Нравственное воспитание детей и подростков
методическая разработка по теме

 

Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Нравственное воспитание детей и подростков»
на 2009-2012 годы

1. ПАСПОРТ

Наименование Программы

Нравственное воспитание детей и подростков

Государственный заказчик Программы

Администрация МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Исполнитель Программы

МОУ «ВСОШ № 1»

Основные разработчики Программы

Речкалова М. Г

Цель Программы

 

   Задачи Программы

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшие целевые показатели

Создание системы нравственного воспитания детей и подростков, направленной на формирование нравственно развитой и практически деятельной личности

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сбор и анализ информации о состоянии нравственного воспитания в МОУ «ВСОШ № 1»
  2. выработка организационно-управленческой модели совершенствования нравственно-воспитательной работы;
  3. создание в школе единого воспитательного пространства, прежде всего путем выявления, систематизации и распространения эффективного воспитательного опыта по нравственному воспитанию;
  4. формирование потребностей и мотивов нравственного поведения
  5. создание условий для реализации нравственного поведения детей
  6. формирование патриотических чувств у детей и подростков на основе уважительного отношения к культурно-историческим ценностям, историческому прошлому России.

Важнейшими целевыми показателями будут:

  1. снижение агрессивности поведения учащихся детей и подростков, профилактика криминализации подростково - юношеской среды;
  2. рост социального оптимизма подрастающего поколения;
  3. повышение компетентности детей и подростков в области нравственности.
  4. формирование у детей и подростков ответственности за свое здоровье
  5. активизация интереса детей и подростков к знаменательным событиям истории Отечества

Сроки реализации Программы.

2009 - 2012 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Обеспечение всем детям и подросткам школы  возможности проведения организованного досуга;
  2. Уменьшение количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2. Общие положения

2.1. Объект, предмет регулирования Программы:

Объектом программы являются учащиеся МОУ «ВСОШ № 1».

Предметом регулирования программы является нравственное воспитание учащихся в рамках единого образовательного пространства школы

2.2. Понятия и термины, используемые в Программе:

Программа нравственного воспитания детей и подростков - выстроенная система организационно-педагогических мер и действий участников воспитательного процесса, направленных на обретение детьми и подростками  опыта нравственного поведения и мышления;

Духовно-нравственное воспитание личности - процесс непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия;

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Программа разработана на 2009-2012 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития традиций нравственно - эстетического и гражданско - патриотического воспитания детей  и подростков.

Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Российской Федерации  вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на нравственное развитие общества.

Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизируемого общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения. Это и синдром социальной дезадаптации, и депрессия, агрессивность в молодежной среде. Резко возрос и уровень социогенных заболеваний. При оценке нынешнего состояния нравственного воспитания детей и подростков  можно выделить основные проблемы:

  1. утрата нравственных идеалов, размывание традиционных ценностей общественного бытия,
  2. необходимость содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодежи, приобретение опыта эффективной работы в современных финансово-экономических условиях;
  3. В основу Концепции воспитательной системы лежат идеи личностно-ориентированного гуманистического подхода, целевым ориентиром которого является «Образ выпускника».

Мы полагаем, что образ выпускника может складываться из пяти потенциалов: познавательного, нравственного, коммуникативного, художественного и физического.

В качестве принципов, определяющих цели, стратегии, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

* Принцип гуманизации образования;

* Принцип культуросообразности;

* Принцип природосообразности;

* Принцип системности;

* Принцип успешности и адаптивности, которые становятся ведущими.

Таким образом, школа включает в себя комплекс воспитательных задач, определяющих содержание воспитательного процесса в каждой возрастной группе:

1 СТУПЕНЬ начальное воспитание и образование ( 1-4 классы)

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Задачи:

- оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;

- развитие интеллекта  средствами внеклассной деятельности;

- формирование потребности в творческой деятельности;

- развитие художественно-эстетической деятельности;

- воспитание общительности, желание оказывать помощь друг другу;

- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям,

- воспитание любви к природе, к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат

Выпускник 1 ступени

Нравственный (ценностный) потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический потенциал.

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как: «Родина», «доброта», «природа», « милосердие», «гуманность». Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе.

Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей  ярких эмоциональных  представлений  о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

Пропаганда здорового образа жизни. Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня», «вредные привычки».

2 СТУПЕНЬ воспитание и образование в среднем звене (5-9классы)

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой в отдельности личности.

Задачи:

- оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;

- оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;

- создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;

- создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся;

- формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

- Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической  деятельности.

Выпускник 2 ступени

Нравственный потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение».

Более широкое раскрытие и понимание  сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

         Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу.

