Формирование социальной компетентности.
статья на тему

Юшакова Татьяна Геннадьевна

Выступление на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sotsialnoy_kompetentnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

Формирование социальной компетентности

 в начальной школе.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»

Юшакова Т. Г.

Формирование социальной компетентности в начальной школе.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли пригодится в жизни тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

                                                       С. Я. Маршак

Детство – замечательная пора. Именно в детстве закладываются основные ценностные ориентиры, формируются морально-волевые качества, которые затем помогут человеку реализовать  свои способности, адаптироваться в мире.

Этот процесс не должен протекать стихийно. Поэтому в новых стандартах не только прописана эта цель (адаптация человека к жизни в обществе), но и заложены механизмы её реализации (системно - деятельностный подход в образовании и воспитании).

Особое внимание наша школа уделяет формированию социальной компетентности.

Социальная компетентность, как и любая другая, имеет определённую структуру. Для её формирования необходимо:

  1. Дать знания норм и правил.
  2. Сформировать ценностное отношение к социальным нормам.
  3. Сформировать позитивный опыт применения знаний и норм.

В соответствии с этим мы строим свою работу, вовлекая ребят в различные виды деятельности. Расскажу о некоторых из них.

Познавательная деятельность.

Для того чтобы познакомить детей с социальными нормами и правилами, учителя  нашей школы проводят

  • Познавательные беседы, факультативы, олимпиады.

Эти формы работы способствуют формированию знаний, которые будут необходимы человеку. Важно дать не только фундаментальные знания, но и знания, необходимые для успешной социализации личности  (познакомить детей с правилами общения со сверстниками, научить ребёнка правильно переходить улицу).

  2 шаг – формирование ценностного отношения к социальным нормам. Для этого необходимо в содержание познавательной деятельности внести ценностную составляющую: предложить найти, обсудить, выработать свою позицию по морально- этическим вопросам.

  • Решение трудных задач («Настоящий друг. Он какой?», «Как заставить маму улыбнуться?»), подготовка устных журналов («Как правильно питаться», «История города»),  участие в работе клуба юных читателей.

3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.

  • Вовлечение детей в создание детских исследовательских проектов, научных конференций, проведение интеллектуальных марафонов.

Проблемно-ценностное общение играет важную роль в формировании социальной компетентности.

1шаг – Формированию социальных знаний способствует

  • Этическая беседа (Она может быть проведена учителем, а может быть организована как встреча с ветеранами ВОВ, инспекторами дорожного движения, родителями, которые рассказывают о профессиях или увлечениях)

2 шаг - При формировании ценностного отношения к социальным нормам используем

  • Дебаты, тематические диспуты. (Любила ли мама сына? Н.Носов «Огурцы»;  Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим?).

3 шаг – При формировании позитивного опыта применения знаний необходимо включать детей в

  • Проблемно – ценностную дискуссию.  Задача этой формы работы – подготовка ученика к самостоятельному социальному действию.

(«Как вернуть природе чистоту?», «Как  человеку вернуть доверие?»).

Досугово-развлекательная деятельность активно используется в школьной жизни.

1шаг – При составлении плана работы дети и родители предлагают

  • Культпоходы в театры, музеи, концертные залы. Это обеспечит только 1 уровень результатов. Для достижения 2 и 3 уровня мы включаем детей в активные формы работы.

2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.

  • Концерты, инсценировки, праздники.  Эти формы работы позволяют детям получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.

  • Социальные акции: концерты для ветеранов, спектакли для малышей, мюзиклы для детей детских садов и жителей микрорайона важны для формирования позитивного опыта применения знаний.

Художественное творчество очень любимо детьми. Практически все дети начальной школы вовлечены в

1шаг – дать знания.

  • Занятия объединений художественного творчества. Это помогает формированию знаний  о культурных  и  художественных традициях разных народов.

2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.

Чтобы обеспечить появление результатов 2 и 3 уровней мы вовлекаем ребят в

  • Создание художественных выставок, в проведение фестивалей искусств, в постановку спектаклей, мюзиклов.

3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.

  • Проводим социальные акции (участие в выставках творческих работ в городской и краеведческой библиотеке, готовим подарки детям детского сада, открытки ветеранам ВОВ).

Спортивно – оздоровительная деятельность важна для формирования не только физических, но и нравственных качеств человека.

1шаг – дать знания.

  • Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах позволяют сформировать знания о ЗОЖ.

2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.

  • Школьные спортивные турниры, спортивные праздники.

3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.

  • Социальные акции: проведение игр для малышей на переменах.

Нам, педагогам, необходимо помнить, что для формирования компетентности необходим позитивный опыт. Поэтому очень важно создавать в ученических коллективах психологически комфортную дружественную среду.

 Надеюсь, что приложения к моему выступлению «Дети учатся жить…» помогут вам это сделать. Позволю себе зачитать некоторые утверждения.

Дети учатся жить…

  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребёнок растёт в признании, он учится ставить цели и достигать их.
  • Если ребёнок  окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место!

Надеюсь, что для вас и ваших детей, мир будет прекрасным местом.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

диагностика формирования социальной компетентности

В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....