Гендерная педагогика. Вопросы раздельного обучения мальчиков и девочек
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Данная статья рассказывает об основных аспектах раздельного обучения мальчиков и девочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_v_obuchenii.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В  ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские.Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушкиможет стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно- биологического и социально – нравственного предназначения.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XIвека  в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты  XIX века для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии. Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе. Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они  - основа раздельного обучения в школе. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг» : на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Психологи центра охраны здоровья детей и подростков РАМН выявили, что при поступлении в школу у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее  у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее (Н.Н.Куинджи)

Наибольший комплекс разных психологических и возрастных черт, характерных для данного пола,имеют школьники 1 – 3 классов. Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

К 9 классу «маскулинные» (мужские) качества мальчиков снижаются под влиянием девочек в смешанных классах, нарастает чувствительность (женская черта), зависимость своего мнения от группового мнения (женские отношения), они чаще лгут, осторожничают, ограничивают общение. Не свойственные полу черты вызывают дисгармонию, нервные срывы, астенические расстройства, повышенную возбудимость уже в начальной школе. В средних классах мальчики гиперактивны, а девочки инфантильны, так как начинают формироваться репродуктивные функции женского организма. У девочек снижается интерес к учёбе, успеваемость. Они чаще болеют, у них происходят функциональные расстройства, срывы, повышается утомляемость к концу учебного дня, часто повышается давление. Если это происходит на глазах у мальчиков, то у мальчиков возникает неприятие девочек, а у девочек возникает заниженная самооценка собственных достоинств, недостаточное самоуважение, комплекс неполноценности из – за принадлежности к женскому полу. Другой путь в этом возрасте – постепенная потеря женских начал и усиление мужских (маскулинных): большая, чем у мальчиков, склонность к риску, небрежность в одежде, меньшая групповая зависимость. К 16 годам показатель маскулинности у девочек 4,5 ( у мальчиков – 5), ярко выраженный индивидуализм (эгоизм) – 7,7 баллов против 10 у мальчиков (по данным Центра охраны здоровья детей и подростков). Позже это приводит к неблагоприятным последствиям адаптации в обществе и собственной семье: бескомпромиссное поведение дома и на работе, асоциальное поведение (курит, пьёт, употребляет наркотики, участвует в правонарушениях), отмирание материнских чувств, сокращение рождаемости, разводы по инициативе женщины. Задача гендерного обучения заключается в учёте в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, создании тем самым условий для оптимального познавательного развития учащихся и создания комфортной, природосообразной, здоровьесберегающей учебной среды. Среды, которая позволит учащимся успешно обучаться и развиваться в системе социальных отношений, будет способствовать формированию личности мальчика и девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей. При этом воспитательная работа в классах с раздельным обучением должна быть направлениа на поощрение всевозможных форм сотрудничества и общения мальчиков и девочек как на некоторых совместных уроках, так и во внеурочное время.

Цель гендерного подхода в образовании – это деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личностив зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков (Штылева). Раздельное обучение создаёт условия для максимально индивидуального подхода к учащимся, учёта их психофизиологических и личностных особенностей.

Анализ работ В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман и других авторов показал основные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания:

Мальчики

Девочки

  1. В биологическом смысле мальчики, поступающие в первый класс, моложе девочек.Мальчики оказываются менее зрелыми, чем девочки.К началу периода полового созревания расхождение в «зрелости» - около двух лет. Маленьких мальчиков в раннем детстве реже, чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

1. К моменту поступления в школу вполне соответствуют образцу положительного ученика.Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

  1. В первом классе мальчики хуже адаптируются, чем девочки. У них хуже развита тонкая моторика руки. Почерк неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики поначалу также уступают девочкам, но оказываются сильнее в ситуациях, когда требуется выполнить нестандартные задания, найти словесные ассоциации. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, сравнить его можно только с собой предыдущим.

2.  При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление.Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении её с ранее имеющейся. У девочек объём кратковременной памяти выше, чем у мальчиков.

  1. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. Задают вопрос, как правило, для того, чтобы получить конкретный ответ. Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с имеющейся и воспринимают её аналитически.

3. Предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно – пространственные задания для них – тяжёлая работа

  1. Мальчики превосходят девочек в визуально – пространственных способностях.Им легче даётся геометрия.Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому при переходе от словесно – цифровых к зрительно – пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают, при этом они имеют большую, чем девочки, скорость зрительно – моторных реакций.

4. Для девочек важно, кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласково укажут на недоработку и может огорчиться, если сухо назовут оценку. Если девочку похвалить  за сделанную работу, то она может перстать стараться, успокаивается, удовлетворяясь хорошим отношением, поэтому хваля, надо побуждать девочку к дальнейшим действиям.

  1. Мозг мальчиков активно реагирует избирательно в первую минуту эмоциональноговоздействия.Включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков.затем происходит «блокировка», и мальчик перестаёт слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.

5. В классах раздельного обучения может наблюдаться такое явление, как соперничествосреди девочек в борьбе за любовь учителя и лидерское положение в классе.

  1. К 7 – 10 годам утомляемость мальчиков в конце учебного года выше, чем у девочек, однако, при раздельном обучении, пик усталости приходится на февраль - март, затем открывается «второе дыхание», и к концу учебного года успеваемость мальчиков растёт.

