                                                                                     1 -  исследование  адаптации методом  Люшера;                                                                  2 -  методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная  Р. Телом,  М. Дорки и В. Аменом;                                                          3 – экспресс диагностика коммуникативных навыков (через наблюдение, рассказ, деятельность)                                                                                                                                                      

1) при  исследовании адаптации  по методике Люшера  было  выявлено следующее:

 - высокий уровень адаптации у 8 % детей (общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное).

- средний уровень адаптации: 49 % детей (возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса).

- низкий уровень адаптации: 43% детей (преобладает негативное отношение к школе).

 При  исследовании  поведения в ситуации выбора было выявлено:

- уровень хорошего поведения 38  %

- уровень средний  52%

- низкий  уровень поведения 10%

2) Дети,  испытывающие очевидный страх, тревожность   перед людьми, составляют:

- уровень высокий - 6%,

- уровень средний -26%,

- уровень  низкий - 68.

3) Результат диагностических исследований коммуникативных навыков показал, что у детей с интеллектуальной недостаточностью  слабо развиты коммуникативные навыки

- уровень  высокий 3%

- уровень средний  36%

- уровень  низкий  61%

Эти данные позволили определить направления и формы работы при составлении новой программы.  

Цель программы:  формирование навыков социальной адаптации у детей  с нарушением интеллекта  посредством сказкотерапии.

Задачи:

  1. развивать адаптивные навыки и социальную активность;
  2. формировать поведенческие навыки в микро и макро-социуме;
  3. способствовать снижению школьной тревожности, страха и агрессии;
  4. развивать коммуникативные навыки через творческую деятельность.

В  программе «Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии»  разработаны занятия по оказанию помощи детям в социальной адаптации.  Реализация материала идёт через  сказку. На занятиях учащиеся не только получают знания, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают   навыками  эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций,  групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самоанализу. Программа предусматривает теоретический аспект и практическую подготовку, которая осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями (правила общения в школе, способствующие успешности общения и др.), организация практики показа театрализованных спектаклей. На занятиях используются известные большинству педагогов сказки, игры и упражнения.

        Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление может быть в  виде прямого сообщения темы занятия или в виде вопроса к учащимся по обсуждаемой теме. Основная часть содержит чтение сказок,  обсуждение  и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самооценку.

По завершению данного курса обучения дети должны знать:

- особенности конфликтов, способы их разрешения;                                                                    - способы разрядки гнева и агрессивности;                                                                       - способы внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;                                                                                                                               - речевой  этикет и культуру поведения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 – 40 минут, 20 часов в течение года, в 3- 4 классах, возраст детей 10 – 12 лет, наполняемость класса -  12 человек,  в кабинете или в помещении, где есть возможность свободно двигаться. Для успешного обучения и оценки знаний  требуется участие следующих специалистов: музыкального руководителя, психолога, логопеда. Индивидуальная работа будет проводиться в течение недели по разучиванию ролей, закреплению пройденного материала, изготовлению атрибутов к спектаклям.  Все занятия выполняют познавательную, воспитательную, развивающую, коррекционную  функцию.

Программа занятий рассчитана на работу с детьми  в течение двух лет.  Учебный год  делится на четыре  раздела, каждый учебный год начинается с проведения диагностики и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом и заключительной диагностикой.

Содержание программы.

Материалы распределены по блокам.

I раздел - «Я и школа» (занятия для школьной адаптации).

I I раздел - «Моё поведение» (занятия по коррекции поведения).

I I I  раздел - «Я учусь владеть собой» (занятия о страхе, тревоге, агрессии)

I V раздел - « Моя речь» (развитие коммуникативных навыков).                                            

  Форма проведения занятий нетрадиционная, содержит  большое количество сказочных  тренингов, упражнений, задач,  игр, что способствует снятию напряжения и в то же время дисциплинирует, организует  детей.  Сказочные тренинги, игры можно проводить как в начале занятия для привлечения внимания детей, так и в середине и в конце занятия для закрепления, поднятия интереса к обсуждаемой теме, снятия напряжения.

Дети младшего возраста находятся на   ступени, когда внутреннее восприятие  лучше обретается через внешнее, и прежде  всего,  идёт через сказочное действие. Поэтому занятия проводятся  в форме сказочно  – ролевых игр, театрализации  спектаклей. Учащиеся с помощью сказочных героев воспроизводят деятельность людей, их взаимоотношения и упражняются совершать действия в соответствии с логикой развёртывания событий.

