Труд как основное средство воспитания детей и подростков в педагогической системе А.С.Макаренко
статья на тему

Снитко Надежда Валентиновна

Содержание.

1.     Введение

 

2.     Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе

 

3.     Заключение

 

4.     Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenko.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения,

посвященные 125 – летию  со дня рождения А.С.Макаренко

Труд как основное средство воспитания детей и подростков в педагогической системе А.С.Макаренко

    Выполнила:

Снитко Надежда Валентиновна,

учитель начальных классов

МБСКОУ СКО школы – интерната

VIII вида г.Шатура

        

Шатура

2013 год

Содержание.

  1. Введение

  1. Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе

  1. Заключение

  1. Список литературы

  1. Введение

«В нашей стране труд является и правом и обязанностью гражданина. Об этом говорят статьи нашей Конституции, но в ее коротких формулировках отражаются чрезвычайно многообразные и счастливые особенности морального самочувствия гражданина…» (1. с. 225)

Сейчас все ощутимее проявляется интерес к педагогическому наследию А.С. Макаренко (1888–1939). Обращение к нему вызывается обострением проблем воспитания детей и молодежи, их активного включения в жизнь, трудовую деятельность.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие.

  1. Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать.

Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду.

Трудовая семья – это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе.

С этой точки зрения школа является центром образовательно– воспитательной работы.

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Учителя призваны выполнить свою главную задачу – подготовить психологически и практически каждого юношу и девушку к труду, воспитывать беззаветную любовь к работе.

В своей статье «Труд как средство воспитания» А.С. Макаренко писал: «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.» (1 с. 227)

Труд называют могучим воспитателем. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее “отбыть”, чтобы осталось больше времени на более интересные дела.

Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания.

Издавна в народе говорили: “Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещь, предмет и т.п. – приносил и приносит людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А.С.Макаренко теория трудового и идейно – эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему.

“Труд, – писал А.С.Макаренко, – без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы моете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.

Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.” (3 т.5,с.116).

Идея беззаботного детства чужда нашему обществу и может принести большой вред будущему. Гражданином страны может быть только трудящийся, в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство.

Трудовая забота – это не просто дорога к средствам существования, это еще и этика, это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом  счастливом человечестве.(1 с.221)

Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.

Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл” (3.т.4,с.396).

Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.

Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.

В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей.

В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.

Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

Надо найти подростку такое дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

В нашей школе – интернате, где пятая часть обучающихся – сироты, много внимания уделяется трудовому воспитанию школьников. Привитие трудовых навыков начинается с дежурства в классе: вымыть классную доску, чтобы была чистой и приятно было бы писать на ней на уроке, протирать пыль  на подоконнике, полить цветы, прорыхлить почву в цветочном горшке. При этом учитель объясняет с какой целью эту работу нужно выполнить и как правильно это сделать (аккуратно, качественно, с любовью).

Обучаем как правильно подметать пол, затем провести влажную уборку. Во время дежурства в школьной столовой обучаем как правильно накрыть на стол, убрать со стола.

На уроках развития речи, классных часах формируем навык приготовления салатов, чистки картофеля, мытья посуды. Важно, чтобы эта работа была выполнена аккуратно, грамотно.

Много внимания уделяем привитию навыков самообслуживания: пришить пуговицу, починить одежду, правильно раскроить вешалку по долевой нитке, стачивать распоровшиеся швы. Воспитатели школы – интерната обучают как содержать спальные комнаты в чистоте и порядке.

Трудовое воспитание способствует развитию эстетических качеств. Каждую весну классу выделяется клумба на пришкольном участке, где учащиеся с учителем сажают цветы, ухаживают за ними. Дети видят результат своего труда, когда появляются цветы, радующие глаз, детское чуткое сердце.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются:

•        понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

•        доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;

•        присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

•        возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

•        включение в труд соревнования;

•        четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду.

Наука все больше входит в процесс труда как важнейшая производительная сила. На базе новейших научных открытий возникли новые источники энергии, созданы ранее неизвестные материалы, что привело к созданию новых отраслей промышленности и более совершенной технологии.

В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.

Учителя школы – интерната проводят классные часы, посвященные знакомству с профессиями. Целью является показать значение трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Используем в начальной школе игровые технологии, беседы. Учащиеся рассказывают стихи о людях разных профессий. На классные часы приглашаем людей рабочих профессий: повара, швею, токаря, плотника и др.

При всех школах, в том числе и в нашей, созданы учебные мастерские, пришкольный участок; Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Учащиеся начальных классов в учебных мастерских учатся выпиливать из фанеры силуэт машинок, птиц, зверей, учатся пользоваться отделочными материалами, знакомятся со свойствами фанеры.

В школе мы стремимся к тому, чтобы посильный для детей труд был

приближен к труду взрослых.

Весной и осенью на пришкольном участке мы с детьми проводим уборку территории от листьев, обрезаем старые ветки, собираем созревшие яблоки.

Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей.

Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд.

Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.

  1. Заключение.

Антон Семенович Макаренко подчеркивал необходимость единства трудового и нравственного воспитания как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.

1.        Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;

2.        Деятельностно - творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.

3.        Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;

4.        Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества.

Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?

Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.

В-третьих, в труде воспитывается отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.

В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Список используемой литературы:

  1. Макаренко А.С. «Воспитание гражданина» .– М.: Просвещение,1988
  2. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990
  3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб.документов и материалов. – М.: Политиздат, 1984
  4. Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Нравственное воспитание детей и подростков

Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моде...

Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков

Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...

"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...

«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Предлагается реализовывать трудовое воспитание и профессиональное самоопределение посредством: • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; • формирования умени...