Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
статья по теме

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ikt_v_nachalnoy_shkole.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Кунделева Оксана Евгеньевна,

учитель начальных классов,

МБОУ НОШ № 279, г. Гаджиево

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

     

    «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать самому — и я пойму».

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Включение в процесс обучения аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.   Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.                                       

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

   Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения, помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей;

 - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности и качества процесса обучения;

 - активизация познавательной деятельности;

 - углубление межпредметных связей.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Урок №1(мир вокруг нас, 4-й класс).

Тема. Болота Мурманской области.

Оборудование: компьютер (компьютерный класс), мультимедийный проектор.

Компьютер «оказывал помощь» в работе с тестом (с выбором ответов, с альтернативными заданиями), в показе слайдов с видами, в оформлении выводов.

Урок №2 (мир вокруг нас, 4-й класс).

Тема. Символы государства.

Оборудование: компьютер, магнитофон, карточки со словами – названиями символов.

На компьютере дети работали с вопросами, рассматривали слайды.

Гимн России прослушан на магнитофоне.

Урок №3 (внеклассное мероприятие, 4-й класс).

Тема. «От Мурманска до Берлина».

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер.

Магнитофон необходим для эмоционального фона (звучали песни: «Священная война», «День Победы», «У деревни Крюково», «На Мамаевом кургане тишина», «В землянке», «Алёша», «Братские могилы» (В.Высоцкий). Проектор демонстрировал слайды с некоторыми наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны: защитой Брестской крепости и Заполярья, блокадой Ленинграда, битвами за Москву и Сталинград, победой в Великой Отечественной войне.

Урок №4 (обучение грамоте, 1-й класс).

Тема. Буква З. звуки [з],[з,]. Виртуальная экскурсия: «В зоопарке».

Оборудование: компьютер, музыкальный центр.

Компьютер демонстрирует слайды с вопросами и ребусами, задания по теме урока. В урок включены игры со словами, направленные на развитие внимания, мышления, памяти. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки. В ходе урока ребята совершают виртуальное путешествие по зоопарку, знакомятся с его обитателями, учатся читать названия животных.

        

Урок №5 (интегрированный краеведческий курс, 2-й класс).

Тема. Край, в котором ты живёшь.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, карточки с ребусами.

Дети отправляются на необычную экскурсию по родному краю, чтобы узнать много интересного про свою родину, про родной край. Помогает в путешествии  маленький медвежонок Умка.  

На компьютере дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы, с помощью компьютера выполняют творческое задание. В конце урока учащиеся исполняют песню «Край, в котором ты живёшь».

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

В 2009-2010 учебном году мной начата работа по программе Российского Центра музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском музее «Здравствуй, музей!».

Содержание программы направлено на приобщение учащихся к изобразительному искусству, а также к музею как средству формирования эстетических и духовно-нравственных основ личности

  1. Помогает ребёнку формироваться как личность;
  2. Учит видеть, замечать, выделять многое в одном.
  3. Помогает учащимся целостно воспринимать окружающий мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

Работа на занятии осуществляется при демонстрации изображений электронного альбома, задания выполняются детьми в классе индивидуально или совместно с одноклассниками и учителем. Некоторые виды заданий выполняются с помощью родителей.

На занятиях учащиеся учатся наблюдать действительность (видеть, понимать события, действия, сюжеты в мельчайших деталях и в целом); учатся видеть в объектах окружающей среды необычное, фантастическое, прекрасное. У учащихся формируется представление о современном культурном пространстве.

В связи с невозможностью выделения 1 часа в неделю для проведения экспериментальной работы, все занятия интегрированы. Учебные занятия сочетаются с дисциплинами «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Окружающий мир», «Русский язык», «Краеведение». Занятия проводятся в классе и во внеклассной работе по методике, использующей систему вопросов и диалоговую форму.

Урок № 6 (интегрированный урок русского языка и музейной педагогики, 2 класс)

Тема: Что такое музей. Какие бывают музеи. Большая буква в именах собственных.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

Компьютер «оказывал помощь» в работе с тестом (с выбором ответов, с альтернативными заданиями). Учащиеся совершили виртуальную экскурсию в Древнюю Грецию, узнали о происхождении названия «музей», увидели фотографии древнегреческих муз, узнали о происхождении и основных функциях и типах музеев.