Педагог участвует в играх,  в качестве одного из действующих лиц, особенно это важно при проведении новой игры. Ученикам сообщается, как нужно поступать в том,  или ином случае. Чтобы игры носили творческий характер, руководство игрой детей чаще всего осуществляется в форме советов, предложений и помощи в развитии замысла игры или спектакля. На занятиях  дети выполняют множество упражнений, решают сказочные задачи,  носящие  учебно – тренировочный характер.  Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса.

       Также используется на занятиях  сказкотерапевтическое  рисование: проективное  диагностическое рисование; спонтанное рисование. В своих работах дети находят много разных существ и придумывают  о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии. Используемые на занятиях диагностические задания служат для учащихся инструментом самопознания. Полученные данные желательно в целом комментировать для всей группы участников или представлять обработку результатов  теста для каждого индивидуально.

     Планируя занятия, учитывались не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей. Занятия предполагают определённую последовательность и взаимосвязь, как в подборе тем и в последовательности усвоения учащимися понятий, так и в приобретении навыков социальной адаптации.

 На занятиях используются методы: 

  • имитационные и ролевые игры;
  • сказкотерапевтическое рисование;
  • элементы групповой дискуссии
  • приемы саморегуляции;
  • релаксация

Кроме того, используются приемы:

- психотерапевтические: 

  • эмоционального отреагирования  отрицательных переживаний;
  • снятие и уменьшение социальных страхов;
  • поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций;

- направленные на формирование социальной адаптации:

  • продолжение темы прочитанной сказки детьми;
  • выступление перед другими детьми;
  • обсуждение поведения героев и самостоятельный выбор мотивации (я бы поступил так…).

Практическая значимость. Данная программа поможет воспитателю  коррекционной школы организовать занятия с детьми особой заботы  по   социальной адаптации.                                                                                                                                              

 Цели и задачи, которые решаются на  коррекционно – развивающих занятиях посредством  сказкотерапии  с  детьми с нарушениями интеллекта:

  • поднятие самооценки,
  • расширение стереотипов,
  • освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
  • развитие навыков работы с изобразительным материалом,
  • развитие сенсорики,
  • развитие схемы и образа тела,
  • развитие моторики,
  • решение пространственных задач,
  • развитие речи,
  • работа со страхом, тревогой, агрессией,
  • решение проблем поведения,
  • проявление инициативы и стимуляция выбора.

Структура коррекционно – развивающего  сказкотерапевтического занятия

  • Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные    упражнения.
  • Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят

из прошлого занятия.

  • Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
  • Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми).
  • Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
  • Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
  • Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

При организации коррекционно-развивающей деятельности
учитываются  принципы:

  • организации коррекционно – развивающего сопровождения
  • принцип развития коррекции высших психических функций памяти, мышления;
  • принцип мотивации;
  • принцип динамичности восприятия;
  • принцип продуктивной обработки информации;                                                                         принцип планирования и метод реализации

Тематическое планирование  3 класс

Раздел

Тема занятия

Методы  обучения. Практические  задания

1. Я и школа

1.   Диагностика                              

                                                            2. Знакомство

                                                                      3. Сказочная страна

4.Школьные предметы

                                                          5.Волшебная планета – мой класс

Сказка «Школьные правила». Сказочная задача (Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева. Путь к волшебству).                                                                

Рисование сказочной страны. Групповое придумывание сказки. Сказочная задача  (Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева.  Путь к волшебству).  

                         

Чтение сказки «Белочкин сон».
Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков.                                                                                                                

Упражнение «Придумай себе имя». Рисование  «Волшебная планета – мой класс».

1

1

1

1

1

2.Моё поведение (занятия о коррекции поведения)

1. Легко ли быть справедливым?                                

2.  Знаю ли я себя?                                  

3. Знаю ли я себя?

4. Знаю ли я себя?

5. Мы принимаем

гостей

Чтение сказки «Дикие лебеди». Рисование сюжета сказки.

                                                  Вачков И.В.Сказка о волшебных зеркалах. Часть 1. Рисование сюжета сказки.                                              

Вачков И.В.Сказка о волшебных зеркалах. Часть 2. Упражнение: «Какое зеркало хочу».

