Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
    материал по теме

    Коваленко Людмила Владимировна

    Выступление на семинаре, описание здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokla_zdorove_aprel.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие аспекты работы в начальной школе.

          В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности любого учебного заведения.

    Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать, по меньшей мере, следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения?

        На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

        Традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально “вытравили” из школы основы развития человека - прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и многое другое. Всё это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического угнетения и  недоразвития.

        Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.

        Виновник ухудшения здоровья детей – система образования, а главным образом – начальная школа, т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача – сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах.

        Основными задачами педагогического коллектива являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

    Методика В. Ф. Базарного.

        Принцип здоровьесберегающего образования

    Методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ученика, разработал учёный, врач, музыкант и педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный. Прекрасный врач, за годы работы он подарил зрение более чем шести тысячам юных пациентов. Однако, осознав, что причины большинства отклонений кроются в системе воспитания и обучения, он начал разрабатывать новое направление в науке – здоровьеразвивающую педагогику.

    Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.
    Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.

       Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость вторична. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным. Как первое средство профилактики и оздоровления он рекомендует укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок и методики смены динамических поз.

      Эффективность введения в учебный процесс режима динамических поз (чередование положений стоя-сидя-лежа) с использованием конторок в учебном процессе ещё в 80-е годы ХХ столетия были изучены по поручению Минздрава.  Повторно санитарно-гигиеническая экспертиза была выполнена в 2000-2001 году авторитетным коллективом ученых из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН. Итогом данной работы явилась выдача департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России гигиенического заключения №77.99.95.3.Т .000674.07.01, разрешающего использовать данную технологию.

    Внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов  здоровьесберегающего образования  по методике В.Ф. Базарного:

    Материально- техническое обеспечение:

    конторки, контрастные коврики,, разноуровневая школьная мебель, магнитная доска, офтальмотренажер на потолке, зрительные метки, переносное наборное полотно, оборудование медицинского кабинета, приобретение спортивного инвентаря.

    Здоровьесберегающая педагогика на уроках:

    - оборудование учебных кабинетов всем необходимым для экспериментальной работы

    - введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза;

    - контрастные коврики под ноги для профилактики плоскостопия и массажа стоп

    -гимнастика для глаз с помощью офтальмотренажеров

    - обучение учащихся в режиме динамических поз с использованием конторок

    - режим движения наглядного материала

    Здоровьесберегающая педагогика во внеурочное и рекреационное время

    - закаливание

    - седативные и витаминизированные фиточаи

    - витаминизация питания

    - йодированная вода

    -динамическая пауза

    -пальчиковая и адаптационная гимнастика

    - освоение комплексов лечебной гимнастики, утренней зарядки

    Здоровьесберегающая педагогика дома:

    - утренняя гимнастика

    -пешеходные прогулки, оздоровительный бег

    - домашний стадион, занятия спортом

    -закаливание

    -участие семьи в оздоровительных мероприятиях

    -проведение Дней открытых дверей для родителей

    Поясним некоторые из них:

    1. Режим смены динамических поз. Ребёнок встаёт за конторку на специальный коврик в носочках.

    Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

    - поддержание физической, психической активности умственной сферы;

    - имеет высокие показатели физического развития здоровья;

    - повышается иммунная система;

    - улучшаются ростовые процессы;

    - развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

     - снижается степень низкой склоняемости головы.

    Перед внедрением режима динамических поз рекомендуем ребенка показать ортопеду, а если такового нет — педиатру. Наличие у детей плоскостопия не является противопоказанием для занятий в режиме динамических поз. Просто такие дети должны чаще менять позы стоя-сидя-лежа, а так же дополнительно выполнять специальные лечебно-коррекционные упражнения для стопы.
    При этом самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. Это принципиально! При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт
    периодических смен поз! И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы — тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно и уже через год быть на ножках становится для него необходимой позой. С этого времени подавляющее большинство детей просто отказываются от стульчиков.
    Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.
    Работа за конторкой стоя – это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или лечь на ковер. По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте! А не на 5-6 как в обычном уроке

    2. Офтальмотренажер  – схемы зрительно-двигательных траекторий на потолке. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении. Могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.

    2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

    3. Методика дальнего зрения позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течение урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

    Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц. Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Схема их проведения такова.

    1. Дыхательные упражнения.
    2. Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
    3. Упражнения для наружных мышц глаза.
    4. Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
    5. Упражнения для внутренних мышц глаза.
    6. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

    Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Следует ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.

    4. Дорожка здоровья. Контрастные коврики для профилактики плоскостопия и массажа ног. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно

    "Благодаря использованию методик Базарного, отклонения в осанке имеют всего 2% детей, и только у 12% зрение ниже единицы, степень реакции учащихся на внешние раздражители примерно в 2, 5 раза выше, чем у обычных детей". Это данные от 2004 года в Московской школе N 760. Сейчас по этой методике работают 400 школ Республики Коми, в Ставрополье их около 100, есть школы в Москве, Санкт – Петербурге, других городах.

    И методика Базарного – лишь одна из многих. В чем-то она уступает прочим, в чем-то – лидирует. Главное – она заботится о здоровье детей, а значит – полезна и имеет право на существование в наших школах.  

    Справка

    Владимир Базарный – врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (Сергиев Посад). По системе здоровьесберегающих технологий Базарного работают около 500 школ и садов в разных регионах России. В Республике Коми и в Ставропольском крае его программа положена в основу региональной образовательной политики. В Барнауле Владимир Базарный побывал в середине декабря – участвовал в конференции педагогов "Здоровое развитие детей", организованной при поддержке депутата Госдумы Александра Терентьева.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Методические рекомендации для учителя...

    "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

    В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

    Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

    Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Описана результативность использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Представлены комплексы упражнений....