3 СТУПЕНЬ воспитание и образование в старшем звене (10-11 класс)

Цель: воспитание духовно богатой , свободной , физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной  в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.

Задачи:

- обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся;

- создание условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки.

Выпускник 3 ступени

Нравственный потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние.

Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой  деятельности.

Мотивация на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенству.

Ожидаемые результаты:

1. Подготовка выпускников школы к труду, выполнению гражданских обязанностей, непрерывному образованию, семейной жизни, рациональному проведению досуга.

2. Формирование потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных сферах деятельности.

3. Воспитание адекватной самооценки, активной жизненной позиции.

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программ

  1. Учебные предметы
  2. Лекции, беседы, круглые столы
  3. Экскурсии
  4. Олимпиады
  5. Праздники
  6. Социально-значимые дела
  7. Классные часы, школьные мероприятия нравственной направленности

Педагогические технологии:

  1. Проектно – исследовательская деятельность.      
  2.  Коллективно- творческое дело.
  3. Деятельностный подход в обучении.                                   
  4. Педагогика сотрудничества
  5. Технология проблемного обучения                                
  6. ИКТ

4.  Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап (2009 г)
  1.  Проанализировать работу и результаты по нравственному  воспитанию школьников, выявить проблемы.
  2. Наметить план для начального этапа осуществления программы.

2.Основной этап (2010 г –    2011 г)

  1. Составить план мероприятий по нравственному  воспитанию
  2. Организовать для педагогического коллектива школы семинары по проблеме нравственного воспитания школьников.
  3. Разработать материал для классных часов и внеклассных мероприятий.

3.Заключительный (2012г)

  1. Анализ проделанной работы и подведение итогов.

Критерии эффективности реализации программы

  1. Формирование созидательной нравственной позиции учащихся , основанной на принципах национальной духовной культуры.
  2. Умение и желание проектировать строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.
  3. Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.
  4. Знание родословной своей семьи.

  1. Мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятия

Начальная школа

1

Линейка «Первый звонок»

2

Россия – Родина моя

3

Правила поведения в школе

4

О братьях наших меньших

5

О дружбе и друзьях

6

Школа вежливости

7

Мамины глаза + папина улыбка ….

8

Необычные истории обычного школьного дневника

9

О вредных и невредных привычках

10

Доброе слово, что ясный день

11

Мамин праздник

12

День защитников Отечества

13

Добрые дела моей жизни

14

Все профессии нужны, все профессии важны

15

О мальчиках и девочках войны

16

Этот праздник со слезами на глазах

17

Нас песня вела к победе

18

Люби книгу

19

Друг познается в беде и радости

20

Кем быть или каким быть?!

21

Места России, в которых мне хотелось бы побывать

22

Праздник вежливых ребят

23

«Твой подвиг бессмертен – солдат»

24

Дружба начинается с улыбки

25

Щедрость, бережливость, скупость, жадность и зависть

26

В мире очевидного и невероятного

27

Путешествие к Лесовичку

Средняя  школа.   Старшая школа

5-й класс

1.

Игра «Кто я? Какой я?»

2.

Путешествие в детство родителей «Дверь в детство»

3.

Экскурсия «Я через 5 лет»

4.

Праздничное представление «Архив 5-го класса»

6-й класс

1.

Час общения «Мои интересы, мои увлечения»

2.

Интерактивная игра «Я- дома, я- в школе, я- среди друзей»

3.

Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат»

4.

Беседа «Иметь свое мнение – это важно»

7-й класс

1.

Диспут «Мои «хочу» и мой «могу»

2.

Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и …»

3.

Беседа «Вверх по лестнице жизни»

8-й класс

1.

Аукцион мнений «Умею ли я любит?»

2.

Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко»

3.

Дискуссия «Ответственность и безответственность. что прячется за этими словами?"

4.

Классный час "Страна, в которой мне хотелось бы жить"

9 – 11 класс

1.

Диспут «О дружбе и друзьях»

2.

Беседа «О товариществе и дружбе»

3.

Праздник «Всему начало любовь»

4.

Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы»

5.

Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

Мероприятия с презентациями

1.

Классный час «Ценности. Вверх по лестнице жизни»

2.

Вред алкоголя

3.

Классный час «Вежливость»

4.

«Я и мои права»

5.

Кл. час «Права ребенка»

6.

«Мода и здоровье»

МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа

«Нравственное воспитание детей и подростков»

р. п. Варгаши, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков

Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...

Особенности формирования нравственного статуса детей и подростков.

Основу нравственного статуса человека составляют высшие чувства....

Труд как основное средство воспитания детей и подростков в педагогической системе А.С.Макаренко

Содержание.1.     Введение 2.     Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе 3.     Заключение 4....

"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...

«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...