Тест «Жар – птица», упражнение «Твоё мнение». Чтение рассказа Л. Пантелеева «Трус»  

Инсценировка  «Мы принимаем гостей»

1

1

1

1

1

3. Я учусь владеть собой (занятия о страхе и тревоге)

1.Не страшно, а смешно!

2. Смешные клоуны»

                                                                3. Как победить свой страх

4. Подвижные игры на избавление от страхов                                                                                                                                                  

5. У страха глаза велики

Рисуем весёлый страх.

Сочинение сказки.  Рисование сказки,  которую сочинили.

Рассказ «Ночные страхи»,  упражнение «Рисуем свой страх»                                      

                                                                 Игры: «Зверушки в норке», «Прятки»                

                                                                     

Ролевая игра «У страха глаза велики»

1

1

1

1

1

4. Моя речь (развитие коммуникативных навыков)  

1. Путешествие в созвездие знаний

2.Представление в цирке

3. Рассказ сказки «Колобок»

                                                           4. Путешествие в страну театрализованной сказки

5. Итоговое  занятие. Диагностика. Чаепитие

Игры: «Аукцион слов», «Цепочка слов»

А. Шибаев стихотворение «Дрессировщик и лев» (драматизации - этюды)

Рассказывание известной  сказки «Колобок» и придумывание к ней продолжения.                          

Спектакль музыкальной сказки «Репка»

Комплексный тест Г. Витцлака « Готовность к  школьному обучению»

1

1

1

1

1

Итого: 20 часов.

                               Тематическое планирование  4 класс

Раздел

Тема занятия

Методы  обучения. Практические задания

часы

1. Я и школа

1. Здравствуйте, это я

2. Планета друзей

                                                    3. Школьные предметы                                  

                                                           

                                                               

4. Одежда

5 Игры в школе

Рисование. Школьные правила

                                                      Чтение рассказа «А вдруг?» Обсуждение

                                                          Сказка «В стране не выученных уроков»
Чтение  сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование по сказке.                                                                                                                  

 Чтение сказки « Новое платье короля».
Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков.

Чтение сказки «Игры в школе».  Сочинение продолжения сказки. Рисование.

1

                                                                        1

2. Моё поведение (занятия о коррекции поведения)

1.  Правила, обязательные для всех.                                  

2. Как себя вести (практикум по культуре поведения).

3. Школа вежливости.

                                                              4. Как вести себя за столом.

5.Ответственное поведение.

Обыгрывание ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, столовой)

Игровая миниатюра: «Свет в зале погас.  Идёт спектакль…», игровая ситуация: « В транспорте».

Чтение и обсуждение рассказа М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости» (инсценировка)

Правила поведения за столом, обыгрывание ситуаций.

Упражнение «Закончи фразу». Игра «Найди правильный ответ».

1

1

1

1

1

3. Я учусь владеть собой (занятия о страхе, тревоге)

1.Я не один                                                                    

2.Как победить свой страх

3.Дед, внучка и боюськи

 

4. Не боимся паука

5. Страх мой – враг мой

Просвещение: «Мешок со страхами»

Сказка «Смешные страхи»                                      Упражнение «Чего я уже не боюсь»                                      

                                                              Сказка «Дед, внучка и боюськи»

                                           Упражнение «Расскажи свой страх». Рисование «Чего я боялся, когда я был маленьким»

                                               Упражнение Росточек под солнцем». Игра  «Сказочная шкатулка»

1

1

1

1

1

4. Моя речь (развитие коммуникативных навыков)  

1. Коммуникативная игра

2 Сказка по кляксе

3. Игры с небылицами

                                                           

4. Путешествие в сказку

                                                      5. Итоговое  занятие. Спектакль сказки. Чаепитие

Коммуникативная игра «Весёлые картинки» Рисование.

Фантазирование и сочинение сказки  по кляксе

Сказка «Свинья в гостях». Игры «Придумай небылицу», «Это верно или нет?»