 

Урок № 7 (интегрированный урок мир вокруг нас  и музейной педагогики, 2 класс)

Тема: Образование и культура. Какие бывают музеи.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

Дети совершили виртуальную экскурсию по музеям нашей страны, узнали о музеях- квартирах (музей- квартира Ф.Достоевского в Санкт - Петербурге), музеях под открытым небом (музей  Кижи).

Урок № 8 (интегрированный краеведческий курс, 2-й класс).

Тема: Птицы Мурманской области.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, магнитофон, аудиозаписи с пением птиц, игрушки – изображения птиц.

Дети отправляются на экскурсию по родному краю, чтобы узнать много интересного про  птиц,  родного края. Магнитофон необходим для эмоционального фона (прослушивание звуков птичьего крика)

На первом уроке по теме, с помощью компьютера дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы. На втором уроке выполняют творческое задание.

Надо отметить, что наш класс второй год переписывается с Лапландским биосферным заповедником, выполняет творческие работы. Работы, выполненные на уроке будут посланы в заповедник.

Урок № 9 (интегрированный урок русского языка и музейной педагогики, 2 класс)

Тема:  Большая буква в географических названиях. Прогулка по Третьяковской галерее. Золотое кольцо России.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

На уроке дети совершили путешествие по Красной площади Москвы, познакомились с Третьяковской галереей, немного узнали об истории галереи, экспозиции, увидели знаменитые иконы «Троица» и «Богоматерь Владимирская», сравнили картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И.И.Левитана «Март». В заключение урока учащиеся познакомились с городами Золотого кольца.

Урок № 10 (интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики, 2 класс)

Тема:  Образ человека, выраженный в объёме. Какие бывают коллекции.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

С помощью мультимедийной презентации ребята познакомились с основными видами скульптуры, побывали в Древнем Египте, увидели  сфинксов,  побродили по дорожкам Летнего сада, а затем выполнили творческую работу: вылепили сказочного богатыря.

Урок № 11 (интегрированный урок математики и музейной педагогики, 2 класс)

Тема:  Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Музеи Санкт-Петербурга.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

С помощью мультимедийной презентации ребята побывали в Санкт – Петербурге, познакомились с историей и музеями города.

Урок № 12 (интегрированный урок математики, окружающего мира и музейной педагогики, 2 класс)

Тема:  Умножение и деление на 2. Путешествие по Европе. Франция. Лувр.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

С помощью мультимедийной презентации ребята побывали во Франции, познакомились с историей города. Учащиеся совершили виртуальную экскурсию в Лувр, узнали о достопримечательностях Лувра.

Урок № 13 (занятие по музейной педагогике, 3 класс)

Тема:  Музей станционного смотрителя.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

С помощью мультимедийной презентации ребята побывали в музее станционного смотрителя, познакомились с историей развития почты.

Урок № 14 (занятие по музейной педагогике, 3 класс)

Тема:  В гостях у няни А.С. Пушкина. Дом - музей Арины Родионовны.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

С помощью мультимедийной презентации учащиеся совершили виртуальную экскурсию и в дом-музей Арины Родионовны.

Урок № 15 (урок изобразительного искусства и трудового обучения, 3 класс)

Тема:  В мастерской дымковской игрушки.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, аудиозаписи народных песен.

На уроке дети совершили увлекательное путешествие к мастерам дымковской игрушки, научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Применение ИКТ:

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности  учащихся;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Примером этому служит научно-практическая конференция «Золотой росток. Юниор»

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых применяются ИКТ. Но насколько интересно на них детям! Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной  деятельности. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня образования.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
  3. Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.
  4. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.
  5. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До Ёи После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
  6. Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
  7. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
  8. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С.3 – 13.
  9. Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.
  10. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005. №1 
  11. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1    
  12. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006                               
  13. Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики // Школьные технологии. 2007. №5                     
  14. Начальная школа плюс-минус до и после. 2007. №7   
  15. О.В. Рыбъякова «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Волгоград. Учитель. 2008 г.
  16. Журнал «Начальная школа» №5,7,8, 2006 г.
  17. Интернет ресурсы :

- http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html  

- http://pedsovet.ord/forum/topic3210htm/ 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"

В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»

Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....

Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Воспитание является одной из важнейших составляющих  образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...