6.Уже с первого класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». Обычно девочки в совместных классах, как более успешные, исполнительные и более ответственные занимают «руководящие» посты в школе и классе.

  1. Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда. Когда взрослые доброжелательны и спокойны.

7. Девочки ждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: смех, подтрунивания, иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит потребность быть замеченными.

  1. Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает их мозг и психику.

8.К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности. Предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.

  1. Для мальчика принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. При этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц.Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем – женщиной снижает его рейтинг в группе сверстников, т.к. собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы.

9.При раздельном обучении девочки становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях: получают большие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнения Я – концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, даёт более высокий общий показатель. Самый низкий общий показатель – удевочек смешанного класса.

  1. Мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны. Демонстративны, но более откровенны и искренны, чем девочки. Они, в основном, активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют.

11.Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной Я – концепции.

  1. Охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе. Но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании нового.

  1. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения.

  1. Мальчики испытывают коллоссальную потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.

  1. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически, и никогда наедине.Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказывают мальчиков, теряя при этом авторитет в глазах и тех, и других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учёта их природных и психофизиологических потребностей и роазличий – ошибочно. Равноправие в орбразовании предполагает не отрицание этих различий, а возможность для более полной реализации личности (Л.В.Попова)

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек; в восприятии окружающего мира; в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления; уровнях адаптивных возможностей организма и психики; особенностях активации эмоций в процессе обучения; в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на эмоционально – волевую сферу личности и на процесс обучения и воспитания, что позволяет выработать и применять в практической деятельности учителя различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек.

Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные ( отражающие долговременную перспективу осуществления стремлений) и инструментальные (инструменты реализации будущих устремлений) ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной. Высокопрофессиональной, имеющей собственный независимый путь в жизни, высоконравственной.

Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах, высокий уровень восприятия общечеловеческих качеств.

Направления деятельности.

1. Создание эффективных условий для учебно – воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей контингента классов раздельного обучения.

В классах девочек создаются условия для УВП с учётом их стремления к уюту и комфорту, привязанности к привычной для них обстановке:

- размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах для создания возможностей приложения эстетических и художественных способностей девочек в обустройстве учебной среды;

- формирование взаимоотношений для создания доброжелательной атмосферы;

- поиск общего стиля преподавания для всего педагогического коллектива с целью разработки образцов взаимодействия;

- проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы женских качеств, которые отсутствуют в молодёжной субкультуре;

- разработка рекомендаций родителям об организации среды для формирования личности девочки.

В классах мальчиков создаются условия для УВП с учётом их стремления к освоению окружающего пространства и исследованию объектов, потребности в физических нагрузках и движению:

- предоставление в школе безопасных и больших по площади помещений (спортивные залы и площадки) для реализации потребности мальчиков в движении;

- размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах с целью снятия организационных конфликтов;

- оснащение кабинетов наборами «ЛЕГО», конструкторами, настольными играми, спортивным инвентарём;

- проведение выставок личных достижений мальчиков;

- поиск общего стиля преподавания, использование форм и методов для снижения статического напряжения;

- проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы мужских качеств, отсутствующих в молодёжной субкультуре;

- разъяснение родителям особенности влияния окружающей среды на формирование личности мальчика.

2. Подбор педагогических технологий, методов и приёмов.

В школе используются личностно – ориентированные природосообразные педагогические технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала, эффективности организации и управления, активизации и интенсификации деятельности детей. Преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию.

Преподавание в классах мальчиков идёт с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнований, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно – иллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний, для развития которых далее используются продуктивные методы, способствующие развитию сообразительности, быстроты мышления, подходы к использованию в учебно – воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Раздельное обучение даёт следующие преимущества каждому полу:

  1. создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа обучения, правильным отбором методов и форм обучения;
  2. ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я – концепцию» ;
  3. обеспечивается психологический комфорт;
  4. обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

В классах мальчиков рекомендуется

В классе девочек рекомендуется

  1. высокий темп подачи материала
  2. широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации
  3. разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий
  4. минимальное количество повторений пройденного материала
  5. работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  6. вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
  7. использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
  8. подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;
  9. дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
  10. необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
  1. неспешный размеренный темп урока подачи нового материала
  2. достаточное количество повторений для лучшего усвоения
  3. дозирование объёма и разнообразия новой информации
  4. большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями
  5. подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
  6. эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению
  7. использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  8. использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память
  9. эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении

Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций.  И педагог должен, с одной...

Особенности обучения мальчиков при раздельном обучении

Отличие обучения и воспитания мальчиков в отдельности от девочек. В чем секрет мальчиков. Какие они мальчики? Первый опыт работы....

Ученики и ученицы или различия при обучении мальчиков и девочек

Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется адаптацией, и у одних детей протекает быстро, а у других дольше. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации?...

Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе

Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе...

Статья "Особенности обучения мальчиков и девочек"

Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки требуют от преподавателя разного подходов к преподаванию. Статья посвящена разным методам  и приёмам , необходимым в процессе работы....