Спектакль музыкальной сказки «Колобок  колючий бок»                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                           

1

1

              1

1

Итого: 20 часов                                                                                                            Содержание программы было апробировано и зафиксированы положительные результаты при обработке данных.                                              

Критерии оценки эффективности программы

Критерий

Показатели

Способ контроля

Адаптированность  к окружающему миру

- Умение ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, адекватно выражать свои эмоции и вести себя соответственно нормам этикета во время посещения различных мероприятий, организаций;                                     - проявление самостоятельности в собственных суждениях и поступках;                                                     - способность приспосабливаться к изменяющимся условиям;                          - проявление познавательной активности;                                                                             - ответственность за свои поступки.

Задания, наблюдение, исследование  адаптации методом  Люшера.                                                                  

Сформированность эмоционального опыта в ситуации тревожности

- Умение  снимать повышенное напряжение  по отношению к определённому объекту;                                                                           - способность  повышения самооценки;                                                     - умение преодолевать тревожность  и страхи.

Методика определения тревожности у детей младшего возраста, разработанная  Р. Телом,  М. Дорки и В. Аменом.

Сформированность у детей всех компонентов коммуникативной культуры

- Умение понимать собственные эмоциональные проявления;                                   различные эмоции и чувства окружающих;                                               - умение детей выходить из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк;                                            - владение литературными нормами и правилами родного языка;                          

- доброжелательность в поведении и речи.

Задания, экспресс диагностика коммуникативных навыков (через наблюдение, рассказ, деятельность).                                                                                                                                                      


Результаты представлены в таблицах 1 и 2  

Таблица 1 «Результаты начальной диагностики»

Таблица 2 «Результаты итоговой  диагностики»

  1. Исследование адаптации детей методом Люшера показало, что             уровень высокой адаптации повысился на 4 %, средний на 33%, с низким уровнем адаптации учащихся нет.                                                                              

     

  Исследование мотивов поведения в ситуации выбора показало, что  уровень хорошего поведения  повысился на - 16%,  уровень средний повысился на -  4%,  низкий  уровень понизился на – 6%

2) Исследование тревожности у детей младшего возраста, методом разработанным  Р. Телом,  М. Дорки и В. Аменом  выявило, что детей, которые не испытывают очевидный страх, тревожность перед людьми на 12% стало больше,  средний уровень (это дети у которых повысилась самооценка) повысился на 56%, детей с низким уровнем  нет.                              

3) Экспресс диагностика коммуникативных навыков показала, что детей с высоким уровнем коммуникативных навыков стало больше на  1%, со средним  на 28 %, с низким  уровнем стало меньше на 29%.

      Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что по всем направлениям показатели стали  лучше, чем вначале работы. Наблюдения, отзывы детей, учителей, воспитателей, родителей свидетельствуют об эффективности занятий. Они позволили детям социально адаптироваться, снять тревожность, страх, улучшить поведение, постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения. Социальные установки качества личности: сознательное творческое отношение к общению, интерес, внимательное отношение к партнёру по общению; ориентацию на их лучшие качества; адекватное отношение к себе,  способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге,  познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

                     

                                    Использованная литература:

  1. Акимова М.К.,. Козлова В. Т. Психологическая кoppeкция умственного развития школьников.- «Академия», М:, 2002г.
  2. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – «Речь» Петербург:,2008г.
  3. Васькова О.Ф., Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – «Детство – пресс», 2010г.
  4. Вачков И.В. «Психология для малышей». М., 1996г.
  5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей – С – П.,2000г.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – «Речь», Петербург:,2002г.
  7. Иванова Е. М. программа «Адаптация учащихся с/к класса VII вида» http://iemcko.narod.ru/2564html
  8. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой. – «Детство – пресс», 2011г.
  9. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – «Айрис дидактика», М: 2006г.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельное психолога специального образования. – «Аркти», М:, 2005г.
  11. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развитии. – «Академия», М:, 2002г. 

                                                          Ректору БОУ ДПО «ИРООО»

Т.С. Горбуновой

директора  КОУ ОО

«Полтавская школа-интернат»

B.C. Кучерова

Запрос

       Администрация КОУ ОО «Полтавская школа-интернат» просит принять на экспертизу и выдать рецензию на программу «Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии», составленную воспитателем Махиборода Валентиной Ивановной.                                                                         

 

Директор:                     B.C.Кучеров

 

КОУ  Омской области «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

   

Программа

Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии

(для детей 10 – 12 лет)

Составитель: воспитатель

Махиборода В.И.

2012  год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.

В статье  описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст  детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...